Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

33716373
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
7334
10715
18049
31621050
192075
312791

Сегодня: Нояб 19, 2019




ЯКУШЕВСКИЙ С. Ф.

PostDateIcon 12.09.2012 18:37  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 10532

С. Ф. ЯКУШЕВСКИЙ

С. Ф. ЯКУШЕВСКИЙЯКУШЕВСКИЙ Станислав Фаустинович — художник разных жанров. Он — автор ряда тематических картин на историко-революционные, бытовые темы; значительное место в его творчестве занимает портрет. Особое пристрастие художник питает к пейзажу средней нечерноземной полосы России, в основном Рязанского края, овеянного поэзией С. Есенина.
Обращение к есенинской теме для художника не случайно. Это длительный и серьезный, большой и целенаправленный труд.
В 1960 году С. Ф. Якушевский одним из первых создает картину о поэте. Этому предшествовала длительная подготовительная работа, сложный путь выявления образа. Живописцу удалось показать пробуждение в душе юноши поэтического начала, показать природу и поэта как единое неразрывное целое. Картина «Сергей Есенин» и определила дальнейшую направленность творчества художника, именно она стала первой в собрании музея. Вскоре началась работа над большой серией пейзажей «На родине С. Есенина». Работая в разное время года, непосредственно с натуры, живописец все же не ставил целью передачу документальной точности памятных мест. Он искал непреходящие, постоянные духовные связи есенинской поэзии с нашими днями, нашей жизнью, нашей современностью.
К восьмидесятилетию со дня рождения Сергея Есенина в 1975 году С. Ф. Якушевский подготовил и показал выставку работ, названную есенинской строкой: «Сердцу милый край». Серия пейзажных живописных произведений конкретно не связана с родиной поэта, это и не иллюстрация поэтических образов, но она созвучна есенинской лирике, причастность к которой воспринимается через самого художника, его отношение к природе, его мир чувств. Для этих работ, а они составляют большую часть комплекта, характерны цветовая сдержанность, строгость, лаконичность композиционного построения, внимание к отдельным деталям, как к смысловому акценту («Вечером лунным», «Одуванчики», «Моя родина кроткая»). Живописец стремится найти художественный, лирический образ природы через знакомое, неяркое, неброское, удивить не внешним эффектом, а открытием в простом значительного, близкого, понятного и дорогого.
Большая часть этих работ находится в экспозиции музея Сергея Есенина на его родине, в селе Константинове, в самостоятельном разделе «Сергей Есенин в произведениях изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура)».
Обращение С. Ф. Якушевского к светлому образу поэта, к его родине, его лирике помогает расширить, углубить и наши представления о творчестве Сергея Есенина, его поэзии, русской природе, нашей Родине.

С. Степашкин

Из истории создания «есенинских» картин:

<…> Продолжая рассказ о том, как зарождается замысел картины, повторю, что если замысел первой картины, «На балконе», был чисто умозрительный, замысел второй, «Домой», я почти целиком увидел в жизни, то замысел картины о С. Есенине родился из поэзии поэта. Дело в том, что я очень люблю пейзаж, и Есенина я считаю, в основном, пейзажистом. Я нашел душевный отклик в поэзии Есенина, сборник его стихов я выучил наизусть. Картину задумал писать с образом юного, зарождающегося поэта. Я любил сумерки, в это время поэтическое состояние чувствуется особенно остро. Да еще под луной. Вот я и начал первые эскизы с фигурой под луной. Подпитывал себя гулянием в сумерках, у воды с плещущей в ней луной. Очевидцы меня самого прозвали Есениным. Вспоминаются строки:

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра…

Это из ранних стихов, а я задумал Есенина в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. Подальше — больше, я стал чувствовать, что эскизы мои иллюстративны, банальны. А станковая картина не должна быть иллюстрацией к произведению. Она должна стать самостоятельным произведением, выражающим свой образ. В результате я написал семь вариантов картины, и ни в одном нет луны. Сумерки, да еще с туманом создают лирическое настроение. Экспонировались они на разных выставках. Издавались в альбомах, журналах «Рязань», «Изобразительное мастерство» (Киев), «Художник», в книге «Есенин и русская поэзия», в альманахах, в подборках открыток «По есенинским местам», «Сердцу милый край». Впрочем, где находятся оригиналы этих картин точно не знаю. Что-то есть в Рязанском художественном музее, что-то -в Есенинском мемориале в селе Константинове. А последний вариант находится в частном собрании Ильи Михайловича Майзельса.
В процессе работы над картинами посчастливилось мне общаться с есениноведами: ленинградцем Ломаном, москвичом Прокушевым (бывал у них в гостях), Кошечкиным и, конечно, с сестрами Сергея, Екатериной и Александрой. Правда, дополнительных сведений о Сергее от них я не получил, кроме опубликованных текстов и фотографий. А сестры даже не прочь были покритиковать художников, как например: «Сергей не носил косоворотку, не носил рубаху навыпуск, подпоясанную ремнем». Рассказывали они о брате в быту. А художник, создавая образ поэта на основании его поэзии, волен бытовые черты отбрасывать и брать за основуто, о чем он писал, то, что он — поэт деревни. Во-вторых, как они, сестры могли знать своего брата в быту, когда он жил в Москве да путешествовал по заграницам, а они жили в своем селе и были, вдобавок, моложе его?
Затевая картину с Есениным на природе, я принципиально долго не смотрел его фотографии, не ездил в Константиново, боясь «давления» конкретного материала. Старался создавать образ картины на основании характера поэзии. В Константиново поехал уже тогда, когда картина была почти готова, и понял, что поступил правильно. Для лица «позировали» мне некоторые фотографии и живые юноши, похожие на Есенина. Позировал, например, заместитель директора есенинского мемориала Константин Петрович Воронцов, еще безбородый. Говоря о картине, я имею в виду самый первый вариант, который был приобретен областным управлением культуры, долго висел в фойе концертного зала, но в конце концов погиб в его подвалах.
В процессе работы над образом лирического поэта было написано много «чистых» пейзажей природы и параллельно — городских, с архитектурой. Оказалось, эти мотивы тоже очень интересны: построить строгость архитектуры и сохранить трепет живописи. <…>

Якушевский С. «О том, что помню. Записки народного художника». Рязань, Изд-во «Поверенный», 1999 г. С. 71-73.

На родине Сергея Есенина

Сергей Есенин
Сергей Есенин.
1965 X., м.
Село Константиново
Село Константиново.
1965 X., м.
Вербочки майские
Вербочки майские.
1969 X., м.
Дали неоглядные
Дали неоглядные.
1969 X., м.
В селе Константиново
В селе Константиново.
1970 X., м.
Окно с голубыми ставнями
Окно с голубыми ставнями
1970 X., м.
Рязань. Разлив у Кремля
Рязань. Разлив у Кремля.
1971 X., м.
JakВечером лунным
Вечером лунным.
1973 X., м.
Притихло
Притихло.
1973 X., м.
Дыхание весны
Дыхание весны.
1974 X., м.
Моя родина кроткая
Моя родина кроткая.
1975 X., м.
Рябинка над водою
Рябинка над водою.
1975 X., м. 
Одуванчики
Одуванчики.
1975 X., м.
 Мой край задумчивый и нежный
Мой край задумчивый и нежный.
1975 X., м.
Зеленокосая в юбчонке белой
Зеленокосая в юбчонке белой.
1975 X., м. Фрагмент
 Там, где капустные грядки. 1975 X., м.
Там, где капустные грядки.
1975 X., м.
************ ***************** **************** **************
Голубое утро. Родина С. Есенина.
Голубое утро.
Родина С. Есенина.
1969 X., м.
Мать поэта (Татьяна Федоровна Есенина)
Мать поэта
(Татьяна Федоровна Есенина).
1972 X., м.
Я посетил родимые края (С. Есенин)
Я посетил родимые края
(С. Есенин).
1995 X., м.
С. Есенин
С. Есенин
Рязанский кремль. 1969
Рязанский кремль.
1969 X., м.
Мемориальная усадьба Есениных
Мемориальная усадьба
Есениных
 «Я снова здесь в семье родной…»
«Я снова здесь
в семье родной…»
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Нивы сжаты, рощи голы…» 
 Вечер над Окой. Константиново
Вечер над Окой.
Константиново
 Рязань. Улица С. Есенина
Рязань.
Улица С. Есенина
 Кузьминская ГЭС (на родине Есенина)
Кузьминская ГЭС
(на родине Есенина)
Теплоход «Сергей Есенин»
Теплоход «Сергей Есенин» 

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика