Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58839937
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
33007
39415
162904
56530344
893759
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

КУЗНЕЦОВА В.Е. «...Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть»

PostDateIcon 21.10.2010 09:37  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 10638
В. Е. Кузнецова

«...Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть»

В стихотворном обращении к памятнику Пушкину Сергей Есенин сказал:

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь,
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
И все сбылось. И гоненье, и долгое звучание его песен-стихов, и то, что памятники Есенину и бронзой прозвенели, и мрамором блеснули, и гранитом укрепились.
Вот только жить Есенину оставалось недолго. Но стихам поэта суждено бессмертие.
Уже при жизни поэта скульптор Сергей Коненков выполнил интересную работу: сделал деревянный бюст Сергея Есенина (1920). Сергей Есенин был «человеком предания» и в поэзии, и в окружающих его житейских обстоятельствах. Людьми предания были и многие из тех ярких личностей, кто окружал поэта. К таким личностям принадлежал и скульптор Сергей Коненков. В августе 1915 года Сергей Есенин познакомился со скульптором.
8 лет длилась эта удивительная дружба — личные встречи, разговоры, споры, восторги от удивления перед вечной новизной мира. Вместе они организовывали крестьянскую секцию при Московском Пролеткульте, сообща работали, готовясь к торжественному открытию мемориальной доски в память героев революции в ноябре 1918 года в Москве. Сергей Тимофеевич Коненков рассказывал: «Мною был получен ответственный заказ — сделать к первой годовщине Октября мемориальную доску для Кремлевской стены. Как-то пришел Есенин с поэтами Сергеем Клычковым и Михаилом Герасимовым. За дружеской беседой... вдруг возникла мысль написать кантату к открытию мемориальной доски. Композитор Иван Шведов сказал, что он напишет музыку, а стихи взялись сочинять все три поэта вместе. Ударили по рукам и задело...». Эти воспоминания довелось услышать в мастерской скульптора из уст самого С. Т. Коненкова челябинскому литературоведу А. А. Казакову в 60-х годах [1]. И о том, как задумал запечатлеть облик Есенина в памяти и скульптурах, тоже рассказал он тогда.
Рассказывая о Сергее Есенине, Коненков говорил, что был покорен не только стихами поэта, но и всем его обликом. «Это был крупный, красивый человек, его внешность, его стихи еще тогда, при жизни, казались мне явлением под стать Шаляпину, с которым я многие годы дружил. Есенин был обаятельнейшим человеком, и таким я стремился запечатлеть его облик в памяти и скульптурах, когда лепил бюст из гипса в 1918 году и делал его скульптурный портрет из дерева в 1920 году»,— рассказывал о друге Сергей Тимофеевич [2].
Судьба этих работ С. Коненкова известна. А. Берзинь впоследствии вспоминала: «Еще по осени Сергей с балкона сбросил свой бюст работы Коненкова, уверяя, что Сереже (так он называл свой бюст) очень жарко и душно. Он вынес бюст на балкон, поставил на балюстраду и, увидев, что внизу никого нет, столкнул бюст на улицу...» [3]
Коненков С. Бюст С. ЕсенинаСкульптурный портрет Есенина (дерево) — один из самых замечательных в есенинской иконографии.
«Коненковым была выстругана из дерева голова Есенина; схватившись рукой за волосы, с полуоткрытым ртом, был он похож, особенно в те моменты, когда читал стихи. В свое время она была выставлена в витрины книжного магазина «Артели художников слова» на Никитской. Есенин не раз выходил там на улицу — проверять впечатление — умилительно улыбался», — вспоминает И. Старцев [4].
В автобиографической книге «Мой век» С. Т. Коненков довольно подробно рассказал о своей работе над бюстом: «Весной двадцатого года Есенин позировал мне для портрета. Сеансы продолжались с неделю. Я вылепил из глины бюст, сделал несколько карандашных рисунков... Работа эта увлекла меня настолько, что я вошел в азарт и не давал себе передышки... Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры... корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей крестьянской выставке перед толпой посетителей Есенин читал стихи. Возбужденный, радостный. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глаза распахнуты...» [5]
Коненковский Есенин — «само вдохновение: буйно разметались волосы, закинута за голову крылатая рука, во взоре неистовая опьяняющая, острая до боли радость творца» [6]. Перед нами Поэт Божьей Милостью. (Скульптурный портрет в дереве хранится в фондах Института мировой литературы им. М. Горького.).
В 1923 году скульптор уехал в Америку. О смерти Есенина он узнал из письма С. А. Толстой-Есениной, которая обратилась с просьбой (видимо, письмо Софьи Андреевны не сохранилось) о создании памятника поэту. Ответ Коненкова сохранился: «...Смерть Сережи произвела на меня ошеломляющее впечатление. Я долго не верил этому. Чувствую, что поля и леса моей родины теперь осиротели. И тоскливо возвращаться туда.
Памятник буду делать, как только смогу, — выливая всю тоску и боль.
Вы трогательно описываете Сережу и кончину моего бюста — портрета Сережи, и спрашиваете, возможно ли восстановить его. Скажите, сохранились ли у Вас осколки? Впрочем, это не важно! Я напрягу все силы, чтобы воскресить образ Сережи!..» [7]
Коненков С. Сергей ЕсенинВ РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства) хранится фотография проекта памятника Есенину работы скульптора. На ее обороте стоит штамп «Де ВИТТ Ваg 461, Шестая Авеню, Нью-Йорк. Июль 23, 1929» [8]. Сергей Есенин дан в полный рост. В момент, когда он читает стихи. Полы пальто распахнуты, рука — в ритмичном взмахе. Лицо одухотворенно озарено светом вдохновения.
Фотография впервые была опубликована в 1991 году [9]. Видимо, это были наметки работы скульптора над памятником поэту, поиски решения.
Выполнен бюст С. А. Есенина и скульптором Н. В. Дыдыкиным. В фондах Пушкинского дома хранится фотография этого бюста. Бюст оплечный. Корпус — прямо. Волосы причесаны на прямой пробор. В пиджаке, рубашке, галстуке. Плечи срезаны. Гипс, окрашенный черной краской. (34x19x15,2). На задней стороне бюста обозначено «Н. Дыдыкин. 1925...» [10]
На конференции в честь 100-летия поэта Николая Клюева в ИМЛИ (г. Москва) брат художника Анатолия Яр-Кравченко, Борис Кравченко, показав фотографию этого бюста Есенина работы Н. Дыдыкина, назвал иную дату создания бюста — 1928 год. Возможно, что это дата фотографии, а не дата исполнения бюста.
В 50—60-е годы над образом поэта работали многие скульпторы. Работал и ленинградский скульптор Гавриил Гликман. «Бюст, вырубленный из мрамора, экспонировался в Литературном музее Москвы. Большой бюст, выполненный скульптором Гавриилом Гликманом в гипсе — "Есенин в юности". Густая копна кудрявых волос, озорноватая улыбка и рубашка с откидным воротом. Иным его, пожалуй, и не представить в отроческо-юношескую пору», — так отозвались зрители на одну из работ скульптора [11].
Эти поиски решения образа поэта Сергея Есенина в станковой скульптуре 50—60-х годов были отмечены выбором работы московского скульптора Ивана Онищенко.
Онищенко И. Бюст С. ЕсенинаКомпозиционный портрет Сергея Есенина И. Г. Онищенко (мрамор) — экспонирован на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября. 23 мая 1958 года — открытие этого мраморного бюста Есенина в Рязанском областном театре драмы.
На это событие откликнулась пресса, оценивая портрет Есенина работы Ивана Онищенко как талантливую работу скульптора [12].
В 1965 году бюст С. А. Есенина перенесен в с. Константинове, в садик, что рядом с родительским домом Есениных.
Бюст С. А. Есенина работы скульптора Онищенко — первое скульптурное воплощение образа поэта, ставшее достоянием широкой общественности. Скульптор достигает удивительно цельного пластического решения, создает образ большой эмоциональной лирической силы. О работе скульптора над бюстом Есенина сохранились записи ведущего есениноведа Юрия Львовича Прокушева в его записной книжке «День за днем»: «...Позвонил сам скульптор... Приглашает приехать к нему в мастерскую... В его мастерской на Пресне когда-то была мастерская С. Т. Коненкова.
Ехали с опаской. То, что полгода назад показывал Иван Онищенко у Александры Александровны Есениной, меня совершенно не устраивало. Какой-то тенор, а не поэт, весь сотканный из противоречий, мятежный и ищущий всю жизнь путей к большой правде века. Тогда у Есениных, я промолчал, ибо видел, что художник настойчиво ищет своего Есенина. Теперь поиски остались позади. В мастерской стоял законченный мраморный бюст Есенина. Достаточно было раз взглянуть на скульптуру, чтобы почувствовать и убедиться в удаче художника. Композиция, найденная Онищенко, необычна и, вместе с тем, выразительна, правдива. Есенин — как живой. Поэт как бы замер в раздумье. Руки трудовые, рабочие, страдальческие и, вместе с тем, упрямо горячие, непокорные, сложены на груди. Шея и грудь открыты. Ворот русской рубашки с рязанским орнаментом свободно откинут. Очень верно уловил и передал Онищенко характерный для Есенина поворот головы: чуть-чуть вправо. Живые, полные мысли глаза поэта, верно "схвачены" и переданы другие черты лица (кроме рта). Скульптурный портрет Есенина, созданный Онищенко, бесспорно, лучший из всего, что до сих пор приходилось видеть.
Мрамор, удивительно светлый и "легкий", сама работа художника талантливая, одухотворенная, когда точны и выразительны каждая деталь, каждый штрих. Ощущение такое, что это не скульптура, а "живой" Есенин, что вот-вот поэт заговорит. Бесспорно, это большая творческая удача Онищенко» [13].
И, действительно, работу отличает удивительная ясность форм, мягкая обобщенная моделировка поверхности, за которой чувствуется глубокое знание натуры. Руки, сложенные на груди, придают бюсту какую-то особую устойчивость, монументальность.
С 1965 года бюст «живет» в есенинской усадьбе, связан с архитектурой, с планировкой и дома, и сада, и подворья. Полоса земли, шелест трав, деревьев на ветру, поворот головы в сторону родительского дома, как часть торжествующей вечной природы— беломраморный бюст поэта, глаза, приглашающие из дома родителей по тропинке, выложенной плиткой, сюда, к бюсту, положить цветы в эти руки, сложенные на груди поэта, на высоком, в рост человека, постаменте. Сороковой год «живет» в своей деревенской усадьбе «Есенин» Онищенко. И идет к нему нескончаемый поток людской.
После открытия в 1965 году мемориального музея С. А. Есенина в с. Константинове встал вопрос о создании памятника поэту. В августе 1966 года в Рязани была организована выставка проектов памятника. Шла дискуссия о том, каким должен быть памятник Есенину на страницах печати [14].
Яковлев Б. С. ЕсенинО памятнике поэту заговорила и столица [14а]. И в Москве была организована выставка проектов памятника [14б]. Интересна была работа скульптора Б. Д. Яковлева (1963) [15]. В задумчивой позе сидит поэт на пне, подбородком на кулак опершись... Светлы его думы.
Еще в 50—60-х годах говорили в печати о молодом скульпторе Николае Селиванове и его работе «Сергей Есенин», удостоенной высшей похвалы художественного совета института им. В. И. Сурикова. Экспонировалась на международной выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Она была также представлена на юбилейной выставке произведений художников Московской области 1957 года, на республиканской выставке, посвященной 40-летию Октября. Селиванову был присужден диплом первой степени.
Н. Селиванов С. ЕсенинДа, это были первые скульптурные работы Есенина, отмеченные общественностью. Иван Онищенко сделал прекрасный портрет. Николай Селиванов — фигуру Есенина. Это были первые открытые работы [16].
3 октября 1972 год в Юго-Западном округе Москвы на бульваре, названном в честь поэта Есенинским, была установлена бронзовая статуя Сергея Есенина. Скульптор Владимир Ефимович Цигаль. Архитекторы: С. Вахтангов, Ю. Юров.
Памятник стоит у пересечения бульвара, носящего имя поэта, с огромной магистралью Волгоградского проспекта. Открытое место. Юноша с непокрытой головой легко идет навстречу солнцу и ветру. На нем одежда простого деревенского паренька — сапоги, косоворотка. Через плечо переброшен пиджак. Точно спускаясь с горки, идет по бульвару Есенин.
«Сам характер лепки фигуры плавный и спокойный, обогащенный чуть ассиметричными сдвигами в композиции, резким выносом пьедестала, тоже может быть сродни есенинской поэтике.
Цигаль В. Памятник Сергею Есенину. Москва. Есенинский бульварВполне оправданным кажется расположение фигуры низко, почти вровень с землей — это обусловлено и характером созданного образа, и новыми поисками в разрешении проблемы связи памятника с окружающей средой... Воссозданная вокруг природа стала неотъемлемой частью композиции... Есенин чувствует себя хорошо и привольно в открытом пространстве нового микрорайона»,— отмечала Р. Яковлева в своем материале на открытие памятника [17].
Писатель Виктор Ардов откликнулся на это событие «Открытым письмом скульптору Цигалю» [18]. Но письмо будет опубликовано 3 года спустя после открытия памятника. А написано-то оно было сразу. И хранится в РГАЛИ (Фонд 1822, оп. 1,ед. хр. 98).
Виктор Ардов знал Сергея Есенина хорошо. Его письмо — оценка памятника современником поэта: «...Решение — поставить фигуру на низкую и неровную... плиту максимально подходит к задаче. Он здесь, Сергей Есенин, он с нами. Его не отделяет от читателей и почитателей — простых людей — ни подобный трону высокий пьедестал, ни глыба или скала, уместная для темпераментного и властного вождя, которому рядовой человек и незаметен... Ах, как хорошо, что не надо слишком высоко задирать голову, чтобы увидеть лицо поэта, его юношескую голову, не покрытую ничем, кроме собственных кудрей...
...По рязанскому шоссе в микрорайон пришел не очередной кандидат на низменную работу, доступную выходцу из деревни, а полноценный представитель своей нации. Село Константиново отдало нам лучшего отпрыска многих поколений русской молодежи...
...Вам удалось воспроизвести выражение лица Есенина в те минуты, когда он читал стихи...
...Когда я, подняв голову, стал смотреть... в бронзовый лик поэта с возможно более короткого расстояния — примерно метра в полтора — я буквально ахнул. В полузакрытых глазах я явственно увидел тот самозабвенный взгляд, какой я несколько раз наблюдал в живом лице полвека тому назад, только так можно изобразить вдохновение, ибо оно выражается в полной готовности к творческому процессу. Отчетливо представляю себе, насколько трудно передать это в таком тяжелом материале, как бронза, в масштабах, вдвое превосходящих натуру. Но Вы это сделали. И лицо Есенина есть завершающая точка, апогей Вашего творчества над статуей поэта. Я благодарю Вас от всех зрителей Вашей скульптуры» [18]. РГАЛИ. (Фонд 1822, оп. 1, ед. хр. 98, Л...40-46).
С Волгоградского проспекта вступает зритель в скульптурно-декоративный комплекс. Идет извилистой тропкой. Правда, она из гранитных плит. Справа и слева поляны. Несколько кустов сирени. Пламенеют желто-красные клены. И стайка белоствольных берез. Венец композиции — трехметровый памятник поэту. Этот памятник своим композиционно-пластическим строем создает особое пространство, насыщенное эмоциональностью образов [19].
«Цигаль очень тщательно продумывает композицию памятника, до мельчайших деталей, — отмечает народный художник Г. Ястребенецкий, — очень жаль, что ему не удалось все свои замыслы претворить в жизнь. "Памятник Есенину должен был развиваться во времени, — рассказывал Цигаль, — молодой поэт — почти мальчик — и черная тень, тянущаяся от его ног к краю плиты. Тень — это "Черный человек"». Впечатление тени производила отполированная часть бронзовой плиты, по которой идет Есенин.
Но кому-то эта мысль показалась крамольной. Памятник был уже отлит в бронзе, а установку его все откладывали и откладывали. Два года сражался Цигаль за то, чтобы памятник был отлит в том виде, в котором он его задумал. Все было напрасно. Как-то позвонили ему с бронзолитейного завода и сказали: «Тень велено заваривать». Пока он доехал до завода, все было уже кончено.
Насколько глубже и ярче был бы образ Есенина, если бы замысел автора был воплощен в жизнь. «"Черный человек" русоголового поэта — наиболее сложное, исповедальное стихотворение Есенина, переданное точно найденными лаконичными средствами монументального искусства, — разве это не уникальная находка автора? Но все же я видел эту тень на бронзовой плите, ее можно разглядеть, если присмотреться внимательно. Она напоминает о том времени, когда вопросы искусства решались таким странным образом [20]».
В то время таким же странным образом была решена судьба еще одного талантливого творения работы рязанского скульптора Антонины Петровны Усаченко.
Владимир Городецкий рассказал о том «странном времени» в газетной заметке «Возвращение»: «К 80-летию Есенина рязанцы заказали памятник, и не какому-то безвестному мастеру, а самому что ни на есть знаменитому ваятелю, увенчанному Ленинской и Государственной премиями, орденами и званиями...
...Популярность ваятеля была велика, и рязанские партийно-государственные деятели полагали, что это обстоятельство добавит авторитета и им.
Ваятель нехотя согласился, но тянул так долго, что и в канун юбилея бюст поэта не был готов.
— И вообще,— капризно сказал он первому секретарю обкома партии, — у меня скоро командировка в США на полгода. Когда вернусь — посмотрим.
И тогда рязанцы стали искать таланты дома. На удивление начальства их оказалось немало. Первое место на конкурсе заняла Антонина Усаченко, которая сумела создать поэтичный и юношески чистый, человечный образ Есенина. Такого, каким тот был в своих лучших, признанных ныне гениальными, стихах.
Усаченко А. Памятник С. Есенину в с. КонстантиновоБюст решили поставить на видном месте, у вокзала станции «Рязань-2». Об итогах конкурса и месте установки памятника широко сообщили местная газета и радио [21]. И тут разразился скандал. Прославленный ваятель метал по телефону из столицы громы и молнии. Оказывается, доброхоты ему из столицы прислали местную газету, из которой он понял, что в его услугах в Рязани более не нуждаются...» [22]
И... отличная задумка была разрушена.
Бронзовый бюст поэта размером в три натуральные величины. Бюст установлен на 4-метровом прямоугольном гранитном пьедестале.
Удивительный Есенин. Такое знакомое всем лицо. Но как меняется взгляд, облик, когда обходишь памятник вокруг. Да, памятник был от греха подальше отправлен из Рязани в Константиново, в сквер, что рядом с усадьбой Л. И. Кашиной. 20 лет был этот памятник в Константиново.
И часто можно было видеть, как пытливо вглядывались в лицо поэта люди, обходя памятник. Все-таки это другой Есенин. Взгляд его сосредоточенный, серьезный. Есенин, думающий, погруженный в мысли, немного склонил голову вниз. Словно вглядывается в людей, пришедших поклониться поэту. И такая знакомая светлая грусть в его глазах, такая «нежность грустная русской души». Точно он понимал, что случилось с установкой памятника здесь, в Костантиново, а не в Рязани у вокзала «Рязань-2». И то, что газеты охотно помещали снимок этого бюста Есенина, но ничего не сообщали об авторе, истории открытия памятника, словно тоже было ведомо ему. Оттого и горчинка в улыбке при обходе памятника четко улавливалась, словно говорил поэт: «Эту жизнь за все благодарю» [23].
А 20 лет спустя, когда многих участников этой истории не осталось в живых, замечательный бюст поэта решили вернуть в Рязань. И стоит он в сквере на улице Астраханской, что напротив концертного зала имени С. Есенина.
Кибальников А. Памятник С. Есенину в РязаниА в 1975 году «столичное светило... отгрохало рязанцам громадный помпезный и вполне бездарный памятник, который с помпой установили в местном Кремле на обрыве за речкой Трубеж» [24].
А открытие памятника Есенину на берегу реки Трубеж было действительно обставлено помпезно. Широко раскинув руки, Есенин, словно богатырь, наполовину вбитый в землю, развернул широко плечи, поднял голову, поднапрягся, но... освободиться от оков не смог.
Тогда открывали два памятника: бюст Есенина работы Усаченко в Константинове открыли тихо, без газетной шумихи. А памятник на берегу реки Трубеж, работы скульптора А. П. Кибальникова, открывали торжественно и пышно. И газеты, и радио рассказали про новый памятник [25].
Прозвенело бронзой в Рязани слово Есенина. Это бронзы многопудье и «гранита грань» чаще заставляло вспоминать есенинские строки:

Пускай я сдохну, только — нет,
не ставьте памятник в Рязани.
Каким должен быть памятник Есенину?
Об этом говорят и сегодня. А тогда, тогда памятник восприняли по-разному. Было и такое мнение: «Итогом многолетнего труда народного художника СССР лауреата Ленинской премии А. П. Кибальникова стал памятник Сергею Есенину, открытый в Рязани в юбилейные октябрьские дни 1975 года. Замечательному мастеру удалось передать многое: нерасторжимую связь поэта с родной землей, его беспредельную любовь к Родине, его пронзительную открытость людям и миру, широту и незащищенность большого русского сердца.
За эту работу автор был удостоен Государственной премии РСФСР 1976 года» [26].
Епихин В. Бюст С. Есенина в Спас-КлепикахОльга Воронова отмечает однако: «Интересные скульптурно-архитектурные композиции открыты тогда же, в октябре 1975 года, в Константинове (авторы — А. П. Усаченко и Н. Н. Истомин) и в Спас-Клепиках (автор — В. И. Епихин)» [27].
А. Г. Чернова подчеркивает: «На глубокие раздумья наводит работа рязанского скульптора, заслуженного художника РСФСР Антонины Усаченко — бюст Сергея Есенина, установленный на высоком постаменте, рядом с домом Анны Снегиной. Портрет решен в драматическом ключе. Есенин как бы размышляет о собственной судьбе, на его лице — гамма сложных чувств. Благодарность за то, что жив в памяти людей, в их сердцах».
Первые опыты художественного решения образа С. А. Есенина в скульптуре показали, как сложно передать в этом жанре искусства духовный и творческий мир поэта через его внешний облик. Состоявшиеся не раз с 1966 года конкурсы скульпторов не выявили достойного проекта памятника, который выражал бы масштабность Есенина как поэтического гения своего времени. Поиски продолжались. Над скульптурным проектом поэта работали и профессионалы-скульпторы, и любители. Работал над этим и московский скульптор и артист, лауреат Всесоюзного конкурса чтецов Григорий Сорокин. Он в 1975 году создал скульптурный портрет поэта [28].
В Спас-Клепиках, где в 1909—1912 годах жил и учился Сергей Есенин во второклассной учительской школе, был открыт бюст Есенина работы В. Епихина в 1975 году [29].
Семеновский И. Скульптурный портрет С. ЕсенинаЕще в 1970 году работал над скульптурным портретом Есенина И. С. Семеновский [30].
У каждого было свое видение поэта, свое решение образа. Московский скульптор Валерий Малолетков, автор работы «Поэт и Муза» (1991—1994), показал этот образ так: «Символом злого рока, преследовавшего поэта и близких ему людей, стала веревка, связывающая мертвыми путами крылья творца и его роковой музы — танцовщицы А. Дункан. Мне хотелось разрушить художественные штампы минувших лет: попытки запрятать гений Есенина в деревенскую косоворотку, превратить великого поэта в глуповатого Леля с голубыми глазками и
Малолетков В. Поэт и Музазолотыми кудрями волос, не ведающего того, что творит. Немалую лепту в искажении образа поэта внесли и собратья по перу, натужно пытавшиеся заполнить вакуум, образовавшийся после гибели поэта.
Есенин — это плоть и теплота нашей земли, многоцветие ее красок. Его трудно представить и в холодном кладбищенском мраморе, и в "бронзы многопудье". Наиболее органичным для его образа мне показалась обыкновенная глина — земля, прошедшая вместе с водой сквозь горнило огня» [31].
Соколова Т. ЕсенинЕсенин московского скульптора Т. М. Соколовой иной: «Сергей Есенин, выполненный в дереве, в нежных тонах золотистых поверхностей, решен необычно, в трагической манере, с трогающей сердце пронзительностью. Эта скульптура — реквием, торжественная поминальная песнь о поэте земли русской» [32].
Над решением скульптурного портрета Есенина много лет работает московский скульптор Анатолий Бичуков. Уже первые его студенческие работы были замечены. Начал с дипломной работы.
И с тех пор работает над образом поэта постоянно. Личность поэта пытается передать разными пластическими формами и жанрами — мелкая пластика, портрет, памятники, пространственная композиция... В 1965 году о работе скульптора заговорила пресса [33].
В1967 году на выставке в манеже был выставлен мраморный бюст Сергея Есенина [34].
1976 год. Сергей Есенин. Мрамор. Всесоюзная художественная выставка.
1978 год. Мраморный бюст Есенина был представлен на выставке произведений русских художников в Швеции.
1981 год. Полуфигура (мрамор) Есенина — на выставке во Вьетнаме «Художники России за рубежом».
1983 год. Скульптурная группа малых форм «Есенин и Блок» (бронза); демонстрировалась на персональной выставке А. Бичукова в Москве, когда в Бауманском районе Москвы проводились Дни изобразительного искусства РСФСР. Выставка скульптурных работ народного художника РСФСР Анатолия Бичукова была развернута в фойе кинотеатра «Новороссийск» в 1984 году [35].
1985 год. В честь дня рождения Есенина выставка в Москве; на ней экспонировалась полуфигура Есенина [36].
Бичуков А. Памятник-надгробие С. Есенину на Ваганьковском кладбище1986 год. 21 июня на Ваганьковском кладбище был открыт памятник-надгробие Сергею Есенину. Авторы этого произведения — народный художник РСФСР Анатолий Бичуков и архитекторы Константин Мурашов и Николай Ковальчук. Авторы «сумели полностью выйти за границы известной интимности, присущей подобного рода памятникам». И это не случайно: работа Бичукова прошла не один и не два жестоких конкурсных отбора: она была предварительно выставлена на Всероссийской художественной выставке для всеобщего обозрения...
...Белоснежная глыба мрамора, обработанная нарочито грубоватыми, но мощными ударами. И на этом фоне — бюст пронзительно юного и красивого поэта. Сочетание неожиданного ... [37]
«В образе его, Есенина, подчеркнуты русские национальные черты, душевное обаяние, благородство, внутренняя сосредоточенность. Просто и выразительно архитектурное решение мемориала, выполненное Николаем Ковальчуком и Константином Мурашовым», — отметил есениновед С. П. Кошечкин [38].
Скульптурная полуфигура поэта, выполненная из белоснежного мрамора, установлена на основании из белоснежного гранита. Перед нами поэт в свежую, юную пору его жизни, полный неистраченных сил. Это не столичный денди в шелковом кашне и цилиндре и с тростью в руке, не измученный душевными метаниями, с печалью ущерба человек, каким был поэт на пороге трагической своей кончины.
«Скульптор изваял Есенина молодого, полного нерастраченных сил.
Поэт, конечно, красив, но в юной его славянской красоте нет, как это бывало в иных портретах, ни байроновской пышности, ни херувимского благолепия. Скульптор как бы почувствовал и воплотил народное представление о Есенине.
Распахнут ворот рубашки, в вольном свободном движении сложены руки, волен и свободен — и очень пластичен разворот плеч, вся осанка Есенина. Видишь его таким на вешнем ветру, в раздолье полей, у синей реки...
В фигуре поэта, в очертаниях его головы читаешь и горделивое чувство собственного достоинства, и огромную нежность — черты, слагавшие характер Есенина. Хорошо передан «голубой» есенинский взгляд, как бы врезанные брови поэта. Мягкая моделировка лица не помешала скульптору добиться общности форм: в портрете есть монументальность, расчет на обозрение его в пространстве. Скульптор достиг этого, не принося в жертву лиричности, без которой Есенин был бы немыслим», — эти достоинства Есенинского скульптурного портрета отмечал литературовед Николай Банников еще в 1967 году [39].
Все это отличает скульптурный памятник-надгробие Есенину на Ваганьковском кладбище.
В программе подготовки к 100-летию С. А. Есенина появилось и открытие памятника ему в столице. Но отсутствие финансирования вызвало большую тревогу в Российском организационном комитете по подготовке и проведению мероприятий, посвященных юбилею. И только в конце июня правительство Москвы смогло выделить необходимые средства для сооружения памятника. Наверное, это и было причиной того, что конкурсы проектов памятников Есенину не провели. Константин Ваншенкин возмущался: «...В 95-м году меня включили в комиссию по проведению столетнего юбилея Есенина.
Вдруг говорят: "Есть предложение поехать в мастерскую скульптора и посмотреть памятник поэту".
— Как памятник? Наверное, проект?
— Да нет, все уже готово.
Что же получается: есть комиссия, утвержденная правительством, и ей предлагается принять то, что уже принято! Когда, кем принято — одному Богу известно. Какая-то непонятная болезнь публичного рассмотрения. К общественному мнению интереса ноль. Вот и получили невыразительного Есенина на Тверском бульваре. Поставили, отметились. Самому сердечному поэту России — и так формально» [40].
А член Российского оргкомитета по подготовке и проведению 100-летия С. А. Есенина первый директор музея Есенина в Константиново Владимир Астахов вспоминает: «Вполне понятно, с каким тревожным и радостным чувством входил в мастерскую скульптора Анатолия Андреевича Бичукова, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества...
То, что мне удалось увидеть, превзошло все ожидания... И я подумал, что именно таким должен предстать в бронзе дорогой миллионам россиян зарубежным почитателям Сергей Александрович Есенин: во весь рост, изящный до элегантности, выражение лица, положение рук, мускулистая, чуть приоткрытая шея удачно передают непринужденность, раскованность, внутреннюю работу души» [41].
Бичуков А. Памятник С. Есенину на Тверском бульваре в МосквеОткрытие памятника состоялось на Тверском бульваре 2 октября 1995 года. Бронзовое изваяние — трехметровая фигура поэта — было поднято на пьедестал из гранита, добытого на Кольском полуострове. Высота пьедестала — 1,5 метра. Памятник окружают гранитные ступени.
Удачно определено и место установки памятника. На этом месте в декабре 1925 года Москва прощалась с Есениным во время похорон напротив бывшего Камерного театра (ныне драматический театр им. А. С. Пушкина). В том самом месте, где прежде стоял памятник А.С. Пушкину, перенесенный во время реконструкции улицы на другую ее сторону. Авторы — скульптор Анатолий Бичуков и архитектор Анатолий Климочкин — решили добавить к естественной природной среде Бульварного кольца еще и символы есенинской поэзии: «Журавлихи» ныне покойного скульптора Петра Фролова (сразу вспомнишь клюевское из «Плача о Сергее Есенине»: «Мы свое отбаяли до срока — журавли, застигнутые вьюгой...»), а слева — бронзовый жеребенок — «Пегас Крылатый», работа замечательного анималиста Александра Белашова (помните: «Милый, милый, смешной дуралей...»?). Ну, а центром поэтического пространства — фигура поэта. А. А. Бичуков представил Сергея Есенина во весь рост, слегка облокотившегося на ствол дерева. Так объяснил скульптор лирическое состояние героя:
«Есенин для меня сродни явлению природы, они едины и неразрывны. Потому и фигура его как бы прилепилась к зеленеющему деревцу. Он и сам словно нежное деревце, волшебно выросшее на щедрой почве народной поэзии. Мне хотелось найти нетрадиционную композицию, которая бы выразила и грани его лирического дарования, и мятущуюся душу, и накал философских размышлений.
Сергей Есенин — крупная поэтическая личность, не сводимая к привычным и неверным крайностям, например, к образу хулигана, "черного человека" или только деревенского поэта, "златокудрого Леля", или носителя идеалов патриархальной "Святой Руси..." В нем и в его поэзии соединились все противоречия, надежды, разочарования и чаяния России начала XX века...» [42]
Народный художник России создал свыше 30 образов великого поэта. Накануне 100-летия Есенина скульптор Бичуков подарил один памятник Туле [43], второй — Македонии [44]. Есть и в Калининграде работа этого ваятеля: «В Калининграде, в Парке скульптуры, стоит бюст Сергея Есенина работы скульптора Анатолия Бичукова — автора памятника поэту на Ваганьковском кладбище» [45].
Скульптурные произведения есенинского цикла, установленные в разных уголках мира, дают представление о творческой манере и искренней увлеченности темой московского скульптора зрителям Италии, Кубы, Вьетнама, Македонии... [46]
Чаркин А. Памятник С. Есенину в Санкт-ПетербургеК 100-летию Есенина был установлен памятник Сергею Есенину в Таврическом саду г. Санкт-Петербурга 3 октября 1995 года. Освящал памятник настоятель храма Спаса Нерукотворного образа отец Сергей Зорин. Авторы памятника: петербургский скульптор Альберт Чаркин. Архитекторы: Феликс Романовский, Сергей Михайлов.
Мраморная статуя Есенина (каррарский белый мрамор — фигура, установлена на контрастный черный пьедестал). Отдыхающий поэт (в строгом костюме, с бабочкой, присел на камень; в руке кленовый лист). Сооружен на средства Благотворительного фонда Есенина (президент Анатолий Тукиш, исполнительный директор Нариман Давтян). В феврале 1995 года в творческой мастерской Феликса Карловича Романовского, на набережной Мойки, 5, представлены были 5 макетов памятника Сергею Есенину. «Конкурс на лучший проект памятника не объявлялся,— рассказывает скульптор Альберт Серафимович Чаркин.— Но мы все же сделали 5 макетов и предложили правительству города...» [47] Худсовет г. Санкт-Петербурга во главе с главным художником Иваном Ураловым осуществил приемку памятника с отметкой «отлично».
Челядин В. Памятник С. Есенину в Липецке2 сентября 2002 года был открыт памятник С. А. Есенину в Липецке. Выполнен он из бронзы по проекту местного скульптора Валентина Челядина. Установлен у школы № 69 им. С. А. Есенина. Школа расположена на Есенинском бульваре [48]. Инициатором всех этих мероприятий был Валентин Иванович Синельников, создавший в Липецке общественный музей С. А. Есенина в своей квартире. Трехметровая бронзовая фигура поэта в полный рост. Сергей Есенин, опершись на плетень, стоит, сложив на груди руки, скрестив ноги, задумчиво смотрит вдаль. На плетень сброшен пиджак. А за спиной поэта будет шуметь листвой клен: его посадили в день открытия памятника. Постамент памятника двойной: на низкий постамент изогнутой формы поставлен прямоугольный формы основной постамент, на котором надпись: «Сергею Есенину».
Годом ранее — в 2001 году 22 октября — был открыт памятник Сергею Есенину и в городе Орле. Есенин бывал в Орле в доме своей жены Зинаиды Райх. Скульптор, профессор Орловского государственного университета, Виктор Петрович Басарев, архитектор — Борис Егорович Ермолов. На пьедестале из светло-серого мрамора, отлитый из металла, застыл в неведомой думе великий поэт, крепко скрестив на груди руки.
Ему еще нет 30 лет, но как много светлой печали в лице его! Поэт Виктор Дронников прочитал стихи, в которых были и такие строки: «Есенин — Божия слеза, что редко падает на землю...» [49]
Летом 1997 года Эдуард Хлысталов, исследовавший загадки смерти Есенина, пригласил меня в мастерскую Николая Селиванова. Николай Александрович над Есенинской темой работает со студенческих лет.
Работа была в 1957-м году замечена и отмечена общественностью... Но не сумела общественность сохранить для истории эту работу. А скульптор продолжал работать над образом. Он хотел, чтобы «люди увидели настоящего Есенина, не исковерканного, не изуродованного, не оклеветанного, а чистого и прекрасного, каким он и был на самом деле» [50].
В мастерской скульптора я буквально вздрагивала «от ощущения, что ты остался один на один с Сергеем Есениным, — так точно, раскованно, одухотворенно передан его образ Николаем Селивановым. В распахнутой косоворотке, кудрявоволосый, открытый жизни и миру... здесь... ты встречаешься с "разным" Есениным — веселым, грустным, задумчивым. Вообще, "Есениниана" скульптора Селиванова — явление уникальное в нашем искусстве» [51].
Свое представление о великом сыне России скульптор старался передать в камне, в дереве, в мраморе.
В мастерской скульптора я увидела Есенина в окружении друзей, любимых женщин, современников: поэты Алексей Ганин, Николай Клюев, Александр Ширяевец... любимые женщины — Анна Изряднова, Августа Миклашевская, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Зинаида Райх. Есенинский мир передан скульптором живым и добрым. Есть в готовом виде уже прекрасный проект памятника Есенину. «Я думаю, что эту работу когда-нибудь поставят в Рязани. А, может быть, в Константинове на пристани. Тогда его будут видеть с проплывающих пароходов», — говорит заслуженный художник России Николай Александрович Селиванов [52].
Много скульптурных портретов Сергея Есенина и в мастерской скульптора из Санкт-Петербурга Сергея Алипова. Стали бронзой Есенина строки. «Вот Есенин, вставший у плетня, вот он, присевший где-то в лесу, вот Есенин в накинутом на плечи пальто...»,— перечисляет Николай Коняев Есениных Сергея Алипова.
Есть у этого скульптора «уже готовый проект памятника, архитектор Вячеслав Бухаев сделал привязку его к улице Сергея Есенина в Санкт-Петербурге — Есенин совсем юный, босой, в закатанных по колено штанах. Он присел на поваленное дерево, тоненький, напряженный, как струна. Есенин, еще не знающий себя в номере "Англетера", еще не догадывающийся о своей трагической судьбе, но уже готовый принять ее за Россию...» [53].
Хочется верить, что когда-нибудь эти скульпторы перешагнут пороги мастерских и московского скульптора Николая Селиванова, и питерского скульптора Сергея Алипова и встанут в садах и парках наших городов, на площадях и на бульварах.
Монументальная скульптура обладает достаточно широким диапазоном средств художественного выражения. И создание произведений сугубо камерного плана, которые смогли бы создать эмоционально насыщенную среду, обогащающую внутренний, интимный мир человека — одна из задач развития скульптуры. Есенинский мир придаст им яркий и наполненный эмоциональный строй.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Казаков А. «Я любил Сережу...» // Ветеран. — 1989, 25-31 дек.
2. Там же.
3. Берзинь А. Последние дни Есенина //Кубань. — 1970. — № 7. — С. 94.
4. Старцев И. В сб. «Жизнь Есенина». — М., 1988. — С. 281.
5. Коненков С. Т. Мой век. — М., 1988.
6. Ломан А. П., Хомчук Н. И. Вступление к книге: С. Есенин. Словесных рек кипение и шорох. — Лениздат, 1965.
7. Вдовин В. Признание. Новые штрихи к биографии Сергея Есенина // Литературная Россия. — 1975, 3 окт. — С. 6.
8. Кузнецова В. Портреты Есенина // Наука и бизнес на Мурмане. — 2000. — № 6. — С. 17.
9. Голос Родины. — 1991. — № 39. — С. 15.
10. Архив-музей Пушкинского дома: Фотографии (3492. с.п. 7, №84252).
11. Безруков Л. II Горьковский рабочий. — 1985, 3 окт.; Бюст Сергея Есенина // Приокская правда. — 1957, 25 июня.
12. Литература и жизнь. — 1958, 23 мая; Рязанский комсомолец. — 1958, 23 мая; Литературная газета. — 1958, 24 мая; Приокская правда (Рязань). — 1958, 24 мая.
13. Прокушев Ю. Все мы — дети России. — М., 1990. — С. 228.
14. Рассматривая скульптуры с выставки проектов памятников С. Есенину//Приокская правда (Рязань). —1966,12авг.; Литературная Россия. —1967,17 марта; Приокская правда. — 1967, 14 мая.
15. Художник. — 1965. — № 4. — С. 16; Сергей Есенин. Словесных рек кипение и шорох. Стихи и поэмы. — Л., 1965.
16. Козлова Е. Желание работать не оставляло меня никогда... В мастерской скульптора Николая Селиванова // Слово. — 2004. — № 3, май-июнь. — С. 101.
17. Яковлева Р. Памятник поэту // Художник. — 1973. — №4. — С. 4.
18. Ардов В. Открытое письмо скульптору Цигалю // Творчество. — 1975. — № 12.
19. Шмигельская Е. Тенденции развития монументальной скульптуры Российской Федерации. — Л., 1975. — С. 29.
20. Ястребенецкий Г. Скульптор Владимир Цигаль // Искусство. — 1988. — № 13. — С.
21. Приокская правда (Рязань). — 1973, 17 окт.
22. Городецкий В. Возвращение // Труд. — 1995, 3 окт. — С. 5.
23. Московские новости. — 1985, 6 окт.; Советский Сахалин. — 1985, 5 окт.; Пионер Востока. — 1985, 5 окт.; Молодая гвардия. — 1985. — № 10; Литературная газета. — 1988, 12 окт.
24. Городецкий В. Возвращение // Труд. — 1995, 3 окт. — С. 5.
25. Фастовец Е. Сыну земли русской: Вчера в Рязани состоялось торжественное открытие бюста-памятника С. Есенину // Приокская правда (Рязань). — 1975, 3 окт.; Сергею Есенину // Правда. — 1975, 4 окт; А. П. Кибальников — почетный гражданин Рязани // Приокская правда. — 1975, 5 окт.; Ларина Н. Тебе, о Родина, сложил я песню // Литературная Россия — 1975, 3 окт.; Литературная газета. — 1975, 8 окт.; Енишерлов В. И будет памятник стоять в Рязани мне. — Огонек. — 1975, №41. — С. 32—33.
26. Сергей Есенин: Проблемы творчества. — М., 1985. — Вып. 2. — С. 216.
27. Воронова О. Память о С. А. Есенине на рязанской земле в сб.: Сергей Есенин: Проблемы творчества. — М., 1985. — Вып. 2. — С. 216.
28. [б/н.] Певцу России. (О бюсте Есенина работы скульптора Г. Сорокина) // Советская Россия. — 1975, 2 окт.; Видов В. Скульптурный портрет Сергея Есенина // Вечерняя Москва. — 1975, 3 окт.
29. [б/н.] Клепиковцы — поэту // Приокская правда (Рязань). — 1975, 10 окт.
30. Чистяковский О. Образ поэта // Аврора. — 1970. — №9 — С. 71.
31. Художники есенинской темы. Валерий Малолетков // Юный художник. — 1995. — № 10. — С. 7.
32. Художники есенинской темы. Татьяна Соколова // Там же.
33. [б/н.] Скульптурный портрет Сергея Есенина выполнен А. Н. Бичуковым, учеником академика М. Г. Манизера // Литературная Россия. — 1965, 1 окт. — С. 13.
34. Банников Н. Таким мы его видим // Литературная Россия. — 1967, 13 окт. — С. 10.
35. Лукин А. Мозаика характеров // Литературная Россия. — 1984, 20 апр.
36. Литературная Россия. — 1985, 6 дек.— 1 стр. обложки (фото).
37. Черненко А. Певцу России // Советская Россия. — 1986, 22 июня.
38. Кошечкин С. Под кленами Ваганькова // Правда. — 1986, 22 июня.
39. Банников Н. Таким мы его видим // Литературная Россия. — 1967, 13 окт. — С. 10.
40. Дворников Е. Константин Ваншенкин: «Тут не игра в словах, тут — всерьез» // Московская среда. — 2003, 27 авг. — 2 сент. — С. 19.
41. Астахов В. «Чтоб и мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть... » // Приокская газета (Рязань). — 1995, 10 авг.
42. Иванов Н. Сергей Есенин на Тверском бульваре // Юный художник. — 1996. — № 4. — С. 6.
43. Рассаднев С. У памятника Сергею Есенину // Тула. — Под сенью муз. — Тула, 1995. — № 12. — С. 5.
44. Гловюк С. Бунт вольного духа // Литературная газета. — 2001, 10-16 окт.
45. Венок Есенину: Сборник. — Калининград, 1995, фото на 4 стр. обложки.
46. Иванов И. Сергей Есенин на Тверском бульваре // Юный художник. — 1996. — № 4. — С. 7.
47. Никитин Р. Сергей Есенин в Михайловском саду? // Санкт-Петербургские ведомости. — 1995, 24 февр.
48. Обыденкин Н. Памятник Сергею Есенину открыт в Липецке // Рязанские ведомости. — 2002, 18 сент.
49. Самарина И. «Есенин — Божия слеза, что редко падает на землю...» // Городской перекресток. — 2001. — Вып. 4. — 25 окт.
50. Алекперова Е. «Есенин, каким он был» // Литературная Россия. — 1995, 10 февр.
51. Сазонов Г. Под одной звездой // Труд. — 1996, 20 марта.
52. Елена Козлова. Желание работать не оставляет меня никогда. В мастерской скульптора Николая Селиванова // Слово. — 2004, № 3. — Май-июнь. — С. 110.
53. Коняев Н. Сергеи Есенины Сергея Алипова // Литературная Россия. — 1995, 15 сент. — С. 12.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика