Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

28884292
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
6344
13841
90588
26729362
257233
367138

Сегодня: Июнь 25, 2018




«Пугачев» в Театре на Таганке

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8763

Премьера — 17 ноября 1967 года.
Постановка Ю. Любимова.
Художник Ю. Васильев. Композитор Ю. Буцко.
Режиссеры Б. Глаголин и В. Раевский.
Интермедии Н. Эрдмана.
В спектакле участвовали:
В. Высоцкий, Н. Губенко, В. Шаповалов, И. Бортник, И. Ульянова.

Сцены из спектакля

В. Высоцкий "Пугачев" В. Высоцкий "Пугачев"
В. Высоцкий "Пугачев" В. Высоцкий "Пугачев"

В. Высоцкий рассказывает о спектакле и отрывок из него

О спектакле:

«Таланту этого актера нужно было разгуляться, нужна была роль-крик, но не краткий, а особой голосовой протяженности. Многое из того, что к концу 60-х годов уже было в песнях явлено, в театре просилось быть выраженным в роли сугубо национальной, поэтически высокой и определенной. Он мог бы, конечно, сыграть и самого Пугачева (сейчас это представляется таким естественным во всех отношениях, а факты говорят, что и желанным, потому что крайне болезненно было пережито неутверждение на роль Пугачева в кино), но достался в есенинском спектакле Хлопуша, по существу, эпизод, одна сцена, ставшая в силу особого дарования актера кульминационной.
...
Сохранилась запись монолога Хлопуши в исполнении Есенина. Сегодняшним почитателям его лирики странно слышать, каким надсадным, резким звуком выпевает свои слова автор. Это не монолог драмы, а какая-то речитативная ария, необычная песня, но без смягчающего песенного размера и лада. Ритм диктуется не чередованием ударений, а переливами душевных движений.

Так же исполнял этот монолог Высоцкий, только переведя все на баритональные ноты и собственную интонацию. Он отдал спектаклю то, чем владел в совершенстве, и, благодаря «Пугачеву», выявил чем, собственно, владел. Другому актеру показались бы нарочитыми необычные словесные повторы — «Но всегда ведь, всегда ведь...», «Все равно ведь, все равно ведь, все равно ведь...». Высоцкий обладал особым дыханием. Другой бы, как в смоле, увяз в сгущенной образности языка («И холодное корявое вымя сквозь тьму прижимал я, как хлеб, к истощенным векам...»), но у Высоцкого было свое — не без удали — ощущение силы образа.

С Есениным у него вообще своя родственность. Ее нетрудно заметить самым поверхностным взглядом — немногие поэты имеют судьбу, так легко становящуюся легендой. Они эту легенду как бы и сами творят — еще при жизни. Другая родственность глубже и еще заслуживает изучения. В ней и «кабацкие мотивы», и та любовь-тоска по родине, которая не покидает нигде, ни за рубежом, ни дома. У каждого свой «черный человек» и своя «Русь уходящая», и нежность к слову, и надрыв, и внутренняя песенность стиха, и — временами — неизлечимая, ничем не заливаемая тоска:

«Вдруг тоска зеленая, змеиная тоска,
Изловчась, мне прыгнула на шею...»

В «Пугачеве» — спектакле предельно специфической образной системы, где играло все: слово, вещь, ритм, — Высоцкий был абсолютно свободен. Он нашел основу труднейшей роли — звук, и свою звуковую палитру. От зубовного скрежета к страдальческой песенной протяженности, от дикого рыка, хрипа к призывному, трубному звуку — таковы были краски этой палитры. Этих красок наша сцена не знала.»

Наталья Крымова, театральный критик

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика