Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58883548
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
27128
49490
206515
56530344
937370
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

БУРЗЯНЦЕВ А. Д.

PostDateIcon 14.09.2012 17:50  |  Печать
Рейтинг:   / 28
ПлохоОтлично 
Просмотров: 15162

 

Возможно ли воплотить в живописи образы, созданные творческой фантазией поэтов? Проблему эту стремились решить многие поколения художников, и просчетов здесь бывало больше, нежели удач. Ошибки происходили тогда, когда художники пытались буквально воспроизвести словесный образ. Конечно, нетрудно нарисовать «проводов голубую солому», но как быть, скажем, с такой метафорой, как:

И вечер, свесившись над речкою, полощет
Водою белой пальцы синих ног

(«Голубень»)

В этом случае необходимо было найти такой живописный образ, который раскрыл бы очарование угасающего дня, выразил бы мелодию таинственного прихода ночи.

Уфимский художник Александр Бурзянцев уже много лет увлеченно пишет село Константиново (родину С. Есенина) и его окрестности. В живописных полотнах передает Бурзянцев свое восприятие константиновских мотивов, увиденных глазами современного человека. Оставаясь во многом документальными, картины пейзажиста несут обобщенный образ родной поэту рязанской природы, неброская красота которой всю жизнь питала его неистовое вдохновение. Александр Бурзянцев родился в Башкирии. Окончил Пензенское художественное училище в 1951 году, испытал на себе сильное влияние известного художника, замечательного педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Дипломная работа А. Бурзянцева «Пушкин в Михайловском» выявила интерес молодого живописца-лирика к скромной, бесконечно дорогой ему российской природе. Уже первые картины Бурзянцева «Ветер с Урала» (1956), «Осенью» (1957), «Старый уральский городок» (1959) позволяют говорить о Бурзянцеве как о самобытной творческой индивидуальности, оригинальном пейзажисте.

Земля в картинах Бурзянцева, пожалуй, одно из главных действующих лиц. Плотная, сильная, могучая, исчерченная дорогами и тропами, она легко несет на богатырских плечах своих города и пашни, леса и горы. Художник влюблен в свою уральскую природу. Однако видит он ее не по-бажовски сказочно нарядной, маскарадно-праздничной, а словно бы в вечном труде, в несгибаемом упрямстве восстающих к небу холмов, в стремительных срывах каменных склонов, обросших колючей щетиной редколесья. Это Мать-кормилица — суровая, беспощадно требовательная и единственная.

Картины Бурзянцева — не слепок с натуры. Это всегда — итог раздумий о многовиденном, сплав впечатлений, опыта прожитого и выстраданного.

Всякий раз, приезжая в село Константиново, в любую погоду исхаживает Бурзянцев долгие дороги и тропы, вглядываясь в бесконечно знакомые избы, рощи, поля, стараясь запомнить вдруг подмеченное состояние природы, почувствовать в порыве ветра или блеснувшей проталине особый настрой чувств, по ассоциации родственный поэтическим строкам.

Цвет в есенинской лирике играет немаловажную роль. В ней родные просторы не только принаряжены «сереньким ситцем», но подчас ярко окрашены: «сиреневая погода», «лимонный лунный свет»; и неожиданно: «пожар голубой», Русь — «малиновое поле». В полотнах Бурзянцева буквальных воспроизведений есенинской цветописи мы не встречаем. Могучее ощущение жизни неутомимо деятельной природы, с ее сложной, никогда не стихающей борьбой, ее вечным движением — вот содержание большинства картин живописца, и потому земля на холстах — то черная, то рыжая, то пронзительно-зеленая — дыбится холмами, проваливается оврагами, неожиданно убегает вдаль, превращаясь в голубень. Старое Константиново с погостом, церквушкой и кривыми избами вобрало в себя и   новые   приметы   времени, — утверждают   картины   Бурзянцева, — но это новое не вытеснило цветения вишен, не ослабило звучания коричнево-серебряной патины времени.

«Село Константиново», «Вишня цветет», «Голубой день», «К весне», «Мокрый снег» — эти и другие работы свидетельствуют о современном прочтении художником есенинских образов, об его умении разгадать скрытые от непосвященного глаза тайны бытия природы, ее лирическую наполненность, глубоко тревожащую сердце.

Образный строй многих полотен Бурзянцева навеян стихами.

Но скорее всего это «вариации на темы». Вот холст, названный «Низкий дом». Однако он не иллюстрирует известную строку: «низкий дом с голубыми ставнями» — начало весьма не веселой лирической исповеди поэта. Пейзаж Бурзянцева, где изображены голубая вода, серый осевший снег, лазоревые наличники избы и сумеречное небо, — это песня о весне, о всепобеждающей силе жизни, вечной и торжествующей.

Константиновская серия Бурзянцева с успехом демонстрировалась в Москве. Теперь большинство картин — собственность есенинского музея.

Юрий Нехорошев

Комментарии  

+1 #3 RE: БУРЗЯНЦЕВ А. Д.Администрация 23.03.2017 12:34
Цитирую Хххх:
Ошибки в тексте есть...

Укажите какие...
Цитировать
0 #2 RE: БУРЗЯНЦЕВ А. Д.Хххх 23.03.2017 11:46
Ошибки в тексте есть...
Цитировать
0 #1 Елена 21.01.2013 23:46
Какие замечательные картины !! И статья интересная . Спасибо тебе , Есенин.Ру ! :-)
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика