Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

28555673
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
6492
20288
60908
26416825
295752
385246

Сегодня: Май 25, 2018




Есенин в Петрограде - Ленинграде

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 20028

Автор и идея: Борисова Анна (Anna Mask)
Посвящается Есенину и моим друзьям с форума esenin.ru и сообщества на @дневниках.

                                 Есенин, Петроград и Ленинград.

9 марта 1915 года к угловому дому в конце Офицерской улицы (ныне – улица Декабристов), где жил тогда А. Блок, подошел молодой человек с сундучком в руках и в нерешительности остановился.
Это был девятнадцатилетний Сергей Есенин, впервые приехавший в российскую столицу и пришедший сюда прямо с Николаевского (ныне Московского) вокзала.

    
С. Есенин, 1915                       Московский вокзал
                                    
В.А. Рождественский вспоминал, как Есенин рассказывал ему: «Блока я знал уже давно, - но только по книгам.
Был он для меня словно икона… я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, а дал себе зарок: идти к нему прямо домой. Приду и скажу я: вот я, Сергей Есенин, привез вам свои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет».
Адрес Блока приезжему указали в книжной лавке Поповых (ныне «Книжная лавка писателей», Невский проспект, дом № 66).

                     Книжная лавка писателей


Есенин пешком дошел до указанного дома, по парадной лестнице поднялся на последний этаж и позвонил. Оказалось, что Блока нет дома. Есенин оставил записку с просьбой принять его.
Второй раз, очень волнуясь, начинающий поэт поднялся уже по черному ходу. Позднее он рассказывал В.А. Рождественскому:
«Встречает меня кухарка, - «Тебе чего, паренек?» - «Мне бы, отвечаю, Александра Александровича повидать». …Посмотрела на меня, вытирает руки о передник и говорит: «Ну ладно, пойду скажу. Только ты, милый, выйди на лестницу и там постой. У меня тут, сам видишь, кастрюли, посуда, а ты человек неизвестный. Кто тебя знает!»
Ушла и дверь на крючок прихлопнула. Стою. Жду.  Наконец дверь опять настежь. «Проходи, - говорит, - только ноги вытри!»

Ул. Декабристов, д. 57
А.Блок жил здесь в последние годы своей жизни
                              

                                   

                      Парадная лестница дома 57

Вхожу я в кухню, ставлю сундучок, шапку снял, а из комнат идет мне навстречу сам Александр Александрович».
Блок встретил Сергея Есенина очень приветливо, пригласил его в свой кабинет, где гость рассказал о себе и читал свои стихи. Стихи молодого поэта Александру Александровичу понравились.

                                  Кабинет А. Блока

Он отобрал шесть стихотворений и написал Есенину рекомендательную записку к писателю М.П. Мурашеву. К нему Блок направил Есенина не случайно, ибо тот как раз увлекался крестьянской тематикой, сотрудничал в ряде журналов и был связан с литераторами Петербурга.
Дал Александр Александрович записку и к поэту С.М. Городецкому. На прощание Блок подарил молодому автору сборник своих стихов с надписью «Сергею Александровичу Есенину на добрую память. Александр Блок. 9 марта 1915 г. Петроград».
Мурашев жил неподалеку – на Театральной площади в доме № 2. К нему Есенин пришел в тот же день. И хоть хозяин и был более чем на десять лет старше своего гостя, они быстро стали большими друзьями.
  
Театральная площадь, д. 2.
Здесь размещалась квартира М. Мурашева в 1915 году

Мурашев рассказывал: «Как сейчас, помню тот вечер, когда в первый раз пришел ко мне Сергей Александрович Есенин в синей поддевке, в русских сапогах и подал мне записку А.А. Блока. Он казался таким юным, что я сразу стал к нему обращаться на «ты». Я спросил, обедал ли он и есть ли ему где ночевать? Он сказал, что не обедал, а остановился у земляков».
Через день Есенин пометил С.М. Городецкого и с удовольствием принял предложение остановиться у него.
Городецкий жил тогда на Петроградской стороне на Малой Посадской улице в доме № 14. У него Есенин прожил несколько месяцев.

                Малая Посадская ул., дом 14

Мурашев и Городецкий помогли Есенину войти в литературный мир столицы. А уже в апреле 1915 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Есенина «Кручина» («Зашумели над затоном тростники…»). Это его первое произведение, опубликованное в Петрограде.

 

Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

На березке пообъедена кора,-
Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой,-
Ой, не любит черны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
<1914>

В следующем номере журнала – майском – печаталась часть его поэмы «Русь».
Тогда же, в апреле 1915 года, четыре стихотворения Есенина были опубликованы в еженедельнике «Голос жизни», редакция которого находилась в доме № 114 на Лиговской улице (ныне Лиговский проспект). На его страницах печатались А. Блок, С. Городецкий, О. Форш, М. Шагинян, А. Чапыгин. Еженедельник  иллюстрировали художники Н. Альтман, А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, Н. Рерих.

Лиговский пр., д. 114
Здесь находилась редакция еженедельника «Голос жизни»

С июня 1915 года стихи Есенина стали публиковаться и в «Ежемесячном журнале», где сотрудничали крестьянские поэты Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков, А. Ширяевцев. В редакцию этого журнала, размещавшуюся в доме № 40 на Серпуховской улице, Есенина направил С. Городецкий. (фотографии временно нет) Печатался поэт и в популярной столичной газете «Биржевые ведомости», редакция которой находилась в доме № 15 на набережной Адмиралтейского канала. Таким образом, именно здесь, в Петрограде, пришла к Есенину широкая известность.

Набережная Адмиралтейского канала, д. № 15
Бывшая редакция газеты «Биржевые ведомости»

В ноябре 1915 года в издательстве М.В. Аверьянова, помещавшемся в доме № 38 на набережной Фонтанки, вышел в свет первый сборник стихов Есенина под названием «Радуница» (с пометкой – 1915 год). Радуница – день поминовения усопших после Пасхи. Многие стихи этого сборника носили религиозный характер, но главное, что в них ощущалось, - это любовь к Родине, к России.
     Наб. Фонтанки, д. 38
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Осенью 1915 года в квартире С.М. Городецкого Есенин познакомился с поэтом Н.А. Клюевым. Этот человек сыграл большую роль в судьбе Сергея Александровича. Клюев был старше Есенина. Умный и хорошо образованный человек, он происходил из грамотной старообрядческой крестьянской семьи, проживающей в Олонецкой губернии, с детства знал обычаи и фольклор русского Севера и глубоко чувствовал красоту природы. Еще в 1912 году увидели свет два его сборника стихов – «Братские песни» и «Сосен перезвон», а в 1913 году – сборник «Лесные были». Клюев трагически переживал наступление грубой машинной цивилизации на «избяную сказку». И сегодня многие стихи Клюева удивительно современны. Например, одно из его стихотворений 1915-1916 года:

В хвойный ладан дохнул папиросой
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плесо,
Сединою заиндевел мох.
……………………………………………………………………………………
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный рай.

Любовь и жалость к природе и ко всеми живому, своеобразная идеализация старой патриархальной деревни – все это быстро сблизила Есенина с Клюевым. Они вместе стали выступать на литературных вечерах. В 1915 году в Петрограде сложилась группа крестьянских поэтов, в которую входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, А. Ширяевец, А. Ремизов. Создана она была по инициативе С. Городецкого м называлась «Краса». Выступления членов этой группы, в особенности Есенина и Клюева, носили стилизованно декоративный характер: крестьянская одежда, чтение стихов перемежались с пением частушек под гармошку, иногда на сцене даже ставился настоящий сноп.
25 октября 1915 года в зале Тенишевского училища (Моховая улица, дом № 35 – фотографии временно нет) состоялось первое выступление этой группы. С этого вечера началась театрализация выступлений Есенина, приведшая, по словам одного из его друзей, «к поддевкам и сафьяновым сапогам».
Выступал Есенин и на вечерах литературно-художественного объединения «Страда», которые устраивались в зале Товарищества инженеров на Серпуховской улице в доме № 10 (фото временно отсутствует). На первом вечере «Страды» Есенин читал стихотворение «Русь», принесшее ему широкую известность.
Клюв ввел Есенина в известные литературные салоны столицы. Одетые в крестьянскую одежду, они читали свои
стихи у Мережковских на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, дом № 83), куда Мережковские переехали с Литейного проспекта, в великолепном особняке графини М.Э. Клейнмихель на той же Сергиевской улице (ныне дом № 33). Есенина воспринимали как символ патриархальной религиозной русской деревни, умилялись, называли «Лелем», «пастушком».
Есенина раздражало такое отношение к нему и в то же время льстило внимание, которое ему оказывали в этих
известных литературных салонах. Впоследствии он осознал ту роль, которую ему тогда навязывали в стихотворении «Мой путь» назвал завсегдатаев» этих салонов «салонным вылощенным сбродом».


                         Улица Чайковского, д. 83

                       Улица Чайковского, д. 33

Уже после смерти Есенина Максим Горький писал: «…Драма Сергея Есенина в высокой степени характерна. Это
драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте. Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом… Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренно, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
25 марта 1916 года Есенин был мобилизован на военную службу, ведь уже с 1914 года шла Первая мировая война.
Его литературным друзьям удалось добиться, чтобы он попал не на фронт, а в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, который привозил с фронта раненых в госпитали Петрограда и Царского Села. Вскоре Есенин был прикомандирован к Царскосельскому лазарету № 17 и канцелярии по постройке Федоровского собора. Федоровский собор строился с 1909 года по проекту архитектора В.А. Покровского для царской семьи, придворных и офицеров полка, охранявших Александровский дворец, где в эти годы жил последний российский император и его семья. В этом дворце в 1917 году Николай II был арестован.
 
         Собор во имя Федоровской иконы Божией Матери

                                                   Александровский дворец

Напротив собора по проекту архитектора С.С. Кричинского был построен комплекс зданий для церковного причта – так называемый Федоровский городок. При строительстве этого комплекса архитекторы использовали традиции древнерусского зодчества.



                                 Виды Федоровского городка

Во время войны в Федоровском городке разместился лазарет. Здесь санитар Есенин жил вместе с «низшими служащими». В мрачной продолговатой комнате стояло четыре койки, покрытые солдатскими одеялами. Возглавлял Царскосельский лазарет при Федоровском соборе и одновременно занимал должность ктитора (попечителя) собора полковник Д.Н. Ломан. Он же являлся уполномоченным по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143.
Д.Н. Ломан был одним и учредителей Общества возрождения художественной Руси, возникшего в Петрограде в 1915 году. Оно объединило людей разных взглядов и художественных воззрений, проявлявших глубокий интерес к древнерусскому искусству. В общество входили художники В.М. и А.М. Васнецовы, И.Я. Билибин, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих, архитектор А.В. Щусев и другие.
Центром Общества возрождения художественной Руси стал Федоровский городок. Здесь члены общества собрали коллекцию церковной утвари, икон, оружия и других предметов русской старины.
В трапезной Федоровского городка «Общество возрождения художественной Руси» устраивало «вечера народного искусства», на которых выступал и Есенин, специально одетый в таких случаях «под мужика».
Ю.Д. Ломан, сын полковника Ломана, рассказывая в своих воспоминаниях о Федоровском городке, пишет о трапезной:
«Это был двухэтажный каменный дом, отделанный белым камнем и напоминающий Грановитую палату. В нем было много сводчатых палат, расписанных старинным русским орнаментом, узорчатых лестниц и переходов. Дом был обставлен специально сделанной мебелью в русском старинном стиле. В трапезной палате, расписанной древними русскими гербами, происходили заседания Общества возрождения художественной Руси.
Один из таких вечеров состоялся 28 декабря 1916 года. На вечере выступали артисты Н. Ходотов, В. Давыдов, балерина А. Ваганова, хор балалаечников В. Андреева. Есенин читал свою поэму «Микола» и стихи из цикла
«Маковые побасенки».
В царскосельских госпиталях Ломан часто организовывал для раненых представления, стилизованные под народные празднества. На этих концертах выступал хор балалаечников под управлением В. Андреева, хор гусляров, сказительница В. Устругова. Пляски скоморохов сменялись нравоучительными сценками или чтением стихов, частушки чередовались с цыганскими романсами. Принимал участие в этих концертах и Есенин.
Ю. Морфеси рассказывает в своих воспоминаниях, что Клюев и Есенин были представлены в Царском Селе полковником Ломаном императрице как «два самородка из мужиков». «По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице, - писал Есенин в «Автобиографии» 1923 годп. – Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылаясь на бедность, климат и проч.».
В свободное от службы время Есенин много писал. Под непосредственным впечатлением от службы в лазарете Есенин создал стихотворение «В багровом зареве…». Это единственное его произведение, связанное с пребыванием в Царском Селе, проникнуто глубоким сочувствием к раненым, искалеченным на войне:
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
Само Царское Село – парадная царская резиденция, не затронуло душу Есенина и не нашло отражения в его стихах.
Вскоре после Февральской революции Есенин навсегда оставил армию. В это время он часто посещал редакцию газеты «Дело народа», которая размещалась на Невском проспекте в доме № 72. На страницах газеты были напечатаны поэмы Есенина «Товарищ» и «Марфа Посадница».
С этим домом связано важное событие в личной жизни Есенина – весной 1917 года в редакции газеты «Дело народа» он впервые встретился с Зинаидой Николаевной Райх, служившей здесь секретарем-машинисткой. А летом этого же года они обвенчались. Впоследствии Зинаида Райх стала известной драматической актрисой.

                              Невский пр, д. 72

На Литейном проспекте есть дом под номером 33, здесь Сергей Есенин и Зинаида Райх поселились осенью 1917 года. Они сняли две комнаты с мебелью, окна выходили в типичный петербургский двор-колодец.

                                  Литейный пр., д. 33
   

Райх была красивая, спокойная, друзья Есенина любили бывать у них на Литейном. В.С. Чернявский, в те годы начинающий поэт, один из ближайших друзей Есенина, впоследствии мастер художественного слова, вспоминал:
«Жили они без особенного комфорта (тогда было не до того), но со своего рода домашним укладом и не очень бедно… И он и Зинаида Николаевна умели быть, несмотря на начавшуюся голодовку, приветливыми хлебосолами. По всей повадке они были настоящими «молодыми»… Мне впервые открылись в нем черточки «избяного хозяина» и главы своего очага. Как-никак тут был его первый личный дом, закладка его собственной семьи… У небольшого обеденного стола близ печки, а которой мы трое по вечерам за тихими разговорами (чаяниями и воспоминаниями) пекли и ели с солью революционную картошку, нередко собирались за самоваром гости. Из них в то время очень желанными и «своими» были, насколько я помню, А. Чапыгин, О. Орешин и художник К. Соколов (все трое не изменили Сергею в преданной дружбе)».
На Литейном С.А. Есенин жил с октября 1917 года по март 1918 года. Под впечатлением событий Октябрьской революции он написал поэмы «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик». Поначалу приняв революцию радостно, Есенин в то же время ощутил  острую тоску по старой, уходящей в прошлое патриархальной деревне. Это отразилось в стихах «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…»
Весной 1918 года Есенин и Райх переехали в Москву.
В Москве в 1919 году сложилась группа поэтов, называвших себя «имажинистами». Они пропагандировали искусство, лишенного общественного звучания. Основателями этой группы были А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков. Есенин сблизился с ними, и они стали использовать его имя для саморекламы. Именно благодаря Есенину в «Стойле Пегаса» всегда было много посетителей.
Литературные выступления имажинистов сопровождались вызывающими, а иногда и просто пьяными скандалами, в которые все чаще втягивался Есенин. Общение с имажинистами сыграло в жизни Есенина весьма отрицательную роль.
Семейная жизнь тоже не сложилась, и в 1921 году брак был расторгнут. От брака с Райх у Есенина остались двое детей – дочь Таня и сын Костя. Вторые мужем З.Н. Райх стал известный режиссер В.Э. Мейерхольд. В 1926 году Райх окончила московскую театральную студию и стала одной из ведущих актрис театра Мейерхольда.
В начале февраля 1922 года Есенин снова приехал в Петроград. Приехал не один, а с известно американской танцовщицей Айседорой Дункан и ее антрепренером И. Шнейдером.
Они поселились в гостинице «Англетер» на Исаакиевской площади. Есенин впервые встретился с Дункан в Москве в 1921 году, когда известная балерина приехала в Россию по приглашению Советского правительства. В 1922 году Дункан вышла замуж за Есенина.
Дункан в своем танце использовала пластику движений, характерную для древнегреческого искусства. Она танцевала в легкой греческой тунике, без балетных туфель – отсюда и пошло выражение «танец босоножек». Американская балерина и ранее неоднократно приезжала в Россию, танцевала под музыку Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского.
Одно из ее выступлений в Петрограде в 1922 году состоялось в Мариинском театре. Зал был заполнен новым зрителем – рабочими, солдатами, матросами. Балерина танцевала под музыку 6-й симфонии Чайковского. И вдруг в зале погас свет – прервалась подача электроэнергии. Тогда на сцену вынесли фонарь. И высоко подняв его, накинув на плечи красный плащ, Дункан обратилась к залу с призывом петь народные песни. Как только эти слова были переведены, в зале раздался гром аплодисментов, и зал запел.
Одна песня сменяла другую, звучала «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу…», «Замучен тяжелой неволей». Так продолжалось около часа. Дункан стояла на сцене в красном плаще с высоко поднятой головой, подняв фонарь вверх.

                                 Мариинский театр

В начале мая 1922 года Дункан уехала на гастроли за границу. Вместе с ней отправился и Есенин, а в 1923 году
вернулся на родину один.
Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом…
Время возвращения Есенина в Россию было сложным и противоречивым. В мятущейся душе поэта рождались мучительные предчувствия, на него находили приступы тоски и отчаяния.
14 апреля 1924 года в Ленинграде в Большом зале Городской думы (Думская улица, дом № 1) состоялось выступление Есенина. Об этом заранее объявили расклеенные по городу афиши. В переполненном зале Городской думы нетерпеливо ждали, когда же поэт начнет читать стихи. А Есенин, стоя на скамье, ярко освещенный люстрой, шатаясь, что-то говорил. Публика начала возмущенно шуметь. Наконец Есенин крикнул: «Я буду читать свои стихи!»

                        Думская ул., д. 1
 
«Читал он прекрасно, с заражающим самозабвеньем, - вспоминает В.С. Чернявский. – И чем дальше, тем ярче, осязательнее ощущалась происшедшая в его поэзии и в нем самом болезненная перемена… Теперь стихи его ударяли по сердцам лихостью отчаяния…» Поэту долго и шумно аплодировали. «Было что-то невыносимо грустное в этой не праздничной победе нового Есенина и в обстановке, среди которой она произошла».
Лето 1924 года Есенин провел в Ленинграде. Жил он у своего друга, издательского работника А.М. Сахарова, в угловом здании на Гагаринской улице, дом № 1.
Эту квартиру поэт В.И. Эрлих, с которым Есенин познакомился в 1924 году, описывал так: «В угловом, выходящем на Неву доме (второй двор, направо) – квартира с большим коридором, огромной, как тронный зал, уборной, кабинетом, заваленным книгами снизу доверху, и длинной, разгороженной дубовой аркой столовой».
А.М. Сахарову посвящены два стихотворения Есенина, написанные летом 1924 года: «Возвращение на родину» и «Русь советская». В квартире Сахарова летом 1924 года Есенин написал поэму «Песнь о великом походе», тесно связанную с Петербургом. «Великим походом» он называет борьбу народа за свободу.

                                            Гагаринская ул., д. 1

В 1925 году Есенин решил переехать в Ленинград насовсем. Один из современников вспоминал: «Есенин решил ехать в Ленинград. Об этом он говорил больше всего. Впереди новая жизнь… Устроит свой двухнедельный журнал, будет редактировать, будет работать».
7 декабря 1925 года Есенин телеграфировал из Москвы в Ленинград В.Эрлиху: «Немедленно дайте две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград. Телеграфируй».
Утром 24 декабря поэт прибыл в Ленинград. Поскольку Эрлих его просьбы не выполнил, Есенин отправился в гостиницу «Англетер». Здесь он узнал, что в этой же гостинице живут писатель Г.Ф. Устинов и его жена Е.А. Устинова, его близкие московские друзья. В гостинице «Англетер» прошли последние четыре дня жизни Есенина.
В эти дни он много общался с Устиновыми. Вечером 26 декабря в номере Устиновых Есенин читал поэму «Черный человек».
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Наступило 27 декабря…
«Я зашла к нему, - вспоминает Е.А. Устинова. – Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза. Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: - Потом прочтешь его, не надо!»
В ночь на 28 декабря 1925 года жизнь Есенина трагически оборвалась.
Он был вынут из петли в его гостиничном номере.
В. Эрлих вспомнил, что накануне Есенин положил в его карман стихотворение. На другой день оно было напечатано в вечернем выпуске ленинградской «Красной газеты»:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
29 декабря в Доме печати (набережная Фонтанки, дом № 48) состоялась гражданская панихида, ленинградцы прощались с любимым поэтом. Вечером траурная процессия направилась к Октябрьскому (ныне Московскому) вокзалу.

                         Набережная Фонтанки, д. 48

30 декабря поезд пришел в Москву. На следующий день состоялись похороны Есенина на Ваганьковском кладбище.
Потрясенный случившимся, М. Горький писал: «Жизнь русских литераторов богата драмами, драма Есенина одна из самых тяжелых».
В Петербурге бережно хранится память о поэте, слава которого пришла к нему в этом городе и жизнь которого здесь оборвалась. На фасаде гостиницы «Астория» со стороны Малой Морской улицы укреплена мемориальная доска, посвященная Есенину.                                                                                                                    

           Малая Морская ул., гостиница «Астория»

В Таврическом саду в 1995 году к 100-летию со дня рождения поэта установлен памятник Сергею Александровичу Есенину (скульптор А.С. Чаркин, архитекторы С.Л. Михайлов, Ф.К. Романовский).

          Памятник Сергею Есенину в Таврическом саду

Дорогие мои, хорошие!

При создании этой работы я выражаю огромную благодарность:
Г.Г. Бунатян и М.Г. Чарной, составившие книгу «Литературные места Петербурга».
Фотоаппарату Никон, который наконец-то потерял привычку выключаться в самый нужный момент.
Красным «тапкам», которые носили меня по городу и умудрились не порваться.
Ребятам с форума сайта esenin.ru, которые поддерживали мою  работу.
Своим мыслям, которые неизвестно как родили такую идею.
Бессоннице, которая давала возможность ускорить темп работы.
И, конечно же,
СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ.
За то, что он БЫЛ, ЕСТЬ и БУДЕТ.
 
Помните, когда жив русский народ, жив Есенин.

С любовью,
Борисова Анна. 

 

Комментарии  

+2 #1 Есенин в Петрограде-Лени нградеНиколай Астафьев 27.02.2015 17:31
Прощание с Сергеем Есениным происходило 29 декабря 1925 года в Ленинграде по адресу: набережная реки Фонтанки, дом 50, кв. 26, где находилось Ленинградское отделение Всероссийского союза писателей. Так что эту о ш и б к у надо исправить обязательно, потому что её ещё кто-нибудь процитирует и умножит ошибку. Не говоря уже о "друге" Эрлихе, которому стихотворение "До свиданья..." якобы посвящено. "Мемуары" тоже вызывают массу вопросов, и, цитируя их, мы преумножаем ложь. Нельзя об этом забывать всем, кто любит Есенина, как, не сомневаюсь Анна Борисова= Николай Астафьев
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Сегодняшний выпуск пусть говорят сегодняшний выпуск смотреть онлайн.