Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

33397779
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
2749
10004
54885
31273620
186272
267230

Сегодня: Окт 19, 2019




МАГОМАЕВ Муслим

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 25659

«Капли жемчужные…»

Памяти Муслима Магомаева


Народная любовь — это тяжелая ноша. Это великая ответственность. Не каждому дано совладать с таким грузом. Немногие способны достойно нести эту ношу до конца, оставаясь самим собой. И еще меньше тех, кто сумеет бережно сохранить Народную любовь, не расплескав во время жизненного и творческого пути. Тем ярче выделяется Человек, обладающий всеми качествами, позволяющими совладать с этой глыбой, показывая тем самым пример молодым (и не только), которых в результате давит лишь одной каплей этой самой Любви. И давит беспощадно, давит зло, не оставляя шансов. Парадоксально то, что те, кого давит — этого не замечают, не хотят замечать. А возможно, просто желают быть раздавленными. Ну что ж… Судья им, прежде всего, Господь, ну и, наверное, зритель, не способный рассмотреть под внешней оберткой и слоем штукатурки раздавленного каплей несчастного. Суть происходящего в том, что не способен человек осознать и понести всей ответственности, возложенной Любовью зрителя: быстро выдыхается, теряет самого себя и продолжает убого заниматься... халтурой. И беспощадные капли погубят еще не одну душу, сперва в нее запав, а потом жестоко размозжив о сцену. Примеры истинно сильных людей ни чему не учат в наше время. Тем тяжелее терять настоящих, великих Мастеров.

Уже теперь, когда берешь в руки диск или виниловую пластинку Муслима Магомаева, отчетливо осознаешь, что тебе посчастливилось жить в одно время и в одной стране с певцом эпохи. Очень трудно объяснить, что происходит с тобой в момент этого понимания. Прежде всего — меняются ценности и мировосприятие. Начинаешь смотреть на этот мир сквозь призму своего осознания. И как странно, что подобного чувства ты не испытывал тогда, когда часы еще не пробили так внезапно последний час жизни… Жизни, которую даже трудно уместить в многотомник, написанный ею самой. Но ловишь себя на мысли, что по окончании жизненной летописи Маэстро осталось Великое Наследие, способное сделать этот мир умнее, гармоничнее, добрее. И именно это Наследие позволят почувствовать, что его эпоха никуда не ушла. Она будет длиться до тех пор, пока жива Память.

Очень не хочется начинать с порядком избитой в последнее время фразы «Муслим Магомаев был по-королевски щедрым человеком». Но, видимо, придется, так как с этим невозможно спорить и более того — это чистая правда, имеющая веские доводы. Итак, Муслим Магомаев был по-королевски щедрым человеком. Щедрым во всем. Во всяком случае, в тех ситуациях, в которых мне посчастливилось быть свидетелем, великодушие Муслима Магометовича переоценить трудно. Вообще, само понятие «щедрость» довольно-таки субъективно-относительное и каждый сам для себя определяет рамки своих щедрот и тем более — чужих. Являясь принципиальным противником всякого рода льстивых «елееизливаний», должен, положа руку на сердце, сказать, что я не слышал о подобных прецедентах в российской музыкальной культуре, где с таким размахом, истинно по-королевски, артист дарит почитателям своего таланта не только свое творчество, но и довольно значительную часть своей жизни с ее мыслями, интересами, переживаниями… Теперь это безвозвратное время кажется где-то за чертой, отделяющей прошлое и настоящее. Еще совсем недавно все было действительностью, а теперь, словно эта проклятая черта разделила мироощущение на «во время» и «после», одновременно перечеркнув надежды, идеи и все то, что называется «будущим». И, сделав крутой вираж, рубанула по жизни Маэстро, рассеча при этом многие сердца, нагло устроилась посреди двух дат — года рождения и года смерти. Берет оторопь, когда ты приходишь к мысли, что жизнь каждого человека со всей ее летописью умещается в маленькую черточку, тире между двух цифр на могильной плите. И ты медленно качаешь головой: «Нет, ребята, все так… Не так! Ведь остается наследие, память…» А между тем…

Есть в просторах всемирного «океана» чудесная страна, не имеющая границ. Страна Синей вечности, умиротворения, красоты и великого спокойствия души. Ее жители — прекрасные умные люди, способные видеть всю бескрайность добра и света, которая дарит эта Страна. Все эти люди живут по законам взаимоуважения и любви к искусству. Так как границ не существует, то стать гражданином этого государства или Сайтечества, может каждый. Там с радостью принимают интересных и талантливых людей, которые, зайдя однажды гостем, остаются завсегдатаями, вливаясь в большую и дружную семью. Также здесь рады  просто прохожим пилигримам, путешествующим от материка к материку всемирного «океана», случайно выплывшим к берегам Синей вечности и, погостив какое-то время, вновь отправляющимся в свое плаванье, прихватив с собой частичку прекрасного искусства, которым щедро делится хозяин — создатель Сайтечества. Именно он, главный гражданин этого государства, объединяет  стольких людей, различных в своих национальностях, вероисповедании, фактических местожительствах в одну семью. Его голос звучит  над этой страной для всех жителей и гостей. Он известен здесь как МММ. Три литеры «М», которые за годы, проведенные в Сайтечестве, стали для многих родными и близкими. Каждый день граждане «Синей вечности» собираются в Гостиной МММ для того, чтобы поделиться своими радостями, огорчениями, открытиями, творчеством… Здесь проходят интересные беседы, жаркие споры, поиски истины. В Гостиной пусто не бывает. В ней всегда есть посетители, которые время от времени меняются, не давая погаснуть огню в камине, который зажег гостеприимный хозяин. И сюда, в Гостиную, каждое утро входит сам МММ, чтобы произнести слова, которые все так ждут: «ДОБРОЕ УТРО, ДРУЗЬЯ:-)» Именно здесь хозяин принимает жителей и гостей Сайтечества, беседует на различные темы: о жизни, друзьях, культуре, искусстве, словом, обо всем, что тревожит его и посетителей теплой Гостиной.

Часто МММ садится за рояль и импровизирует. Если новое произведение (или вновь сыгранное «из прошлого») удовлетворяет Маэстро и соответствует собственной, очень высокой планке, то Сайтечеству и всем гостям дарится этот шедевр, только что, буквально на глазах, созданный Мастером…

Сие аллегорическое представление о прекрасном сайте Муслима Магометовича Магомаева кому-то может показаться чересчур помпезным и неестественным. Но, отдавая себе отчет, что это лишь субъективное видение, отступать от данного представления не хочется. И вовсе не потому, что иллюзорное представление не может быть правдой. Напротив, все именно так. Персональный сайт Муслима Магомаева изначально носит культурно-просветительский характер. В его разделах можно найти практически все записи певца, начиная с первого сольного концерта в  Государственном концертном зале им. П.И. Чайковского 1963 года. Даже раритетные арии и романсы, исполненные на выпускном экзамене в консерватории, представлены для открытого прослушивания. Разнообразие и количество аудио- и видеоматериалов поражает. Любой посетитель может в удобном и приемлемом для себя качестве записи «скачать» и посмотреть множество сольных концертов Муслима Магомаева. Познакомиться с музыкальными фильмами, в которых снялся Маэстро: «До новых встреч, Муслим!», «Низами», «Поет Муслим Магомаев», «Когда песня не кончается». Просмотреть телепередачи с участием артиста и Тамары Ильиничны Синявской: «Пока все дома», «Доброе утро». Так же в свободном доступе находятся съемки певца с «Голубых огоньков» и «Песни года». Цикл передач, который создал Муслим Магометович с участием прекрасного музыкального публициста Святослава Бэлза о Марио Ланца, Фрэнке Синатра, Тито Гобби, Марио дель Монако, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасе, Нельсоне Эдди и Жанетт МакДональд, Элвисе Пресли и Лайзе Минелли. Не менее богат и выбор аудио: от классических оперных арий и неаполитанских песен до зажигательных твистов Бабаджаняна и рок-композций под «Машину времени». Отдельно стоит отметить произведения на музыку самого Муслима Магомаева: «Синяя вечность», «Tristezza», «Элегия» и многие другие. Детские и более поздние фотографии певца, картины, написанные Маэстро, книги о своей жизни и музыке, издания прессы, полнометражные музыкальные ленты мирового кинематографа и просто интересные документальные и художественные фильмы — это лишь то немногое, что предлагает для внимания Муслим Магометович своим гостям. Какой другой сайт сети может похвастаться таким богатейшим материалом? Я бы назвал этот ресурс — самой полной энциклопедией жизни и творчества певца. И что характерно, в нашем мире циничного и холодного поклонения «финансовым потокам», среди коммерческого, дорогого, но убогого и бедного душой шоу-бизнеса, осталась истинно щедрая и добрая Планета МММ, на которой царят совершенно иные законы, главным из которых является закон — «Искусство не продается и не покупается!» Глубокое убеждение Муслима Магомаева было таково, что все имеют право пользоваться духовным богатством. И оно должно быть свободно, доступно и абсолютно бесплатно. Сейчас, в наше время, в это поверить практически невозможно, но это чистая правда — Муслим Магометович за всю творческую жизнь ни разу не взял гонорар ни за один свой компакт-диск. И самое главное, что отличает этот сайт от остальных файлообменников в Интернете — ЖИВАЯ ДУША!

Сейчас очень трудно себе представить звезд отечественной эстрады, свободно общающихся с поклонниками на страницах своих сайтов. Если таковое и имеет место — то это не более чем разовые выходы на прямую связь, официально запланированные, с кучей админ-ассистентов и в виде ответов на вопросы посетителей. Довольно-таки скучно. Позволить себе свободное, бесформатное, прямое общение могут лишь… Да что душою кривить — подобных случаев я не знаю. Персональный сайт Муслима Магомаева — это единственный ресурс среди порталов наших звезд, который мог себе позволить такую роскошь.

Поначалу, когда посетитель в первый раз заходил в Гостиную, то поверить, что на прямой связи сам Магомаев было очень и очень трудно. Но когда в 2006 году по одному из центральных каналов телевидения прошел документальный фильм «Муслим Магомаев. Прерванное молчание», то вся страна узнала о том, что Муслим Магометович ежедневно находится в прямом контакте со своими друзьями — Сайчатами. Тысячи почитателей таланта Маэстро включали компьютеры, заходили в Гостиную сайта, до сих пор не веря в такую возможность — увидеть, почувствовать там присутствие КУМИРА, и находили среди сотен сообщений других поклонников три литеры МММ. Когда же приходило осознание, что все сказанное правда, то каждый вел себя по-разному: кто-то выражал свою признательность, кто-то, волнуясь и не смея ничего написать, просто читал, а кто-то писал разные глупости, вроде как «посмотреть, что будет…». Именно к последним и имел отношение я, не придумав ничего умнее, чем задать дурацкий вопрос: «А какие сигареты Вы курите?», хотя из без этого знал, что Marlboro. Сейчас я нисколько не жалею об этом, и хотя ответа я тогда, конечно, никакого не получил, зато состоялось мое первое знакомство с одним из самых прекраснейших уголков всемирной паутины. Уже намного позже, серьезно занявшись популяризацией творчества русского поэта Сергея Есенина, начался плодотворная дружба сайта Есенина с сайтом Муслима Магометовича.
Маэстро, как человек, всесторонне чувствующий прекрасное, обладал очень замечательным видением искусства — он безошибочно определял талант и не переносил халтуры. Гениальное же — он ощущал сердцем. Поэтому, когда все узнали, что поэзия Сергея Есенина очень близка Маэстро, особого удивления не возникло. В репертуаре Муслима Магомаева уже была песня на стихи поэта и прекрасную музыку Г.Подэльского «Королева». Это великолепное исполнение, на мой взгляд, стоит на уровень выше всех остальных исполнений «Королевы», хотя ее пели и другие прославленные певцы. Но такой силы, души и красоты голоса нет больше ни в каком другом варианте. Как-то Муслим Магометович с сожалением заметил, что в его репертуаре всего лишь одна песня на стихи замечательного поэта. Конечно, и подумать никто не мог, что эти слова лягут в основу великого начинания и в конце концов выльются в судьбоносную песню.

В феврале 2007 года, после открытия персональной странички Муслима Магомаева на сайте ЕСЕНИН.РУ, Маэстро написал нам приветственное письмо, удивительно изящная и красивая стилистика которого поразила нас всех (см. предыдущую страницу).
Несколькими днями позже Маэстро делится в Гостиной мыслями о том, что в последнее время его не оставляют эти стихи «Прощай, Баку» и сами собой ложатся на музыку. Трудно передать словами, какое напряженное ожидание началось на Сайтике. Все знали одну особенность Муслима Магометовича: если он что-то сказал — это не просто так и обязательно, рано или поздно, появится результат. Точно таким же образом появилась прекрасная оркестровая аранжировка к песне «Эх, дороги…». Поэтому ожидание появления нового творения Муслима Магомаева захватило всех. Март 2007 года многие из нас запомнили надолго. Именно тогда Маэстро представил свою новую песню на стихи Есенина «Прощай, Баку». История ее возникновения не менее интересна. Ровно за год,  конце января — начале февраля 2006 года Муслим Магомаев написал очень красивую инструментальную композицию. Именно эта мелодия не выходила из головы Маэстро, и именно на нее ложились стихи великого поэта. Все мы ждали чего-то удивительного, но то, что мы услышали, превзошло все ожидания. Это был ШЕДЕВР: чудесная музыка очень гармонично слилась с красивыми стихами. Душевная привязанность и любовь к родному Баку слышится в каждой ноте Маэстро. Чуть позднее Муслим Магометович записывает еще один вариант, но с совершенно иной интонацией — чувством НАДЕЖДЫ!
Сейчас, когда в различных СМИ то и дело проскальзывают фразы о том, что Муслим Магомаев написал и спел свою пророческую песню, тем самым попрощавшись с Баку, становится очень обидно, что уважаемые журналисты даже не удосужились изучить историю возникновения песни и смысловую нагрузку, которую вложил в нее Маэстро. Поэтому, необходимо привести слова, сказанные Муслимом Магометовичем лично, как то:

<…> — Любите ли Вы Есенина? Готовы ли Вы «подписаться» под строчками «Прощай, Баку»?
— Недавно появилась на сайте Есенина моя новая песня на его прекрасные стихи «Прощай, Баку». Но!!! Это не значит, что этой песней я попрощался с РОДНЫМ ГОРОДОМ вместе с Великим Поэтом. НЕТ!!! Надежда приехать в Баку меня никогда не покидает!!! Надеюсь, Бог даст мне здоровья, и я вновь увижу свой город детства и юности! Мы с Тамарой ханым часто об этом говорим. Она, видя мое неважное настроение, успокаивает меня тем, что я уже очень давно живу в Москве… И пора бы к этому привыкнуть… Я ей объясняю: «Ты — коренная москвичка и твоя родина здесь…! А я — БАКИНЕЦ и это «звание» никогда не выкинешь!!!» <…>
(Из интервью газете «Биржа-Плюс» и потралу Day.AZ «Муслим Магомаев: "Надежда приехать в Баку никогда меня не покидает!"»)

<…> Я периодически записываюсь, и если получается что-то удачное, делюсь этим с другими. Недавно разместил на сайте новую песню на прекрасные стихи Сергея Есенина «Прощай, Баку». Нет, это вовсе не значит, что этой песней я попрощался со своим родным городом. Меня не покидает надежда еще раз приехать туда – как только позволит здоровье» <…>
(Муслим Магомаев. «Живут во мне воспоминания». Изд-во «Прозаик», Москва, 2008)

Конечно, очень символично эта песня звучала на церемонии прощания с Муслимом Магометовичем в Баку. Но, возвращаясь к вопросу журналистской этики, хочется отметить — нельзя относиться к подобным вещам столь поверхностно. Становится больно, когда видишь насколько топорно делают свою работу профессионалы, и казалось бы — из лучших побуждений… Начинаешь сомневаться в компетентности специалистов, которые в погоне за рейтингом забывают все на свете. Для многих до сих пор остался шокирующим репортаж новостей «Первого канала» о прощании с Маэстро в родном Баку.

<…> «И тогда те, кто не попали внутрь, запрудили все прилегающие улицы. Движение машин прекратилось само собой и, на некоторое время, воцарилась удивительная тишина. И в этой тишине из динамиков неожиданно раздался голос Муслима Магомаева — «Мой Азербайджан»… Эту песню он написал сам: «Азербайджан — ты звезда моей судьбы…» — такие в ней слова. Но пел он их всегда на двух языках: два куплета на русском, два куплета на азербайджанском». <…>

И все бы ничего, только в данном сюжете вместо «Мой Азербайджан», зазвучала «Прощай, Баку». Поэтому слова о двух языках выглядели как издевательство. С такой тонкой материей, как «творчество певца», нужно быть более внимательным, тем более, если это идет в массы.
Но на этой песне беседы о творчестве Сергея Есенина не закончились. На сайте поэта стартовал ряд арт-конкурсов в рамках проекта «Открой миру своего Есенина», на лучшее прочтение стихов и исполнение песен на стихи Сергея Александровича. Муслим Магометович проявил большой интерес к данной идее. Стать председателем оценочной комиссии он не согласился, честно сказав о том, что не может судить участников, так как очень трудно определить лучших — жалко всех. Но с большим удовольствием прослушивал некоторые, наиболее удачные исполнения, высказывая свое личное мнение. По понятным причинам эти суждения носили закрытый характер, дабы никого не обнадеживать и не обижать. Для оценочной же комиссии, которой пришлось слушать массу материала, эти профессиональные мнения были большим подспорьем. Сейчас, после завершения двух циклов конкурсной программы, организаторы проекта решили выпустить диск с конкурсными работами, который по праву будет посвящен памяти Муслима Магомаева.
В процессе общения с Маэстро возникла идея создать на сайте ЕСЕНИН.РУ цикл публикаций под названием «Есенинская шкатулка», где можно будет знакомить посетителей с мэтрами отечественной эстрады, с известными именами и начинающими певцами, объединенных любовью к творчеству Сергея Есенина. Данный цикл открывался великолепными словами из приветственного письма Муслима Магометовича, приведенного выше. Сейчас и до того дня, пока будет существовать сайт великого поэта, эти слова будут сопровождать его в бескрайних просторах Интернета. Одной из тем «Шкатулки» стал раздел «Есенин в классике». И к кому как не к Муслиму Магометовичу мы могли обратиться за помощью в подготовке интересного материала? Маэстро с удовольствием откликнулся на нашу просьбу и давал очень ценные рекомендации по исполнителям. В результате этой работы были отобраны лучшие материалы для данной темы. Следует сказать, что Муслим Магомаев обладал очень специфическим, ярким и объемным стилем языка. Даже его короткие комментарии звучали полно и насыщено, к ним не было смысла что-то добавлять. Они крайне всеобъемлюще говорили об отношении Маэстро к данному произведению. Однажды он высказал мысль:

«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕСЕНИНА нужно ПЕТЬ — ЧИТАЯ СТИХИ и, ЧИТАЯ СТИХИ — ПЕТЬ...»,

которая позволят понять, с каким чувством Муслим Магометович относился к есенинской музыке.
В таких беседах трогало то, что Муслим Магометович с очень открытой душой говорил о творчестве Есенина. Было видно, что его это волнует и заставляет задумываться. Очень часто Маэстро высказывал свои мысли вслух и, благодаря его изумительной манере преподнести свои размышления, это воспринимается проникновенно.

Отрадно сознавать, что, подаренный от имени сайта ЕСЕНИН.РУ Муслиму Магометовичу белоснежный барельеф Сергея Есенина, стоит в его квартире рядом с Моцартом и Верди. Последнее обращение Муслима Магомаева к русскому поэту было 3 октября 2008 года, в день рождения Сергея Александровича:

ПРЕКРАСНУЮ нашу РОДСТВЕННУЮ КОМАНДУ «ЕСЕНИН. РУ» ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРЕКРАСНЫМ СОБЫТИЕМ — ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИЧАЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА ПЛАНЕТЫ!
ЕСЕНИН БЫЛ И ВСЕГДА БУДЕТ НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖИМ ПОЭТОМ.
А значит, и ЧЕЛОВЕКОМ ОН БЫЛ ТАКИМ ЖЕ!!!
СЕРДЦЕ НАШЕГО САЙТА ВСЕГДА С ВАМИ — ДРУЗЬЯ ЕСЕНИНЦЫ!!!!!!!!

Ваш, Муслим М.


Теперь, когда вновь и вновь обращаешься к Наследию, оставленному нам великим Орфеем, прослушивая его записи, перечитывая его строки, ты ясно понимаешь, что такого ТАЛАНТА больше не будет. Может быть будут другие, не менее талантливые люди, но тот свет и ту душевность, которую безгранично дарил Маэстро, останутся НЕПОВТОРИМЫМИ. Нам же остается только смотреть на экраны телевизоров и наблюдать, как из него доносятся слабые голоса прибитых мелкими «жемчужными каплями» народной Любви нынешних «звезд». И ощущать то великое и могучее Искусство, которое царит над постылой и циничной суетой этого мира, поет Его Голосом и звучит Его роялем…

В последние месяцы Маэстро очень много размышлял о стихотворении «Капли жемчужные».

Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью черной на окнах сырых.

Было видно, что к этому произведению Муслим Магометович возвращался довольно часто и очень тонко его чувствовал. Он даже планировал написать для себя «спокойную с затаёнными НЕРВАМИ исповедь», но книга, над которой шла работа в это время, не позволяла ему раздваиваться. Она вышла ровно за месяц до рокового дня и ее название «Живут во мне воспоминания» также было очень символично, как и многое в жизни Маэстро.

Люди, веселые в жизни забвения,
Как велики вы в глазах у других

И как вы жалки во мраке падения,

Нет утешенья вам в мире живых.
Зная об особом отношении Муслима Магомаева к этим строчкам, для многих есенинские «Капли жемчужные» стали своеобразным символом. Для одних они пролились слезами, теперь уже несбыточной мечтой о не рождённых капельках-нотках, о ненаписанной  Музыке. Для других — в них, как в крошечных зеркалах, отражаются очень дорогие воспоминания. Они очищают душу, в какой-то мере облегчая боль страдания и невыносимую, неподдельную грусть. И все-таки, какими разными могут быть капли…
Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжелого.

Тихо скользите по стеклам и бродите,

Точно как ищете что-то веселого.


Люди несчастные, жизнью убитые,

С болью в душе вы свой век доживаете.

Милое прошлое, вам не забытое,

Часто назад вы его призываете.

И соединяются слёзы — «капли жемчужные» — в ручей Памяти, а их солёный привкус напоминает о море...

«И вновь этот берег…», берег Синей вечности, на котором собрались люди, не способные до сих пор осознать, что бесконечно дорогой им Человек покинул эту планету. Не способные, и не желающие… Им кажется, что все это неправда, страшный сон. Своей болью они могут делиться только друг с другом, все плотнее сплачиваясь. Время от времени они по-прежнему заходят в опустевшую Гостиную. Но говорят уже шепотом. Огонек в камине будет продолжать гореть и не погаснет, пока друзья здесь. Глядя на этих, теперь уже более молчаливых людей, становится ясно, что ни одному ветру на свете они не позволят задуть пламя, которое разжег МММ. Рано или поздно, каждый из этих прекрасных людей осознает, что все всегда возвращается на круги своя. Пусть не в этой жизни, в другой. И тогда чаще будут звучать слова не «Прощай», а «До новых встреч, Муслим». Тогда для этих друзей, прорывая все непогоды, зазвучит голос самого Муслима Магомаева:

…За слишком короткие письма ругайте нестрого,
И сами пишите недлинно: дружище, держись!

Но если однажды моя оборвётся дорога —

Заранее знайте, что это закончилась жизнь...


Почтите товарища честной минутой молчанья,

И тихо сомкните ряды, чтобы дальше идти,

Я только прошу об одном: оставайтесь вначале,

Всё время в начале дороги, в начале пути...

Валентин Красавин
11.02.2009 г.

Комментарии  

0 #1 Guest 06.04.2011 12:01
Привет друзья, меня зовут Александр. Я из Вологды. У нашего областного театра есть желание поставить спектакль о жизни Магомаева. Если у кого есть интересные материалы, может быть даже пьесы, рассказы о великом певце - пишите:
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика