Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

60773300
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
141312
219293
708426
57419699
1772406
1054716

Сегодня: Апр 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ЯКУШЕВСКИЙ С. Ф.

PostDateIcon 12.09.2012 18:37  |  Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Просмотров: 17630

Станислав УРМАНОВ,
кандидат искусствоведения

«СЕРДЦУ МИЛЫЙ КРАЙ»

Первым из рязанских живописцев обратился к теме Есенина народный художник СССР С. Ф. Якушевский. Первым определил смысл и понимание этой темы, которые объединили творческие усилия всех рязанских художников, прикоснувшихся к ней после него — Есенин и «малая Родина» — Рязанский край. Первым придал ей то лиро-эпическое звучание, которое оказалось наиболее близким его последователям: художникам и зрителям, поэтам и исследователям-рязанцам.

Было это давно, в конце 50-х годов, когда на фоне хрущевской «оттепели» народная любовь к Есенину, не замиравшая никогда, потребовала конкретных дел по увековечению памяти великого поэта. В те годы постепенно оживлялся процесс изучения его творчества, выходят новые сборники его стихов и поэм, произведения Есенина входят в школьную программу, идет процесс переосмысления его значения в русской поэзии и духовной жизни народа и в результате возникает и начинает реализовываться замысел создания музея, посвященного жизни и творчеству Есенина на родине поэта в селе Константинове. Именно тогда в 1959 году появился ранний вариант картины Якушевского «С. Есенин».

Когда Станислав Фаустинович принимался за эту картину, за плечами его были уже немалый жизненный опыт, хорошая профессиональная школа и заметные творческие достижения.

По месту рождения Якушевский не был рязанцем, он родился в 1922 году на Украине в с. Марьяновка Житомирской области. Семья была крестьянской, трудолюбивой, а потому и постигло ее то, что в биографических справках художника обычно отмечалось строчкой: 1930 г. — переезжает в Новосибирскую область. Что реально скрывается За этой фразой известно каждому школьнику, а многим пожилым людям памятно. Массовые репрессии, обрушенные на крестьянство в ходе «раскулачивания» круто повернули судьбу будущего художника. Разом кончилось деревенское детство, вместо этого — неустроенная жизнь в таежном поселке, холод, голод и необходимость самому без поддержки семьи пробивать свою дорогу в жизнь. Пятнадцатилетним подростком-детдомовцем, окончив школу-семилетку, Якушевский поступил в Омское художественнее училище. Сейчас он рассказывает об этом как о счастливом случае. Но можно на эту «случайность» посмотреть и по-иному. Скорее всего, это случай, когда талант, данный природой, как зеленый росток, начал с натугой и терпением пробивать асфальт жизненных невзгод. Их потом было немало. Поэтому Якушевского можно причислить к разряду людей, которые сами себя сделали и много достигли не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

В 1950 г. он закончил Всероссийскую Академию художеств (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), приехал в Рязань, где начал преподавать в художественном училище и где через год был принят в члены Союза художников СССР С этой поры жизнь и творчество художника навсегда связались с Рязанью.

Несмотря на то, что в Рязани начала 50-х годов не было развитой художественно-творческой среды, творческая судьба С. Якушевского складывалась благополучно, помогла атмосфера творческого содружества с молодыми выпускниками художественных вузов, собравшимися в те годы в Рязанском отделении Союза художников. Целеустремленность, трудолюбие, творческая одержимость вскоре выдвинули его в число лидеров. Вскоре он становится членом Правления Рязанской организации Союза, активно участвует во всех областных художественных выставках, творческих поездках, других мероприятиях, а в 1953 г. впервые принял участие в республиканской выставке в Москве с картиной «На балконе». Следующая картина 1955 года «Домой» приносит ему известность, выходящую за пределы областного масштаба. Уже в первых серьезных работах художника обнаружились важные, определяющие черты его творческого лица: опора на традиции русского реалистического искусства, внимание к внутреннему миру человека, подчинение всех выразительных средств искусства (композиция, рисунок, колорит, сюжет) задачам создания полнокровного, емкого художественного образа.

Работа над образом Есенина и над есенинской темой в целом не только выявила, но и развила в нем новые черты, знаменовала новый этап творчества. Его живопись становится более лиричной, эмоционально-насыщенной и свободной.

Как рассказывает художник, в Константинове он попал уже после того, как первый вариант картины «С. Есенин» 1959 года был закончен. Так что первый импульс, творческий замысел, возник не в результате знакомства с родиной поэта, а в результате любовного, вдумчивого, многократного чтения его стихов. Еще и сейчас Станислав Фаустинович, почти не глядя, снимает с полки тот объемистый том избранного из произведений Есенина издания 1958 года, который тогда был его настольной книгой, с которой он не расставался в поездках, творческих командировках даже самых кратковременных. Очевидно, поэзия Есенина дорога художнику тем, что помогла ему понять что-то важное в самом себе, в своем отношении к миру, людям, природе, она стала для него средством самопознания, расширила его духовный горизонт, внушила уважение к своим корневым истокам, позволила увидеть что-то важное вокруг себя, то, что и раньше видел, но что не могло достучаться, войти в душу, занятую заботами о повседневном, как казалось, более важном, срочном и необходимом.

Природа: земля, небо, вода, деревья и травы, облака и туманы, солнечный свет, закаты и рассветы, — все это вдруг перестало быть объектом обязательных этюдных упражнений, а заговорило своим живым языком, но языком одухотворенным гением великого переводчика — поэта Есенина.

Есенинская тема - на протяжении всей жизни...В картине «С. Есенин» пейзаж впервые у Якушевского перестал быть фоном, стал мощным фактором формирования образа поэта, выражением важнейшей составной его поэзии, его духовного строя. Как всегда, художник сделал много предварительных эскизов композиции, но пейзаж во всех вариантах был активен. Мотив его сравнительно несложен. На заднем плане на фоне предзакатного неба темнеет пологий склон холма, поросший тонкими березками, стволы которых неясно светятся в сумерках. На переднем — росистый луг, слегка затянутый поднимающимся туманом. Слева у ограды из березовых жердей вихрастая фигура молодого поэта, в белой косоворотке, расстегнутой на груди, темном пиджаке, накинутом на плечи. Волосы его золотятся в последних отблесках зари, взгляд направлен в сторону от зрителя. От образа веет слегка грустной задумчивостью, таинственной связью с этим знакомым, но до отчаяния непостижимым в своей сущности миром родной природы. Образ поэта слит с ней, растворен и в то же время как бы рожден ею, чтобы через него сказать людям невысказанное. Любопытно, что пейзажный мотив в картине почти точно воспроизводит константиновские бугры, хотя, повторяю, Якушевский побывал на родине поэта уже после окончания первого варианта картины.

Живописный строй этого холста включил все, известные тогда Якушевскому технические приемы: заливки, пастозные прокладки. местами подробную, местами обобщенную проработку деталей. Уже одно это свидетельствовало о том, насколько дорога была эта картина художнику. И все-таки этот первый вариант не вполне его удовлетворил.

И дело здесь не только в неисчерпаемой глубине есенинского образа или бездонной бесконечности природы. Дело в самой картине. Судя по логике развития композиции, художника не устраивала в ней излишняя повествовательность, иллюстративность.

В новом варианте картины, показанном на выставке «Советская Россия» 1960 года, Якушевский попытался усилить поэтический элемент за счет более тесной, интимной связи фигуры с пейзажем. Составные остаются те же: деревенская изгородь, только теперь поэт изображен облокотившимся на нее: кусты и травы, сумеречные дали; клинышек вечереющего неба. Но некоторые акценты сдвинулись. Усилен передний план, легче стали дали, масштабно увеличена фигура. Взгляд зрителя не перебегает с фигуры на пейзаж и обратно, а сразу фокусируется цветовым аккордом фигуры, а затем направляемый взглядом поэта и ломкой, но не определенной колеей городьбы, скользит вдаль к горизонту. Внутренняя цельность композиции, поэтическая легкость живописи, артистически, как бы единым дыханием исполненный пейзаж — все это гораздо более убедительно выразило мысль художника о духовной слитности поэта и родины.

Работа над картиной «С. Есенин» естественно вызвала потребность посетить Константиново.

Красота его окрестностей надолго приковала внимание художника. Результатом многолетней работы стала серия пейзажей «По есенинским местам». Основу этой серии составили большие, нередко панорамные картины, как «Кузьминская ГЭС» 1965 г.», «Село Константиново» 1965 г., созданные на базе огромного этюдного материала, причем многие этюды в силу их непосредственности и поэтического настроя вполне могут рассматриваться как произведения, имеющие самостоятельную эстетическую ценность («Домик Есениных, 1965 г.). 

Есенинская тема, начиная с 60-х годов, становится сквозной в творчестве Якушевского. Несмотря на тематическое разнообразие, широту интересов, а Якушевский писал картины и на историко-революционную тему, и тему Великой Отечественной войны, и бытовые картины; он постоянно возвращается к образу Есенина в картинах («Я снова здесь, в стране родной» 1970 г., «Сердцу милый край» 1983 г.), а его пейзажное творчество отныне оказывается внутренне связанным с есенинской поэзией.

Чем дальше, тем больше в его пейзажах нарастает лирический, поэтический элемент. Это сказывается во все возрастающей остроте композиционных построений, особенно заметной в таких вещах как «Вечер над Окой. Родина С. Есенина» 1970 г., «Окно с голубыми ставнями» 1970 г. и других, которые сменяют ранние константиновские пейзажи часто информативно-повествовательные по характеру. Это сказывается и в усилении роли цвета в пейзаже, эффектных световых контрастах, создающих взволнованный, возвышенный настрой изображения. Художник как бы вживается в природу Константинова, начинает ощущать все более интимную связь с ней, входит вглубь своих прежних панорам и часто строит пейзаж на какой-то детали, значение которой переосмысливает в духе внутренней темы, как например, березовые бревна, сваленные в траву деревенской улицы, напоминают ему своим возрастом, что они ровесники Есенина («Есенинские березки» 1970 г.). В пейзаже «Мемориальная усадьба Есениных» 1970 г. таким стержневым мотивом становится тропинка, как бы ведущая зрителя вглубь усадьбы мимо плетней, надворных построек, в сад, к амбару, в котором часто работал и отдыхал поэт.

Постепенно настроенность на «есенинскую волну» стала ощущаться но всем пейзажном творчестве Якушевского. посвященном среднерусской природе. Где бы он теперь не работал, в Константинове, или в Мещере, или в окрестностях Дома творчества «Академическая дача» Тверской ныне области, на его пейзажи в любом случае накладываются строчки есенинских стихов, и которых звучит то восхищение неоглядной далью русских равнин, открывающейся с сельской околицы («Голубое утро. Константиново» 1970 г.), то пантеистическое любование каждой отдельной березкой, рябиной, липой. Смотришь, например, картину «Утро в Мещере» (1972 г.) и невольно приходят на память строки: «Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан…». И коровы в этой картине тоже напоминают коров из есенинских стихов.

Именно эта погруженность в стихию есенинской поэзии позволила Якушевскому создать убедительный, лишенный бытового прозаизма портрет матери поэта («Портрет Татьяны Федоровны Есениной, матери Есенина» 1976 г.).

В картинах Якушевского отразился не весь Есенин и не вся есенинская поэзия. Остались за пределами его восприятия внутренний драматизм есенинского восприятия родины, трагический разлад поэта со временем, трагедия его личной судьбы. Ближе ему оказался есенинский лиризм, любовь к России, к родному краю, но это дорого в Есенине многим, если не большинству почитателей его поэзии.

Художника, как и всякого человека, не стоит судить за то, что он не сделал, важнее то, что он сделал. Якушевский был не только зачинателем есенинской темы, вместе с другими рязанскими живописцами, графиками, скульпторами он фактически основал отдел музея-заповедника «С. Есенин в произведениях изобразительного искусства», создав живописный памятник поэту. Впрочем, на мольберте в мастерской Якушевского сейчас новая картина, посвященная С. Есенину. Работа продолжается. Точку ставить рано.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика