Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

32880684
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
7322
7243
43485
30789979
182825
220410

Сегодня: Авг 23, 2019




Грампластинки

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3757

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Фрагменты радиокниги Ю. Прокушева «Жизнь поэта Есенина».


Читают:
Ю. Прокушев, Н. Першин, А. Консовский
Романс А. Флярковского «Табун» исполняет В. Прокушева

НЕОБЫЧНАЯ КНИГА

Октябрь 1980 года… 85-летие великого поэта России — Сергея Есенина. По Всесоюзному радио передается многосерийная радиокнига, посвященная его жизни, творчеству. «Шесть часов рассказывает писатель Юрий Прокушев о Есенине, шесть субботних вечеров… Совсем не актерским, очень «домашним» голосом он читает главу за главой «Истоки», «Призвание», «На стороне Октября», «Два мира», «Яростный попутчик» и, последнюю, «Время Есенина», — не прибегая к сложным построениям, оставляя художественному слову, как таковому, малую толику повествования. И — лавина писем в ответ на каждую передачу цикла. Слушатели обращаются к автору с поразительной открытостью: восторгаются, советуют, делятся личными, бережно хранимыми воспоминаниями. Больше тридцати лет отдал Юрий Прокушев сбору материалов о Сергее Есенине. Ему удалось найти то, что считалось безнадежно утерянным, воссоздать целые этапы жизни молодого поэта. Прокушев очень любит Есенина. Так, как любят живого, страдающего, очень дорогого человека… С детства — и на всю жизнь. Шесть часов рассказа превращаются в шесть часов защиты великого поэта от сплетен, лживых выдумок, незнания и равнодушия… Наверное, чтобы постичь всякого подлинного поэта, нужно иметь талант, и Прокушев его, безусловно, имеет. Рассказ об «Анне Снегиной», по словам автора, вершинной поэме Есенина, это… вершина самого радиоцикла. Здесь Есенин, создатель и герой поэмы, — поистине «великий мыслитель и революционер духа», неотъемлемая, сокровенная часть самой России», — писал в то время журнал «Телевидение. Радиовещание».
Именно эти, завершающие радиокнигу, страницы жизни Сергея Есенина, а также ряд «ключевых» эпизодов других ее глав включает в себя рассказ писателя Юрия Прокушева на данной пластинке. Выпуская ее, фирма «Мелодия» отзывается на многочисленные пожелания и просьбы поклонников и любителей есенинского творчества о воспроизведении на грампластинке этой необычной книги.

Реставратор О. Гурова. Редактор Т. Тарковская Художник С. Нелюбин. Фото архивные.

МОНО М40 47111 003
Всесоюзная студия грамзаписи «МЕЛОДИЯ», 1986. Запись Всесоюзного радио 1980 г.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.
Арт. 10–9. Цена 1 руб. 45 коп.


ГОЛОСА, ЗАЗВУЧАВШИЕ ВНОВЬ

ГОЛОСА, ЗАЗВУЧАВШИЕ ВНОВЬ



Сторона 1 — 25.48
В. МАЯКОВСКИЙ Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
С. ЕСЕНИН Монолог Хлопуши из драматической поэмы «Пугачев»
Э. БАГРИЦКИЙ Песня Павлы из либретто оперы «Дума про Опанаса»
А. СЕРАФИМОВИЧ Железный поток, глава 40-я (фрагмент)
Н. ОСТРОВСКИЙ Как закалялась сталь, часть II, глава 8-я (фрагмент)
М. ГОРЬКИЙ Обращение к делегатам Всемирного конгресса пацифистов
А. ГАЙДАР Выступление, организованное детской редакцией Всесоюзного радио, 25 августа 1941 г.
А. АХМАТОВА Мужество. Комментирует Ираклий Андроников.

Сторона 2 — 19.09
К. СИМОНОВ Жди меня. Запись 1945 г.
А. ФАДЕЕВ О романе «Молодая гвардия». Выступление на встрече с читателями. 1946 г.
М. ШОЛОХОВ Поднятая целина, книга II, глава 29-я (фрагмент)
А. ТВАРДОВСКИЙ Огни Сибири, из поэмы «За далью — даль» (фрагмент)
Н. ТИХОНОВ Великим океаном нашей жизни…
М. СВЕТЛОВ Гренада

Архивные записи 1920–1965 гг.
Составители: И. Андроников, Л. Шилов.
Реставратор Т. Бадеян Редактор Т. Тарковская. Художник Б. Столяров

Далеко не сразу осознало человечество все возможности и всё значение звукозаписи. Голоса многих великих писателей могли бы звучать через столетия, обращаясь все к новым и новым поколениям, но, к сожалению, записи писательских голосов, сделанные в конце XIX — начале XX века, единичны, далеко не совершенны, разрозненны и случайны: Лев Толстой, Оскар Уайльд, Шолом-Алейхем, Марк Твен, Гийом Аполлинер, Иван Бунин… Но уже никогда мы не услышим ни Достоевского, ни Чехова, ни Золя, ни Мопассана, хотя их голоса вполне могли быть записаны. Да и те записи, которые были сделаны в начале века и в двадцатые годы, впоследствии находились в почти полном забвении.
Первым в нашей стране проблему поиска, сохранения и восстановления старых записей голосов писателей поставил в середине 50-х годов Ираклий Андроников.
«Слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге, — утверждал он. — Интонация открывает далекие перспективы смысла, делает речь более убедительной, многозначной».
Ираклий Андроников составил в 1959 году пластинку «Говорят писатели», на которой собрал и прокомментировал шестнадцать писательских выступлений, сделанных с 1908-го по 1954 год. Этот диск, а также и вторая пластинка этой серии, вышедшая в 1966 году, вернули в современную культурную жизнь голоса Толстого, Куприна, Вересаева, Брюсова, Маяковского, Ахматовой, Есенина, Багрицкого, Пастернака, Луначарского, Горького, Телешова, Погодина, Павленко, Асеева… Правда, качество звучания части записей было весьма невысоко. Даже после реставрационных операций, проведенных опытнейшим звукооператором Еленой Осауленко, не все слова в некоторых выступлениях можно было разобрать. Но и в таком виде — хотя это далеко не все тогда признавали — записи были бесценны. Они во многом уточняли, а подчас и опровергали уже сложившееся у читателей представление о некоторых классических произведениях и об их авторах. Так, например, как справедливо указывал Ираклий Андроников, «обнаруженная в недавнее время запись монолога Хлопуши из драматической поэмы Есенина «Пугачев» в исполнении самого поэта, можно сказать, перевернула привычные представления читателей — Есенин читает громко, истово, выкрикивая слова с какой то фанатической страстью».
Обе пластинки Ираклий Андроников составил так интересно, так расположил, сопоставил, соотнес друг с другом отобранные записи, так умело, тактично, кратко и вместе с тем исчерпывающе прокомментировал их, что в результате получилась научно обоснованная антология писательских голосов. Она была достаточно полной, но, разумеется, не могла быть исчерпывающей.
В комментариях к первой пластинке Ираклий Андроников, в частности, сетовал на то, что нет в ней голосов Демьяна Бедного, Фурманова, Сейфуллиной, Макаренко, Ильфа, Гайдара, Тынянова «и многих, многих других голосов, которые так сильно звучали в нашей литературе».
Но дальнейшие розыски Андроникова и его последователей дали неожиданно богатые результаты, и во вторую пластинку этой серии уже вошли записи Гайдара и Тынянова, а в пластинке «Первый съезд советских писателей» зазвучали молодые голоса Демьяна Бедного и Лидии Сейфуллиной. Немного позже к этому бесценному фонду прибавились записи Блока, Мандельштама, Зощенко, Волошина…
Огромную ценность имеет представленная на новом диске запись голоса Николая Островского. Его чтение не только приближает нас к более точному пониманию авторского замысла, но и свидетельствует о беспримерном самообладании писателя: ведь он произносил эти мужественные слова в то время, как болезнь уже приковала его к постели и окончательно лишила зрения. Для того чтобы сделать эту запись, писателю пришлось выучить отрывок наизусть. А произнося его, ни разу не остановиться и не сбиться: процесс звукозаписи в те годы еще не допускал применения монтажа.
Митинговые интонации речей времен гражданской войны донесутся до нас и в авторском чтении А. Серафимовича, который выбрал для записи один из центральных эпизодов своего знаменитого «Железного потока».
Представлен на этой пластинке и новый вариант реставрации чтения Сергея Есенина. Прослушав в Государственном Литературном музее несколько старых звукозаписей разных писателей, Виктор Шкловский сказал: «Когда упущено время записи — не надо только разводить руками. Надо восстанавливать старые записи. Голос Есенина — драгоценность! О Хлопуше он читал как гений».
Шкловский имел в виду звукозапись монолога Хлопуши из драматической поэмы Есенина «Пугачев». Эта запись была восстановлена первой и опубликована на пластинке еще в 1959 году. Сейчас удалось получить звучание, несколько более близкое к подлинному чтению поэта.
Примечательна история впервые публикующегося на пластинке обращения Максима Горького к делегатам Всемирного конгресса пацифистов. Эту речь писатель предполагал произнести в Амстердаме в августе 1932 года. Однако голландское правительство не дало визы членам советской делегации. Горький телеграфировал из Берлина, где застал его этот отказ, делегатам конгресса: «Сожалею, что силой осторожности правительства Голландии я лишен права непосредственно участвовать в конгрессе. Я не отрицаю за врагом его права на трусость, но в данном случае трусость мне кажется непонятной».
Возмущенные отказом голландского правительства, делегаты пытались перенести заседание в Париж, но и французское правительство отказало в визе членам советской делегации.
Речь Горького все же была зачитана на конгрессе и, по словам Анри Барбюса, «глубоко проникла в сердца пролетарских масс». 4 сентября речь была опубликована в «Юманите», 5 сентября — в «Правде». Немного позже в Москве было зафиксировано на звуковой киноленте и само произнесение Горьким этой речи о пацифизме.
Выступление Аркадия Гайдара было записано в августе 1941 года в детской редакции радио. «Мы готовили передачу к началу учебного года, — рассказывала позже режиссер Роза Иоффе, — и как же мы были обрадованы, когда к нам пришел Аркадий Петрович! Из-под Киева, с фронта приехал он к нам. Он сказал: — Ты знаешь, Роза, я человек храбрый, это проверено еще прошлой войной. Но эта война — броневая, оглушительная, грохочущая минами и бомбами — требует храбрости в более высокой степени.
О такой храбрости, о необходимости железной дисциплины и говорил Гайдар в той передаче. На следующий день он уехал на фронт».
…Существует много звукозаписей Константина Симонова. Не раз записывалось на пленку и знаменитое «Жди меня». Но та запись, которая вошла в эту пластинку, — особая, ибо сделана в Берлине в последние дни войны. Убежденно и задушевно читает поэт свое стихотворение-заклинание. Но слышится в его голосе еще и усталость. Усталость солдата, чей путь до Берлина был нелегок и непрост.
Услышим мы на этом диске и вечно молодую светловскую «Гренаду», и интереснейшую историю создания фадеевского романа «Молодая гвардия», рассказанную автором, и голоса Н. Тихонова, А. Ахматовой, А. Твардовского… Важнейшие этапы истории нашей литературы, благодаря поискам литературоведов и работе реставраторов, вновь оживают в этих голосах.

Лев Шилов

В пластинке использованы фонограммы Государственного Литературного музея и Центрального Государственного архива звукозаписей СССР.

МОНО М40 47369 008
Всесоюзная студия грамзаписи «МЕЛОДИЯ», 1986 г.
Тираж 2 000 экз. Арт. 10–9. Цена 1 руб. 45 коп.


Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика