ЛИПАТОВ Василий. Соловьиная кровь

PostDateIcon 28.11.2011 17:23  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 9237

ВАСИЛИЙ ЛИПАТОВ

СОЛОВЬИНАЯ КРОВЬ

ВАСИЛИЙ ЛИПАТОВЕсть таланты, народные не по званию, а по глубинной сути. Именно таким талантом, напоенным песенными истоками возлюбленной России, обладал русский композитор и пианист-виртуоз, любимый ученик А. К. Глазунова — Василий Липатов.

Сцена жизни, к сожалению, нередко сменяется кулисами забвения… Так случилось и с создателем фортепианно-вокального реквиема в 10-ти частях «Соловьиная кровь» на слова и памяти Сергея Есенина, современника, земляка, близкого друга.

Именно это — самое значительное произведение композитора — и включало такие шедевры русской музыкальной лирики, как «Письмо к матери» и «Клен ты мой опавший». Народ бережно сохранил и поет замечательные песни эти, не зная, порой, имени одного из их авторов. А ведь долгую, завидную жизнь обеспечили им не только проникновенные стихи, но и музыка, достойная есенинского гения.

Родился Василий Николаевич Липатов 30 января 1897 года по старому стилю на Рязанщине в старорусском купеческом городке Раненбурге, основанном Петром Великим как крепость Ораниенбург и подаренном своему фавориту Александру Меншикову.

Предки будущего композитора — крепостные музыканты. Отец — регент, выпускник Рязанской духовной семинарии. В доме всегда звучала музыка — духовная, классическая, народная…

В 1900 году семья переезжает в соседний уездный городок Данков, куда отца — Николая Андреевича, пригласило регентовать в местном соборе богатое купечество. Уже всамом юном возрасте Василий, наставляемый отцом, делает большие успехи в игре на фортепиано, поет в церковном хоре… И по окончании местного духовного училища мальчика по отцовским стопам отправляют в Рязань, в семинарию. В Рязани он сразу же попадает в поле зрения руководителя губернского музыкального общества Николая Ивановича Мордвинова, прекрасного тенора. Сохранились афиши и программки благотворительного концерта в Данкове (1913 г.), в котором Василий аккомпанировал Н. И. Мордвинову и успешно выступил соло на фортепиано.

Василий закончил семинарию летом 1916 года (1910-1916). И ещё год учился в Московском университете на юридическом факультете, затем был призван в армию и отправлен на военное обучение в Одесскую школу прапорщиков, в связи с обострившейся ситуацией на фронтах Первой мировой войны. Веха жизни, напоминающая судьбу Петра Ильича Чайковского…

В 1918 году, уже после Октябрьской революции, в горькие дни Брестского мира, возвращается 21-летний воин-музыкант к родному очагу, в Данков. Недолгой была эта радость от встречи, да и была ли она?.. Уже наступает белая армия с юга и проблему выбора пути решает окончательно мобилизация бывших офицеров в Красную Армию. И еще 4 года, теперь уже участия в братоубийственной гражданской войне… Потом он скажет: «Музыка войны — похоронный марш, сколько мы их переиграли…»

1922 год. Второе возвращение с полей битв к родному очагу. В семье принято решение — отправить Василия в Петроград, в консерваторию, с рекомендацией Н.И. Мордвинова, к А.К. Глазунову, тогдашнему ректору консерватории.

А.К. Глазунов увидел в 25-летнем воине-музыканте подлинно русского музыкального самородка и принял его на композиторское и фортепианное отделение.

…И вот 1924 год, главная встреча его жизни — с Сергеем Есениным! Взглянем на сохранившееся чудом фото музыканта тех лет. Известный петербургский музыковед Софья Хентова писала о нем: «Уроженец земли рязянской, он любил ее также сильно и непосредственно, как и Есенин».

Произошло их судьбоносное знакомство весной 1924 года, в Петрограде, после одного из публичных выступлений поэта…

«Письмо матери» потрясло его, — вспоминает С. Хентова. — Он сочинил мелодию за один день. Кто-то из знакомых певцов захватил с собою ноты, разучил песню и исполнил. Ноты стали переписывать от руки. Не прошло недели, как «Письмо матери» запели в Москве, в Одессе. Чувствительная, душевная мелодия с интонациями городского «жестокого» романса и наивной деревенской импровизацией отвечала потребностям людей в интимной лирике… противостояла попыткам распространения нэпманской музыки. Песня дошла до Есенина…»

Дошла именно так. А «кем-то из знакомых певцов» была Лина Катомина-Масальская, юная 16-летняя исполнительница русских народных песен и романсов в цыганском хоре Алексея Масальского, выступавшего в одном из популярных петербургских ресторанов. Вскоре со своим коронным номером, романсом «Письмо к матери» — она покинула хор Масальского и составила с Василием Липатовым творческий и семейный дуэт…

Известно, что и сам Есенин был очарован музыкой этого романса. Вечерами поэт отправляется с сестрами на деревенское гуляние, на приокские луга. «Трудно не петь в такой вечер», — рассказывает Александра Есенина. — И Сергей или Катя начинают тихонько, «себе под нос» напевать какую-либо мелодию… Поем мы, как говорят у нас в деревне, «складно». У нас небольшие голоса, да мы и не стараемся петь громко, так как песня требует от исполнителей чувства, а не силы… Поем мы и переложенные на музыку в то время стихи Сергея «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Письмо матери».

И все же из-за непрекращающейся травли рязанский песенник вынужден был покинуть композиторское отделение Петроградской консерватории. Но это было только начало жизненной и творческой драмы…

Своему любимому ученику пытался помочь А.К. Глазунов, чей авторитет и вкус были еще недавно непререкаемыми. В одной из жестких дискуссий с противниками русской музыки, берущими тогда верх, он заявил, имея в виду именно «Письмо матери»: «Я бы подписался под этой мелодией! Это — русская «Ave Maria». Вот так надо писать»!..

В 1927 году В. Липатов все же окончит Консерваторию, но по классу фортепиано, в дипломе его записано: «Пианист-художник». Более того, сохранилась программка выпускного концерта 13 июня 1927 года, где Василий исполнил «Токатту» Шумана и «Корильон» для рояля Ляпунова. Именно этот «выпускной» концерт использовал А.К. Глазунов для трогательных слов, приведенных выше в адрес своего любимого ученика. А последняя их встреча-прощание произойдет годом позже, на Витебском вокзале города на Неве, откуда Глазунов уже навсегда покинет Россию, использовав для этого приглашение в Австрию, в жюри Шубертовского конкурса.

1929 год, Раненбург. Здесь, в русской глубинке 32-летний композитор размышляет о судьбе крестьянства русского, убиваемого коллективизацией. Глубокий психологический след этих горьких раздумий наиболее мощно отпечатался в тех есенинских текстах, что избрал Липатов для фортепианно-вокального реквиема «Соловьиная кровь»: «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Не криви улыбку», «Клен ты мой опавший», «Пой же, пой!», «Корабли плывут в Константинополь», «Письмо матери», «Несказанное, синее, нежное», «Прощай, моя голубка», «Цветы мне говорят — прощай» и «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Да, идеологам коллективизации был крайне опасен Есенин, как самый чуткий выразитель русского крестьянского духа. Сначала его убили физически. А затем попытались убить духовно — запретом на все поэтическое наследие поэта.

Также, наряду с Сергеем Есениным, музыкальному выразителю драматической судьбы России и художника-творца  её,   подрезали крылья и раненбургскому соловью, рязанскому песеннику Василию Липатову. Сейчас, в завершение века и тысячелетия, когда России предстоит еще раз сбросить с себя рабские цепи, накинутые ее недругами, определить свой национальный исторический путь — настало время вернуть народу эту подлинно национальную музыку и имя ее создателя.

…Все, что милостиво разрешали музыканту в недобрые 30-е годы — это заниматься обработкой фольклора.

Именно в это тревожное время арестован Михаил Андреевич Липатов, кадровый военный, дед Михаила Липатова, а его старший брат Николай Андреевич, боясь репрессий, покидает родной Раненбург и переезжает с семьей на берега Невы, к сыну Василию. Так по живому рвутся корни.

В 1941-м году, когда враг подходит к Ленинграду, в одной из творческих бригад на фронте оказывается и Василий Липатов. А много лет спустя, в октябре 1964 года, за несколько месяцев до ухода из жизни, 67-летний композитор подарит одному из своих сподвижников рукопись «Письма матери» с надписью: «На память о совместном военном походе из ст. Бататгкой до Ленинграда — Лёне Арту от Василия Липатова». Представляю, как в этом тяжком отступлении, в редкие часы отдыха они пели: Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!.. В 1942-м, блокадном году, вернувшемуся с фронта Василию сообщают, что его бывшая супруга умирает от истощения. Он спешит к ней, они прощают друг другу все прегрешения, и он вывозит ее на Большую землю… Они оказываются в глубоком тылу — в Кирове (Вятке) Лина постепенно поправляется, и в 43-м они уже вновь выступают вместе в местном концертно-эстрадном бюро. Здесь же, в условиях ослабления идеологической удавки, Василий пишет музыку для постановок местным театрам. Верность композитора классической русской музыкальной традиции, завещанной ему А.К. Глазуновым, ярко видна и в трех песенно-романсовых жемчужинах: «Коптилка» на слова И. Эренбурга, «Ласточка моя» и «Сирень» на слова Н. Глейзарова, лирические символы которых изумительно отражают настроение русского человека в годы военного лихолетья. «Коптилка» посвящена брату Анатолию, погибшему на фронте, в Прибалтике… А два других романса полны предощущений весеннего, майского Дня Победы… И вот этот День наступил!

Первый выход Василия Николаевича Липатова на публику в родном Ленинграде после стольких лет гонений-запретов состоялся в апреле 1949 года на вечере песни ленинградских композиторов. Здесь он представил прекрасную лирическую песню «Та, в чьи косы я влюблен», в которой, как всегда, утонченно соединил классическую традицию и народно-песенную стихию. Дарственная надпись на сохранившемся в семейном архиве экземпляре гласит: «Большому художнику-певцу Сергею Лемешеву от автора».

…Спустя 12 долгих лет Василий Николаевич вновь приезжает на родину.

Визит знаменитого композитора и пианиста стал подлинным праздником для раненбуржцев. На трех больших концертах Василия Николаевича Липатова перед земляками в ряду замечательных произведений разных жанров звучало и запрещенное тогда «Письмо матери».

Раненбургский и петербургский соловей, рязанский песенник умер в суровом феврале далекого уже от нас 1965 года… Над могилой его веснами поют соловьи, щебечут милые его сердцу ласточки, и вместе с кленом шумит на ветру любимая русская береза… А в русском сознании он уже навечно соединен своей музыкой со стихами Есенина.

Музыкальная студия NotePage

«ПИСЬМО МАТЕРИ» в исполнении:

 Вадим КОЗИН

Дмитрий ГНАТЮК

Юрий ГУЛЯЕВ

Алексей ПОКРОВСКИЙ

Борис ШТОКОЛОВ

Николай СЛИЧЕНКО

Александр МЕНЬШИКОВ

Александр МАЛИНИН

Павел ПИКАЛОВ

Сергей ЛЮБАВИН

Дмитрий ШВЕД

Клип из фильма В. Шукшина «Калина красная»


Social Like