Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

32213348
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
1896
6715
37692
30120567
179725
294862

Сегодня: Май 24, 2019




Гетманский Э.Д. «Пусть вся жизнь моя за песню продана»

PostDateIcon 22.09.2014 16:41  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2986

«Пусть вся жизнь моя за песню продана»
(из коллекции книжных знаков Э. Д. Гетманского)

     KarasevВ книжную графику тульский художник Николай Сергеевич КАРАСЁВ пришёл в 1975 году, свой первый книжный знак он выполнил в 1984 году. С той поры он сделал более 200 экслибрисов в основном в технике линогравюры. Есенинская тема в его экслибрисном творчестве занимает заметное место. Некоторые из его есенинских графических миниатюр рассмотрим в этой статье. Несколько книжных знаков тульский график выполнил для домашней библиотеки подмосковного библиографа и краеведа Вячеслава Меркулова. Долгие годы он коллекционирует книжные знаки по есенинской тематике, в 2000 году вышла его книга-альбом «Есениниана в книжных знаках», в которой впервые в России было дано библиографическое описание 826 экслибрисов по есенинской теме, которые были Karasev Merkulov 02выполнены отечественными художниками в ХХ веке. Две графические миниатюры Карасёвым были выполнены в 2002 году, на первой из них «Есениниана В. Меркулова» на фоне месяца и звёзд виден силуэт церкви и пасущийся жеребёнок. Второй экслибрис «Из книг В.В. Меркулова» иконографический, на нём дан портрет поэта на фоне женского образа и архитектуры Петербурга. Рядом видна собака, Karasev Merkulov 04этот книжный знак навеян есенинским стихотворением «Собаке Качалова» (1925):

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

     Артист московского Художественного театра Василий Иванович Качалов в первый раз встретился с поэтом весной 1925 года.  Вспоминая об этой встрече, Качалов писал о том, как Есенин познакомился с его четырёхмесячным доберманом Джимом: «Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». После первого знакомства Качалова с Есениным состоялась ещё одна встреча поэта с собакой Качалова Джимом. Состоялась она в отсутствие артиста. Его домашние сообщили ему об этом визите, подчеркнув, что «У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз». «Дай, Джим, на счастье лапу мне…», — трогательно просит собаку Сергей Есенин в своём стихотворении. Он отчаянно искал выход из жизненного тупика, куда его загнало отчуждение общества и готов был по-собачьи лаять и выть при луне от тоски и безысходности. Его не приглашали на литературные диспуты, обвиняли в прессе в пьяных драках, установили наблюдение, организовали травлю. Сергей Есенин так привязался к Джиму, что во время своей болезни бредил им и говорил докторам: «Вы не знаете, что это за собака! Если Качалов привезёт её сюда, то я сразу же поправлюсь». Есенин всегда просил через приятелей «Качалову кланяться. И Джиму — обязательно». Передал свой последний поклон поэт и в декабре 1925 года из Ленинграда накануне своего ухода из жизни. Не принесла поэту счастья лапа Джима.
Karasev Merkulov 01     Третий книжный знак «Есениниана В. Меркулова» Карасёв выполнил в 2005 году, на нём дан портрет Есенина на фоне стволов берёзы. Теплом и светом согреты и есенинские картины русской природы. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинно вдохновенным певцом родной земли. Именно береза является сквозным образам есенинской лирики. Он окрашивают мир его поэзии в особые неповторимые тона. Для Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония мира. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Огромен диапазон мыслей и чувств, заключённых в тех стихах поэта, где природа едва ли не главный, основной герой. С Родиной связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах — образ прекрасной девушки-березки. С этим образом связывается, прежде всего, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей. Так в стихотворении «Мой путь» (1925) Есенин писал:

Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.

    Береза для Есенина являлась символом духовной чистоты и возрождения. Ей посвящены лучшие его стихи. Karasev Merkulov 03Береза, во многом благодаря Сергею Есенину, стала национальным поэтическим символом России. В два цвета тульский график Николай Карасёв выполнил линогравюру «Ex libris Вячеслава Меркулова» в 2010 году. На ней он изобразил Сергея Есенина на фоне сельской церкви, берёзы и всадника на розовом коне. Бесспорно сюжет этого экслибриса навеян есенинским удивительно тонким и возвышенным стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу» (1921). Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. В стихотворении поэт анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению. Ощущением прошедшей юности, сомнением в своём чудесном прошлом проникнуты есенинские строки:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

     Розовый конь у Есенина несёт символический смысл, он символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты. Реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Сергей Есенин в детстве и юности на родной Рязанщине. Сергей Есенин трагически погибает в 1925 году через три года после написания этого стихотворения. Может, он знал, что жить ему осталось совсем немного? В последнем четверостишии поэт говорит:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

     Karasev Remnev 02Сергей Есенин благодарит судьбу за то, что жизнь его останется на этой земле в его стихах, за то, что он не уйдет бесследно. В 2004 году Карасёв подарил книжный знак рязанскому инженеру Вячеславу Ремневу, на этом иконографическом экслибрисе, художник дал портрет Сергея Есенина на фоне родительского дома в селе Константиново и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Это как бы начало и конец жизненного пути великого русского поэта. Родившись в рязанском селе, Есенин завершил свою жизнь в Санкт-Петербурге (к тому времени Ленинграде). Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади, построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II. Появление Исаакиевского собора на есенинском книжном знаке не случайно, он как и печально известная гостиница «Англетер», которая находятся на углу Вознесенского проспекта (дом 10) и Малой Морской улицы (дом 24) соседствуют на одной площади — Исаакиевской. Здание «Англетера» ничем не было известно, неизвестен был даже его архитектор. Здание гостиницы было построено в начале XIX века, оно использовалось как доходный дом, с 1876 года здание было переоборудовано под гостиницу. Мрачную известность эта гостиница получила после того, как здесь 28 декабря 1925 года в номере 5 был найден мёртвым поэт Сергей Есенин. Здесь же было написано его последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». В 1987 году гостиница была полностью разобрана и к 1991 году отстроена вновь с сохранением внешнего облика.
Karasev Remnev 01     Второй экслибрис Карасёва для домашней библиотеки В. И. Ремнёва также иконографический и создан под впечатлением отношения Сергея Есенина к «Слову о полку Игореве». Есенин обращается к «Слову о полку Игореве» в своей статье «Ключи Марии» (Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу). Для него «Слово» — гениальный памятник древнерусской литературы, у которого нужно учиться поэтическому мастерству. По свидетельству многих современников, Есенин любил «Слово», считал его для себя важным, знал все «Слово» наизусть, восторгался его поэтическим совершенством». «Ключи Марии» — основное теоретическое произведение Есенина, работа о творчестве в целом и словесном искусстве в частности, где  поэт попытался оформить и осознать свои литературные искания и идеи. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Статья «Ключи Марии» была написана в Ленинграде в сентябре-ноябре 1918 года и вышла в свет отдельным изданием  в 1920 году в издательстве «Московская трудовая артель художников слова».
Karasev TrifonovКнижный знак для создателя крупнейшего есенинского сайта в России Сергея Трифонова — один из последних экслибрисов Николая Карасёва. Эта графическая миниатюра, как и все экслибрисные опусы, тульского графика выполнена в технике линогравюры, на ней портрет Сергея Есенина дан на фоне полевых цветов и пейзажа его родного рязанского села Константиново. Электронный адрес «Еsenin.ru» напоминает всем тем, кто любит творчество Сергея Есенина о том, где они могут почерпнуть интереснейшие эксклюзивные материалы о великом русском поэте.

Karasev Dimperan     Книжный знак «Есениниана Л.В. Димперана» художник создал в 2004 году, на нём дан портрет Сергея Есенина на фоне церкви Казанской иконы Божьей Матери на родине Сергея Есенина — селе Константиново. Впервые о ней упоминается в Окладной книге за 1676 год, церковь была, как и многие сельские храмы того времени, деревянной. В 1779 году по проекту знаменитого столичного архитектора И. Е. Старова в селе Константиново на средства его владельца князя А. М. Голицына возводится классическое произведение храмового зодчества. После прихода к власти большевиков для Казанской церкви начались тяжелые времена. Окончательно Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Вместо крестов на колокольне был водружен красный флаг. В 1972 году было издано решение о передаче здания Казанской церкви музею им. С. А. Есенина. В 1979 году были проведены большие реставрационные работы. В 1990 году Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. Ныне там проходят церковные богослужения.
Karasev Museum     Николай Карасёв в 1991 году вырезал на линолеуме книжный знак «Из книг музея С. Есенина». На нём дан замечательный портрет поэта на фоне здания, так называемого музея Есенина в Туле. Со временем так сталось — экслибрис музея есть, а самого музея Есенина в Туле нет. Музей планировалось открыть в доме, где жил Есенин. Этот дом нашел тульский краевед Борис Тебиев в государственном архиве Тульской области — «Дело об учреждении в Туле торгового дома под фирмою «Тульский пивоваренный завод «Унион»», датированное концом 1917 года. Одним из совладельцев завода был Борис Иоселевич (Осипович) Повицкий. Это дело позволило уточнить тульский адрес Есенина. Завод «Унион», при котором жил Б. О. Повицкий, размещался в Туле на Новопавшинской улице, в доме № 40/46. Этот дом цел. Номер его сохранился. В 1925 году Новопавшинская улица стала называться улицей Крестинтерна (Крестьянского Интернационала), а с 1933 года — Коминтерна. Сегодня дом, где жил Есенин, принадлежит заводу точного машиностроения. Одно время предполагалось, что на месте этого здания и соседнего, где когда-то размещался один из старейших пивоваренных заводов в России (основан в 1880 году богатой купчихой А. А. Ливенцевой) будет построен очередной корпус «Точмаша».  Общество охраны памятников истории и культуры, тульское отделение Советского фонда культуры, писательская организация отстояли дом. Больше того, предложили разместить в нем постоянно действующую экспозицию «Сергей Есенин и литературная Тула 20-х годов», подаренную тулякам краеведом Валерий Пилипенко.
     Музей был открыт, но после 1991 года его закрыли. Его уникальная экспозиция некоторое время ютилась в двух комнатках здания Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПиК) по Благовещенскому переулку, дом 9. Со временем экспозицию музея практически выбросили на улицу, и она вернулась обратно к Валерию Пилипенко, где ныне и пылится в маленькой квартире краеведа. Мемориальная доска — единственное, что ныне напоминает современникам о том, что в этом доме бывал великий русский поэт Сергей Есенин. Она была открыта 13 октября 1990 года (в связи с 95-летием со дня рождения Сергея Есенина), на ней написано «В этом доме в конце 1918 года в семье тульского пивовара Б. И. Повицкого гостил несколько недель великий русский поэт Сергей Александрович Есенин со своим другом Сергеем Антоновичем Клычковым». Мемориальная доска была изготовлена на средства книголюбов области. Поэт, прозаик и переводчик С. А. Клычков был близко знаком с Сергеем Есениным и Сергеем Конёнковым. В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания. Сергей Есенин несколько раз бывал в Туле, начиная с 11 июня 1916 года, когда он в составе команды санитаров, прибыл на станцию Тула, в Царскосельском имени Ее императорского величества военно-санитарном поезде за № 143, в вагоне № 6. Он упоминает Тулу в очерке «Железный Миргород», а губернию в поэме «Страна негодяев».
Karasev Getmansky     В 2014 году Николай Карасёв подарил книжный знак «Ex libris Э. Гетманского» автору статьи. На нём изображён фрагмент памятника Сергею Есенину в Белоусовском парке Тулы на фоне въездных ворот в усадьбу Л. Н. Толстого в  Ясной Поляне. Появление этого памятника именно в Белоусовском парке не случайно, известно, что поэт любил во время своих недолгих визитов в Тулу гулять по аллее парка, которая начиналась от входа, где ныне расположен памятник В. В. Вересаеву вдоль изгороди, отделяющей парк и улицу Первомайскую. Ныне эта аллея называется Есенинской. Сергей Есенин писал о тульском парке «Полюбил я ваш парк. Я каждый день гуляю по его аллеям. Это самое лучшее, что есть в Туле…». На есенинской аллее 21 сентября 1995 года (в сотый день рождения поэта по старому стилю) состоялось торжественное открытие с освящением памятника, изготовленного на народные средства. Памятник — бюст изготовлен из белого саяно-шушенского мрамора скульптором А. А. Бичуковым, он присутствовал на открытии памятника. Бюст был доставлен из Москвы на легковом автомобиле. Архитектор Тулы П. М. Зайцев расположил памятник на фоне стелы в виде развернутой книги, на которой приведена есенинские строки из стихотворения «Стансы» (1924):

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

     Творчество народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств, скульптора Анатолия Андреевича Бичукова широко известно у нас в стране и далеко за её пределами. Есенинская тема важная страница в его творчестве. Каждый, кто бывал в Москве, знает созданные им памятники Сергею Есенину на Тверском бульваре и на Ваганьковском кладбище. Есенинские памятники А. А. Бичукова установлены в Сербии, Воронеже, Спас-Клепиках, Константинове.
     Появление на графической миниатюре для библиотеки Э. Д. Гетманского яснополянского сюжета также не случайно. В 1925 оду Сергей Есенин с женой Софьей Андреевной Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) посетил Ясную Поляну. Поэт познакомился с Толстой в начале марта 1925 года на домашней вечеринке у журналистки, друга и литературного секретаря Сергея Есенина Г. А. Бениславской. В июне 1925 года Есенин женился на С. А. Толстой и переехал к ней в квартиру, которая располагалась в Троицком переулке Москвы. За короткую жизнь с Есениным С. А. Толстая сделала многое, она стремилась наладить семейный очаг, оторвать поэта от нездоровой среды, под его диктовку записывала стихи, бережно относилась к его рукописям. Но и в этом браке Есенин не был счастлив, его семейная жизнь не клеилась. Своему другу писателю и журналисту Н. К. Вержбицкому он пишет «С новой семьей вряд ли что получится»… и далее, объясняя причину этого, продолжал: «…слишком все здесь заполнено «великим старцем», его так много везде, и на столах, и в столах, и на стенах, кажется, даже на потолках, что для живых людей места не остается. И это душит меня». Несерьёзно и однобоко полагать, что на пути семейного счастья Есенина с Соней Толстой встал её великий дед — Лев Николаевич Толстой. Хотя можно предположить, что отношение Есенина к Толстому сыграло все же определенную роль. Есенин считал Толстого барином, что в его понимании кардинально не сочеталось с писателем. Не изменил своего отношения к Толстому Есенин и после своего знакомства с Софьей Андреевной, называя его родственников не иначе как «графьями». Но, конечно, истинные корни разрыва с Софьей Андреевной Толстой были другие. Здесь, прежде всего, сказалась общая душевная драма Есенина, о которой лучше всех сказал Максим Горький, как о драме последнего крестьянского поэта, разбившего о город свое некрепкое сердце.
     В одном из своих последних стихотворений из цикла «Персидские мотивы»«Голубая да веселая страна…» (1925) Сергей Есенин писал: «Пусть вся жизнь моя за песню продана». В этих словах заключена суровая и тяжелая правда. Есенин подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов. Он служил всю свою жизнь поэзии, отдавая этому великому делу все свои силы, всю энергию своей души. Стихи Есенина — искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает, прежде всего, проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало нашим бесценным национальным достоянием.

Э. Гетманский

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика