Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58860635
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
4215
49490
183602
56530344
914457
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

«Заболеть Есениным…»

PostDateIcon 22.01.2011 17:09  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 6023

«Заболеть Есениным…»

Племянница поэта Светлана Петровна рассказывает


Есенина С. П.В Замоскворечье, вблизи станции метро «Серпуховская», стоит за невысокой оградой  опрятный двухэтажный дом. То, что он уцелел, удивительно — ведь его  упоминали  еще на заре века — как домовладение купца Крылова. Однако известность «владению» по адресу Большой Строченовский переулок, 24, принес не хозяин, а один из жильцов — Сергей Есенин. В июне 1911 года он неделю гостил здесь у своего отца Александра  Никитича, который работал старшим продавцом и занимал комнату под номером шесть. Спустя год поэт снова  появляется в Замоскворечье, устраивается в контору мясной лавки к тому же купцу — Крылову — и живет в комнате 11. 1 октября 1995 года в этом доме распахнул двери Московский государственный музей С. А. Есенина.
Минуты, проведенные здесь, — как глоток чистого воздуха. Неожиданно для себя вдруг открываешь, что даже в очень трудные времена, когда, казалось бы, не до лирики, людей может объединять и роднить любовь к поэзии. Такими людьми — да простят меня читатели за громкую фразу — нельзя не восхищаться. К их числу отношу прежде всего тех, кто работает в есенинском музее. Кто бескорыстно помогает ему.
Хранитель дома-музея и душа его — Светлана Петровна Есенина, племянница поэта, дочь его младшей сестры Александры Александровны. Еще одна Светлана по фамилии Шетракова — директор. Кандидат наук, диссертацию защищала «по Есенину». Третий работник — экскурсовод Эля Кубышкина. И есть художник Авет Тавризов. Все они, как я понял, не случайные в «есенинском мире» люди.
Мы сидим в небольшом зале. Тихо звучит мелодия: «Не жалею, не зову, не плачу», под ее негромкое сопровождение Светлана Шетракова вслух размышляет:
— Иногда спрашиваю себя: почему это так трогает сегодня, спустя семь десятилетий? В чем тайна? Вот мне в простоте думается, что Сергей Александрович подметил по своей сути сугубо российскую черту — поплакаться. Выплакаться. Понимаете? Желание выразить тем самым одну из «заглавных» составляющих жизни российской души — тоже часть есенинской тайны. «Если хочешь там душу выразить, то сочтут — или глуп, или пьян», — напишет он. Этого, по-моему, до сих пор не понять. Где-то мы — залихватская удаль, а где-то, как Есенин писал, «под тяжестью души, как под ношей» Но душа живет, она то плачет, то восторгается. Наверное, это и помогает нам переживать трудности.
Я прошу Есенину Светлану Петровну рассказать, как начинался музей.
— Так и начинался, — говорит она, — то плакались, то восторгались. Директор жила без зарплаты, я жила на пенсию. Доставали где что могли. Вспоминать сейчас легко… А ведь пришлось «пробивать стены « в прямом и переносном смысле. Если бы не поддержка Юрия Михайловича Лужкова, вряд ли бы «пробили». 30 апреля 1996 года нас зарегистрировали как Московский государственный музей. Когда однажды обсуждался один из наших проектов, мэр мне сказал: «Вы знаете, я сейчас заболел Есениным». С нами дружит много добрых людей. Они искренне и бескорыстно помогают, отдают свои материалы для экспозиции.
Открытие музея стало событием. Об этом, в частности, свидетельствуют отзывы. «В светлый и счастливый для России день рождения Сергея Есенина благодарим чудесный дом — первое московское пристанище поэта — и радуемся его незримому присутствию в этих стенах. Спасибо. Участники международного есенинского симпозиума».
«В Москве непременно побывайте на Красной площади и в Большом Строченовском переулке, 24. Больше всего в русской столице меня покорил маленький деревянный домик. Когда вы подойдете к нему, вы почувствуете там особую радость встречи с поэзией». (Из наставления американского профессора своим студентам, уезжающим в Москву).
Еще отзыв: «Как здорово, что память о нем жива».
А ведь когда-то ее пытались хоронить. Имя поэта замалчивали, стихов не издавали — они не отвечали партийным установкам. В 50-е годы власти потихоньку стали открывать Сергея Есенина для читающей публики.
— «Открыли», но все равно не удержались от «дегтя» — преподнесли как пьяницу и висельника, — говорит Светлана Петровна Есенина. — До сих пор считается, что Сергей Александрович покончил с собой. Я не верю в это. Сейчас подготовлено письмо к Генеральному прокурору страны. Дело в том, что по обстоятельствам гибели поэта уголовного дела не возбуждалось. Мы хотели бы просить сделать это. Думаю, надо поднять архивные материалы… Скоро есенинский музей отправит в путь по городам и весям России передвижную художественную композицию «Духовные истоки русской поэзии». В центре ее будет возвышаться храм. На Руси он всегда символизировал духовность и мощь нации.
— Сегодня много говорят о кризисе духовности. Что вы думаете в связи с этим? — спрашиваю Светлану Есенину.
— Что я думаю? У нас, например, всегда люди. Стоят даже в коридоре… Одни уходят — другие приходят. Это бесконечно. Много молодежи. Рядом с нами — плехановский институт. У ребят «окно» — бегут не куда-нибудь, а к нам. Что меня радует — молодежь умеет отличить плохое от хорошего. Духовность вечна, пока она питается поэзией.
На экране телевизора — живой Есенин. Звучит его голос. Вослед за ним Светлана Петровна Есенина задумчиво скажет:
— Он не призывал к светлому коммунистическому будущему. Он говорил: « Ты жива еще, моя старушка, жив и я, привет тебе, привет…» Он говорил о близких, о родных. И это все — о России.

Анатолий КАРПЫЧЕВ
«Труд», 22.04.1998 г.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика