Анатолий Мальцев. Луганск.

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8059

Луганчанин Анатолий Мальцев собрал уникальную коллекцию экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Есенина

— Тихо, тихо, осторожно! На этом кресле сидела сестра самого Сергея Есенина! — мой собеседник заговорщицки подмигивает и замирает возле кресла, в которое я пытаюсь сесть. Как ужаленная, отскакиваю на несколько метров. Анатолий Мальцев смеется. «Да шучу, я, шучу. Присаживайтесь, пожалуйста», — улыбаясь, говорит коллекционер. Мы находимся в небольшой комнатушке, вокруг — десятки портретов Сергея Есенина, на полках — тысячи книг и альбомов с автографами и фотографиями современников поэта.

Любите ли вы Есенина, так, как люблю его я?

Мой собеседник, крепко затягиваясь сигаретой, начинает свой рассказ. Вспоминает свою юность и уроки русской литературы. Именно на них наш герой познакомился с творчеством Сергея Есенина.
«Как ни банально это звучит, но любовь к поэзии великого русского поэта мне привила учительница русского языка и литературы и наша классная руководительница Валентина Донченко, — рассказывает Анатолий Петрович. — Помню: учим мы стихи Владимира Маяковского. И она такие дифирамбы ему поет, мол, он революционер — талантливейший поэт и.т.д.  Читает, читает его стихи, а мочки ушей у нее краснеют-краснеют. И ее прямо в жар кидает. Я думаю:
« Что-то здесь не так». А когда пришло время знакомится с творчеством Есенина, то Валентина Филипповна начала говорить о нем нелицеприятные вещи: что он буржуазный поэт, воспевает уходящую Россию, что он и такой, мол, и сякой. А потом начинает читать его стихи так трепетно, с таким восторгом. Я сразу догадался, что она лукавит, и преподает нам так, как надо, а не так, как есть на самом деле„.
Анатолию Мальцеву шестьдесят пять лет и уже более сорока он собирает все, что связано с жизнью и творчеством Сергея Есенина. В юношеские годы это было не просто, ведь сборники русского поэта считались большой букинистической редкостью.
— Сколько экспонатов в вашем домашнем музее?
— Вы думаете, я знаю? Один корреспондент, уж не помню его имя, взялся пересчитать все мое добро. Получилось более 4000 единиц хранения! Свою коллекцию я разбил на 17 разделов. Среди них, например, такие: «Все о биографии Есенина» (книги и газетно-журнальная информация), переводы произведений Есенина на иностранные языки, О Есенианах (данные о подобных моей коллекции).
Мой собеседник не может долго сидеть на месте, он постоянно вскакивает, чтобы показать очередной уникальный экземпляр своей коллекции. Иногда его мысли путаются и скачут, словно стадо гнедых лошадей. Все потому, что ему хочется рассказать мне, как можно больше о своем любимом поэте, поделиться интересными историями и показать раритетные экспонаты. В соседней комнате, в галерее собственноручно написанных ним картин (о них мы поговорим чуть позже), висит копия посмертной маски Сергея Есенина.
«Ее мне заказал в Москве мой товарищ поэт Олег Бишарев. Видите, даже на маске видны следы от удара на лбу. Кто там повесился? О чем вы говорите?» — причитает и при этом тяжело вздыхает Анатолий Мальцев.
— Не боитесь, что посмертная маска Есенина приносит в ваш дом плохую энергетику, ведь она связан со смертью и страданиями поэта?
— Я его так люблю, что он не может сделать зла (ласково гладит маску — авт.) Весь век меня тревожит его творчество. Есенин для меня, как родной. Я до сих пор ставлю ему свечки в церкви в день его смерти и в день рождения. Знакомые удивляются, спрашивают: «Он что тебе родственник?». Как они не могут понять, что я просто без ума от его поэзии.
Анатолий Мальцев всю жизнь проработал учителем математики в СШ № 39, а в последние годы педагогической деятельности — в СШ № 40. Эти учебные учреждения находятся в Малой Вергунке.
«Тут я родился, тут я учился, тут я женился, и тут же развелся», — шутит наш герой. При школе был создан Клуб любителей творчества Сергея Есенина «ПЕГАС
», Анатолий Петрович читал детям стихи, ученики даже переписывались с людьми, которые лично знали великого русского поэта.
Каждая строчка в газете или журнале о Есенине для нашего героя была новостью и радостью. Все сведения он собирал по крупицам. Сейчас в век информационных технологий, Мальцев ходит к своему другу в гости и пользуется услугами Интернета.
«Кто бы мог подумать, что настанет такое время, когда на кнопочки в компьютере нажал — и нашел все, что тебе нужно», — удивляется техническому прогрессу коллекционер.
Анатолий Мальцев готов говорить о своей страсти к Есенину и его творчеству бесконечно: «Я Есенина очень люблю как поэта, но как мужчину и человека не понимаю. Как так
по-хамски можно было к своим женщинам относиться? Это не по-джентельменски. Но что тут поделаешь? Гениального человека сложно понять!»

Шаганэ, ты моя Шаганэ…

«Помните, этот стих из цикла «Персидские мотивы»? — спрашивает мой собеседник. И дальше цитирует наизусть:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ…

«Эти строки знают миллионы, но мало кому известно, что героиней этих поэзий стала Шаганэ Нерсосовна Тальян, учительница русского языка из армянской школы в Батуми. С ней Есенин познакомился на Кавказе в 1924 году. — Анатолий Петрович раскрывает альбом, с гордостью демонстрирует снимки и свою переписку с музой поэта. — Вот смотрите, это фото молодой Шаганэ. Такой ее знал Сергей Есенин. А это фото пожилой Шаганэ. Такой ее знал я».
Госпожа Тальян писала письма не только Анатолию Мальцеву, но и его воспитанникам в СШ № 39: «Школьникам средней школы № 39 с признательностью за теплое и хорошее отношение ко мне. Тальян Шаганэ Нерсосовна. 28.12.11970 г. Ереван». Это надпись, написанная на одной из фотографий, подаренной подопечным Мальцева.
Очень интересны воспоминания учительницы, связанные с Сергеем Есениным. Вот некоторые выдержки из них: «Есенин относился ко мне нежно, ласково,
как-то особенно бережно, целомудренно, что ли. Обращался со мной, как с ребенком, и наедине со мной и в обществе называл меня «дорогая моя Шага» или «милая моя Шаганэ», но о любви не говорил… А я дорожила чистым чувством большого поэта и обаятельного человека, боясь утратить его внимание, оскорбить не тем словом, не тем движением. Поэтому в обращении с ним была очень осторожна».
Анатолий Мальцев рассказал одну очень интересную историю.
«Прихожу я в редакцию
«Луганская правда» к Белле Бланк, она тогда была зав отделом культуры и говорю ей, что у меня есть автограф Шаганэ и ее письма, что я ее сам разыскал, что это может быть интересно читателю«, — рассказывает наш герой. — А она мне и отвечает: »Это было бы интересно, если бы вы были не учителем, а рабочим, и если бы жили не в городе, а в селе». И дали мне от ворот поворот«.

Коллекционер и художник в одном лице

Во время разговора я обращаю внимание, что на входе в соседнюю комнату висит табличка «Закрыто». Поймав мой удивленный взгляд, Анатолий Петрович, говорит: «Для вас всегда открыто. Пойдемте, я покажу вам свои картины„. Мы заходим в небольшую комнатушку, в ней нет ничего, кроме картин. Многие привлекают к себе внимание. Оказывается, что Анатолий Мальцев не только хранитель уникальной коллекции о Сергее Есенине, но и художник-любитель. Прошу его рассказать о своих произведениях живописи.
«Мне не нравится, чтобы все было просто, понимаете? — наш герой с удовольствием выполняет просьбу. — Я люблю, чтобы в каждой картине была
какая-то идея, смысл, подтекст. Вот, например, работа «Пастушок».
Мальчик-дистрофик пасет невиданных и уродливых животных, неизвестных современной науке. Эта композиция отображает деградацию общества и проблемы, связанные с экологией. А вот картина «В музее». Два дебильных человека, отец и дочь, пришли в музей и рассматривают китайскую вазу. Они смотрят на нее, как баран на новые ворота. Они совершенно не интересуются и не разбираются в искусстве. Таких людей в нашем социуме очень много, согласитесь?
»
Я с интересом изучаю работы, представленные в галерее. На меня смотрит и женщина, которая никогда не сможет рожать, потому что получила дозу облучения в Чернобыле, и зеленые инопланетяне, и безликие силуэты людей, коротающие свой досуг за рюмкой спиртного на природе.
Но больше всего запомнился триптих «Адам и Ева». Первые люди на земле изображены возле дерева в верхней части картины, а в нижней — их зеркальное отображение, только несколько искаженное: под Адамом — Ева, а под Евой изображен Адам. Эта картина символизирует современную эпоху с ее сексуальной разнузданностью, когда мальчики любят мальчиков, а девочки девочек.

У Кости была доброта есенинская…

На столе стынет чай, в вазах лежат фрукты. В комнате — сизый туман от выкуренных сигарет. Наше общение все больше и больше напоминает дружескую беседу, а не интервью. Я жадно слушаю рассказы моего собеседника. Даже не верится, что он за свою жизнь успел познакомиться с десятками известных людей, знавших Сергея Есенина. Перед нами несколько альбомов с автографами (всего их более тридцати) и письмами современников, общавшихся с русским поэтом.
Особая гордость Анатолия Мальцева — это письма от сына классика, Константина Есенина. Он родился от одной из жен поэта
Зинаиды Райх. Была также у Кости и старшая сестра Татьяна. Ее автограф в коллекции Мальцева тоже занимает свое почетное место.
— Как вы познакомились с сыном Сергея Есенина?
— В 1967 году, находясь, на воинской службе в Оренбурге, я случайно прочел в армейской газете заметку Константина Есенина — спортивного обозревателя. Из биографии поэта я знал, что от брака с Зинаидой Райх у него были дети: Костя и Таня. Интуиция мне подсказывала, что автор газетной публикации — сын моего любимого поэта. Через Центральное адресное бюро отыскал интересующий меня адрес и написал письмо в Москву, на Щербаковскую. Прошло некоторое время, и в Оренбург пришел ответ от Константина.
Анатолий Мальцев протягивает мне пожелтевший лист бумаги, на котором рукой сына Есенина выведено: «Уважаемый товарищ Мальцев, ваше письмо долго плутало по свету, поскольку вы послали его по моему старому адресу. Вот уже полтора года я живу на новой квартире. Думаю, что сегодняшняя открытка и станет для вас тем автографом, который вы хотели от меня получить…. Будете в Москве, давайте о себе знать. В меру возможного бываю рад сделать людям добро
».Таков был ответ.
В 1968 году Анатолий Мальцев встретился с Константином Есениным в Москве, когда учился в одном из столичных вузов, который, к сожалению, так и не закончил.
— Был ли сын похож на отца?
— Вы знаете, внешне — нет. А вот внутренне — очень даже. От своего родителя он унаследовал общительность, искренность, простоту. Доброта у него была есенинская.
Про отца он говорил неохотно и мало, а вот о Есенине — поэте — много и самозабвенно, читал стихи, участвовал в есенинских вечерах и выставках.
После смерти Константина Есенина Мальцев написал письмо его дочери, однако ответа не получил.

Они любили себя в Есенине

Как же отзывались о Сергее Есенине люди, которые его знали? Анатолий Мальцев утверждает: современники говорили, что поэт был выпивохой и гулякой. Эти биографические факты, в принципе, известны всем.
«Знаете, что интересно, — делится своими наблюдениями Анатолий Петрович.
— Каждый из его знакомых любил СЕБЯ в Есенине, а не ЕСЕНИНА в себе. То есть люди были горды, тем, что они принимали непосредственное участие в жизни поэта, они с упоением рассказывали, что и как они советовали Есенину
».
— Вы смотрели российский сериал «Есенин»? Он вам понравился?
— Понравился, хотя там и были
кое-какие неточности. Например, не совпадали годы некоторых событий. И самое главное, не было показано, когда же все-таки Есенин писал свои стихи! Ни одного эпизода, отображающего творческий процесс классика! Не порядок! Безруков сыграл на «отлично». А вот внук Есенина хотел даже подавать в суд на создателей сериала, он уверен, что они исказили образ его деда.
— С кем еще из знакомых Сергея Есенина вам приходилось пересекаться?
— Очень дорожил я знакомством с одной супружеской парой — Геворгом Григоряном и Дианой Уклебой. Они были друзьями поэта и художниками.
Геворг Григорян «…. возвращался в своих работах к Есенину снова и снова. С годами стал воспринимать его иначе — глубже. Но, как бы то ни было поэт всегда сохранял очарование своей молодости…» (из воспоминания Григоряна — авт.). Я просил подарить художника один из портретов Есенина, написанных в 1970 году. Он ответил мне
по-армянски: «Расстаться с ним не хочу, копию сделать — не могу». Тогда я обратился к его жене Диане Уклебе. Она нарисовала мне портрет поэта и повезла в Москву на выставку. Там его хотели купить за хорошие деньги, но она всем отказывала, поскольку обещала этот портрет мне. Когда я поехал за картиной, то помимо денег взял с собой украинские рушники, сувениры, керамику. И когда спросил, сколько я должен за ее работу, то она ответила: «Что вы, Анатолий Петрович, это мой вам подарок». Вот таким очаровательным и щедрым человеком была Диана Уклеба. Теперь этот портрет висит у меня комнате и является одним из самых ценных экспонатов в моей коллекции.
Анатолий Петрович поведал одну интересную историю, тоже связанную с живописью.
Однажды он захотел приобрести работу художника Георгия Красильникова, который лично знал Есенина, «Вид на Константиново» (Конастантиново — родина русского поэта). Картина по тем временам стоила очень дорого — 500 рублей. Но это не остановило Анатолия Мальцева. Отказавшись от парадного костюма, на который наш герой копил не один месяц, он купил это произведение искусства — и подарил другу на свадьбу. Наш герой говорит, что ни на секунду не пожалел о своем поступке.
— Я знаю, что вы общались с однокурсником Сергея Есенина. Расскажите об этом подробней.
— Борис Сорокин — журналист и публицист, вместе с Есениным учился в университете им. Шанявского на историко-философском факультете. Вот, что он мне писал в письмах: «Здравствуйте Анатолий Петрович! Отвечаю Вам на ваше письмо. Я бывший студент университета им. Шанявского, в котором с 1913 гда учился вместе с Сергеем Есениным. В память об этом у меня хранилась книжка
«Трерядница» с автографом поэта: «Б.Сорокину с дружбой и воспоминаниями об университете Шанявского. С. Есенин. Август 1920 год. Ростов». Во время студенческой жизни мы часто встречались на семинарах, ходили в музеи и театры. Хоронил его — участвовал в скорбном пути на Ваганьковское кладбище, его последнем пути на это Земле, которую он воспел в чудесных стихах».

Дарить — жалко, а продавать — стыдно

Смотрю на собранную коллекцию Анатолием Мальцевым, и меня охватывает гордость, что в Луганске есть человек, так трепетно всю свою жизнь обиравший информацию о русском классике Сергее Есенине.
— Что же будете делать со совей коллекцией? Детям своим отдадите или музею подарите?
— Я трижды был женат. У меня трое детей: Наталья, Зося и Сережа, но не Есенин (смеется). Зосю по началу пытался привлечь к своему занятию. Она даже переписывалась с внуком поэта, но потом быстро охладела. Сложила письма в папочку — и так они пылью покрываются. Двум другим детям это тоже неинтересно. Вот и куда девать все это добро? Дарить — жалко, а продавать — стыдно. Я обещаю подумать над этим вопросом. Ведь детям моим это не нужно, а для музея коллекция был бы ценным приобретением. Мои соседи вообще говорят: «Вот ты умрешь — и все твои бумажки спалят в огороде».
— А как к вашему увлечению относились родные и близкие?
— Про детей я вам уже рассказал. Жены никогда не поддерживали мое увлечение. Раздражались, что я трачу деньги на приобретение очередных экспонатов в свою коллекцию. Не разделяли они и моей радости, когда я получал от кого-нибудь письмо. Сейчас вот развелся, живу один. Каждый день
что-то перечитываю, наслаждаюсь своей коллекцией в одиночестве. Жаль, что последние лет шесть — десять ни с кем не переписываюсь, уже многие поуходили из жизни.
Наш разговор длился два с половиной часа. Честно говоря, уходить не хотелось, настолько интересный попался собеседник. Напоследок он говорит, что счастлив, что сумел собрать столько информации о Сергее Есенине, что деньги для него не имеют никакого значения и главное его богатство — это коллекция.
«Мне деньги не нужны. Я Есенина люблю и людей», — прощаясь, говорит Анатолий Мальцев.


Луганский Портал Топ
«Новости Луганска», 20 сентября 2007 г.

 

Social Like