Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

31364223
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
745
9473
48830
29258297
207935
365951

Сегодня: Фев 22, 2019




Грампластинки

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 5781

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
(1895–1925)

Первая сторона
АННА СНЕГИНА. фрагменты поэмы

Вторая сторона
ВСЕ ЖИВОЕ ОСОБОЙ МЕТОЙ
ПЕСНЯ
Три стихотворения из цикла «ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ»
СОБАКЕ КАЧАЛОВА
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК, поэма
СУКИН СЫН
ВЕЧЕР ЧЕРНЫЕ БРОВИ НАСОПИЛ
ГОЛУБАЯ КОФТА, СИНИЕ ГЛАЗА
АХ МЕТЕЛЬ ТАКАЯ, ПРОСТО ЧЕРТ ВОЗЬМИ
ВЕЧЕРОМ СИНИМ, ВЕЧЕРОМ ЛУННЫМ
СПИТ КОВЫЛЬ, фрагмент

Читает Георгий Сорокин
М. Брохес
(ф-но)

МОНО 33
М40-38615–16
Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», 1976 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.
Арт.
11–8. Цена 1 руб. 25 коп.

В 1923 году, вернувшись после заграничных странствий на родину, Есенин встретился с Иваном Розановым, известным литературоведом и знатоком русской поэзии, и тот, разговорив поэта, записал все, что Есенин рассказал ему о себе и других.
«…Я считаю неправильным, если кто-нибудь станет делить мое творчество по периодам, — говорил Есенин. — Периодов не было, если брать по существу мое основное. Тут все последовательно. Я всегда оставался самим собой». И это действительно так: меняясь, Есенин никогда не изменял себе. Но все-таки он менялся, ибо менялась жизнь, и требовала от него, ее «певца» и «глашатая», новых песен, и он не мог не откликнуться на этот «социальный заказ».

Издатель славный! В этой книге
Я новым чувствам предаюсь.
Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.
Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш,
Душа спросонок хрипло пела,
Не понимая праздник наш.
Но ты видением поэта
Прочтешь не в буквах, а в другом,
Что в той стране, где власть Советов,
Не пишут старым языком.
И, разбирая опыт смелый,
Меня насмешке не предашь,-
Лишь потому, что неумело
Шептал бумаге карандаш.

Стихи эти, обращенные к директору Ленинградского ГИЗа Ионову, написаны летом 1924 года как поэтическое предисловие к сборнику «Ржаной путь». Сборник по каким-то причинам не состоялся. И теперь мы воспринимаем это стихотворение как своеобразный «пролог» к произведениям 24-х-225-х годов, и прежде всего к «Анне Снегиной», тем более что его публикация (декабрь 1924) и начало работы над поэмой совпадают во времени.
Всю свою творческую жизнь, начиная с юношеских «Марфы Посадницы» и «Песни о Евпатии Коловрате», Есенин подбирался к эпосу, уверяя ценителей его поэзии, что в лирике ему тесно, что он — не поэтический «соловей», а большой и «строгий мастер», со своей «эпическою темой». В 1917–1918 годах он даже почти перестал писать стихи, увлеченный созданием цикла революционных поэм. Потом были «Пугачев», «Страна негодяев», «Песнь о Великом походе», замысел огромного — чтобы вся Россия, с ее революцией и ее мужицкой войной поместилась, — «Гуляй поля».
По сравнению с этими смелыми, до дерзости «опытами», «Анна Снегина» может показаться традиционной, даже не поэмой, а повестью в стихах. Даже за названием ее тянется вереница классических ассоциаций: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Рудин» и т. д. Да и по содержанию она, на первый взгляд, традиционна: история первой любви, сколько об этом писалось в русской литературе!
Так что же, в этой последней, завершающей книгу поэм стихотворной повести Есенин отступился от большого эпоса?
Нет, не отступился. Вслушайтесь внимательно и поймете, что и здесь тема «девушки в белой накидке», в отличие, скажем, от стихотворения «Сукин сын», в движении сюжета в общем-то не участвует. Не случайно же герой поэмы, когда Анна, пытаясь объяснить свое поведение, ссылается на «постыдную тайну преступной страсти», прерывает ее, переводя разговор на другое, более важное:

«Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор»?

«Хуторской разор» и шире — «великий раскол в стране» — вот главное в поэме, им, в конечном счете, а не противоречиями человеческой души, объясняется и печальный исход любовного конфликта. Но это — в поэме. А в стихотворениях, тех, что создавались одновременно с «Анной Снегиной», Есенин дал полную волю лирической стихии. В эти последние свои годы он писал много, жадно и «без промаха». Словно торопился, словно чувствовал, что времени на «пробные» стихи уже не осталось…
Есенин и раньше говорил, что чувство родины — основное в его творчестве, что «более всего любовь к родному краю» его «томила, мучила и жгла». Но теперь он словно еще и боится, что не успеет «вылюбить до дна» эту мучительную, эту нежную и, как ему кажется, безответную, неразделенную любовь к уходящей от него в будущее, к «неведомым пределам» новой, советской Руси.

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

«Я благодарен всему, что вытянуло мое нутро, положило в формы и дало ему язык», — так сам Есенин объяснил в одном из писем суть того «внутреннего перестроения», которое произошло в его творчестве после 1920 года и получило свое завершение в гениальном «Черном человеке», этой поэме раскола с самим собой, где борьба двух сил, или если вспомнить нежно любимого Есениным Гоголя, «брань света с тьмой» проведена почти с сонатной напряженностью.
Написанный в 1923 году (Есенин читал эту поэму друзьям сразу же по возвращении из-за границы), «Черный человек» был опубликован лишь в январской, за 1926 год, книжке «Нового мира», уже после смерти автора, и прозвучал и как реквием, и как дополнение к его предсмертной записке.
Но где же Есенин ближе к самому себе, к главному в себе — в этой трагической поэме или в «Анне Снегиной», наполненной «новыми чувствами»? Ответить на этот вопрос трудно, может быть, даже невозможно. Живая жизнь, а жизнь, поэта особенно, сложнее любой, самой умной концепции, тем более что Есенин всегда до предела искренен — и тогда, когда тихо и нежно признается в любви ко всему живому, ко всему, «что душу облекает в плоть», и тогда, когда кричит о своем разладе с этой жизнью.
Можно, конечно, просто «забыть» о «Черном человеке», «Любви хулигана» или «Москве кабацкой», и отредактировать его так, что останутся лишь «простые» и «улыбчивые» стихи.
Но народный артист РСФСР Георгий Сорокин, отбирая стихи для этой пластинки, поступил более мудро — он составил программу и исполнил ее так, что мы видим не идеализированный лик, а человеческое лицо, у которого не отнято ни одно из его выражений. У Тютчева есть удивительные по своей прозорливости стихи:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.

Слова эти в полной мере относятся к Есенину. Он прожил недолгую мучительную жизнь, но его поэтическая судьба — одна из самых счастливых.

Алла Марченко


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЯЗАНСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЯЗАНСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР.

К
30-летию со дня основания коллектива
Художественный руководитель Евгений Попов

1-я сторона
ОТ ОКИ ГОЛУБОЙ. ОТ МЕЩЕРСКИХ ЛУГОВ Е. Попов — Ю. Афонин
ПОД РЯЗАНЬЮ А. Аверкин — Л. Шишко
РОДНАЯ СТОРОНКА А. Г. Новиков — А. Филатов
РЯЗАНЬ — ЛЮБИМАЯ МОЯ А. Аверкин — Ф. Лаубе
ВИШНЕВАЯ ЗОРЬКА Е. Попов — Ю. Афонин
ОЙ ДА, ЗАКАТИЛОСЬ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
ПО МЕДУ, МЕДУ ПАТОЧНОМУ
Русские народные песни в обработке Е. Попова
Запевают В. Шацкова и Е. Агафонов (7))

2-я сторона
ПЕСНИ НА СТИХИ С. ЕСЕНИНА
Музыка Е. Попова
НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ
ЗАИГРАЙ, СЫГРАЙ, ТАЛЬЯНОЧКА
НИВЫ СЖАТЫ. РОЩИ ГОЛЫ
СПИТ КОВЫЛЬ
БЕРЕЗА
ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ
музыка А. Аверкина
Запевают Г. Малкова (3), А. Мельникова

СТЕРЕО 33
С60-07857–8
Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия», 1976 г.
Арт.
36–8. Цена 1 руб. 45 коп.

Рязанский край издавна славится своей музыкальностью. В 1911 году, когда в Москве состоялся первый концерт крестьянского хора под руководством М. Е. Пятницкого, среди песен, которые прозвучали в программе, были и песни Рязанской губернии. Впоследствии из Рязанщины вышли такие видные музыканты и певцы, как А. В. Александров, А. Г. Новиков, К. Б. Птица, братья Пироговы и многие другие.
Начиная с 1932 года с успехом выступал на различных смотрах художественной самодеятельности хор села Большая Журавинка, Ряжского района, Рязанской области. Его организатором была колхозница Ирина Ивановна Косилкина. В 1946 году самодеятельный коллектив стал профессиональным. С первых дней существования Государственный Рязанский русский народный хор главными своими задачами ставил сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиски новых произведений, соответствующих высоким творческим требованиям подлинного профессионального искусства. На протяжении многих лет эти задачи талантливо решаются художественным руководителем Е. Г. Поповым, выпускником Московской консерватории, пришедшим в рязанский хор в 1950 году.
За эти годы собрано и обработано более двухсот старинных рязанских народных песен. Среди них — «Ты, рябина ли», «Черный ворон», «Уж ты, ночь моя», «Зимушка-зима», «Росла, росла черемуха» и многие другие.
Разнообразие репертуара — одна из главных черт Рязанского хора.
Темы современности, трудовых подвигов, покорения космоса, тема дружбы, мира находят отражение во многих его песнях. Большое место в репертуаре коллектива занимают песни на стихи С. Есенина. Народный артист РСФСР, композитор Е. Г. Попов постоянно обращаете я к творчеству своего знаменитого земляка. Так родились его песни на стихи поэта — «Спит ковыль», «Над окошком месяц», «Нивы сжаты, рощи голы», «Мелколесье, степь и дали», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Капитан земли» (песня о Ленине), «Глупое сердце, не бейся», «Береза».
8 коллективе создаются и крупные полотна. Это прежде всего торжественная, глубоко проникновенная хоровая сюита «Раздумье у мавзолея» (музыка Е. Кузнецова, слова В. Бокова), созданная к 100-летию В. И. Ленина, вокально-хореографические картины «Свадьба в колхозе» и «Вечер на ферме», воспевающие жизнь современного села, вокально-хореографическая сюита «Береза» (музыка Е. Попова, стихи С. Есенина).
К 75-й годовщине хора вышла тематическая программа «Родная деревня» (музыка Е. Кузнецова и А. Рийконена, слова И. Дрёмова и Ю. Афонина).
Определяя пути развития хора, Е. Г Попов говорит: «Народный хор должен владеть всем богатством вокальных красок, ибо нет ничего прекраснее человеческого голоса, — все человеческие эмоции, все переживания рождаются в звуках поющих. Наряду с дальнейшими поисками народных песен, которыми столь богата наша земля, самой серьезной задачей является создание новых произведений о тружениках и их героических делах».
В разное время с хором сотрудничали и сегодня сотрудничают композиторы А. Г. Новиков, Ф. Маслов, А. Аверкин, А. Мосолов, Е. Кузнецов, поэты В. Боков, И. Дремов, Н. Палькин. Хор выступает в творческом содружестве с такими коллективами и исполнителями, как Государственный академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Осипова и народная артистка СССР Л. Зыкина.
Есть в хоре своя активная творческая группа. Прочно вошли в репертуар песни А. Рийконена «Сергею Есенину» на слова С. Острового, «Слезы» на слова Н. Палькина, обработки танцевальных мелодий руководителя музыкальной группы В. Буробина.
Тексты ко многим частушкам и песням пишет хормейстер и солист хора Ю. М. Афонин. Им написаны припевки «Встреча на гулянье», «Я рязанец развеселый» (музыка А. Рийконена), «Нас веселье не берет» (музыка А. и Г. Заволокиных), слова к песням «Заветы земли», «Героям Советской страны» (музыка Е. Попова) и многим другим произведениям, входящим в репертуар хора. В 1975 году на Всероссийском смотре профессиональных народных коллективов Ю. Афонин бып награжден дипломом.
Много можно рассказать о солистах хора; ярко и своеобразно проявляется сегодня мастерство 3. Корольковой, А. Мельниковой, В. Батайкиной, Е. Агафонова, В. Степнова.
Танцевальная группа воспроизводит старинные хороводы — игрища и современные пляски. В коллективе выросли талантливые артисты — Ю. Земцов, удостоенный почетного звания заслуженного артиста РСФСР, В. Шамардин, Р. Афонина, А. Кильдюшов.
За творческие достижения хор удостоен звания лауреата всесоюзных конкурсов, проводимых к 50-летию нашей страны, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и к 30-летию Победы над фашистской Германией.
Маршруты гастролей хора пролегли во все концы необъятной Родины. Хор выступал на сцене Кремлевского Дворца Съездов и концертного зала «Россия». Его тепло принимали слушатели Ленинграда, Киева, Риги, концерты хора транслировались по Центральному телевидению и радио. Коллектив неоднократно выступал и за рубежом. Впереди новые гастроли, новые творческие поиски.

К. Яковлев


Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика