СКОРОХОДОВ М.В. Смерть Есенина как культурологический феномен

PostDateIcon 11.12.2011 15:33  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 6532

М. В.  Скороходов

СМЕРТЬ ЕСЕНИНА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Внезапная трагическая смерть в Ленинграде в ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. Сергея Александровича Есенина стала одним из центральных событий литературной  и  общественной  жизни  страны  рубежа 1925-1926 гг. Известие о гибели поэта разнеслось по Советскому Союзу и другим странам в течение нескольких часов.
Вс. Рождественский в письме, отправленном 28 декабря 1925 г. из Ленинграда в Баку В. А. Мануйлову, писал: «Утром в понедельник (28 декабря), как всегда, я был в Госиздате, в редакции “Звезды”. <…> Приходит П. Н. Медведев в солдатской шинели прямо со своих военных лекций. Вид у него растерянный.
— Сейчас в редакции “Красной газеты” получено сообщение, что умер Сергей Есенин» [1].
Однако сам В. А. Мануйлов узнал о смерти поэта значительно раньше. В воспоминаниях он отметил: «…известие о смерти Есенина было для всех любивших его неожиданным ударом. 28 декабря 1925 года в редакцию “Бакинского рабочего” пришла телеграмма. В тот же вечер это известие подтвердилось по радио. На другое утро в бакинских редакциях, в университете, в библиотеках — всюду только и гово- рили о гибели Есенина» [2].
В Ленинграде 29 декабря прощались с С. А. Есениным. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания Вс. Рождественского: «Через сутки тело Есенина, усыпанное цветами, лежало в маленькой комнатке тогдашнего Союза писателей на Фонтанке. Все кругом было строго, торжественно. Один за другим проходили прощавшиеся, иногда подолгу задерживаясь около гроба. Газеты называли Есенина талантливейшим лириком эпохи, печатали его неизданные стихи, окружали его имя уже ненужной ему теперь славой. Москва готовила торжественные похороны. <…>
Было много цветов. Были речи. Кто-то положил в изголовье несколько тоненьких книжек — стихи его молодости…» [3].
Тело Есенина в специальном вагоне отправили
из Ленинграда в Москву. В. Ф. Наседкин сообщил 29 декабря А. К. Воронскому: «Тридцатого два часа дня встречайте сообщите Союзу писателей» [4].
О прощании с поэтом в Москве оставили воспоминания многие его современники. Приведем фрагменты из свидетельств Д. Н. Семёновского: «Мы <с  женой>  приехали  в  Москву  накануне  похорон. Гроб с телом Есенина, перевезенный из Ленинграда, уже поставили в Доме печати.
Везде говорили о трагической смерти Есенина. Все искали его стихов, читали его предсмертные строки:

До свиданья, друг мой, до свиданья!..

Вечером мы пошли в Дом печати. <…>
По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью: “Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина”.
Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб с телом Есенина, была полна народу, и пробраться вперед стоило труда. Голоса были негромки, дальние углы комнаты тонули в полумраке, только гроб был освещен. Все время менялся почетный караул.
В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С. А. Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина — мать Есенина, Татьяна Федоровна.
Я увидел Казина. Он подошел ко мне и сказал:
—  Тебе  надо  постоять  в  почетном  карауле. Сейчас как раз будет смена.
Я занял место у изголовья гроба с левой стороны. Гроб утопал в цветах, венках и лентах» [5].
В воспоминаниях Ю. Н. Либединского сообща- ется о похоронах поэта: «Москва с плачем и стенанием хоронила Есенина. В скорби о нем соединилась вся, тогда разделенная на группы и враждебные направления, советская литература. Вряд ли есть поэт- современник, не посвятивший памяти Есенина хотя бы несколько строк. <…>
Перед тем как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали, — это был достойный преемник пушкинской славы» [6].
В первых числах января 1926 г. было высказано немало предложений, связанных с увековечиванием памяти поэта: переименовать село Константиново в честь Есенина и построить там народный дом и читальню имени поэта, создать в Москве и Ленинграде приюты для беспризорных имени Есенина, открыть уголок его имени при Доме Герцена, назвать в честь него одну из улиц и библиотеку… Р. Ивнев и О. Леонидов написали пьесу «Есенин». Вечера памяти Есенина прошли в Москве и Ленинграде, Ростове-на-Дону и Ярославле, во многих других городах. Участвовали в этих вечерах и поэты, однако правления Союза поэтов и Союза писателей 8 января 1925 г. приняли специальное постановление, ограничивающее подобные выступления. Никто из членов союзов не имел теперь права участвовать в вечерах памяти Есенина без соответствующего разрешения правления. Такая странная мера объяснялась тем, что были, якобы, некие лица, устраивающие вечера памяти Есенина со спекулятивными целями. Однако истинной причиной попытки сделать менее притягательными вечера памяти поэта, скорее всего, были не некие «спекулятивные цели», а реакция тех людей, которые приходили в залы разных городов, чтобы почтить память поэта.
Напомним, что один из первых есенинских вечеров прошел в Московском камерном театре, его вел директор театра А. Я. Таиров. Выступали поэты Сергей Городецкий, Вадим  Шершеневич, стихотворения памяти Есенина прочитали Петр Орешин, Сергей Клычков, Анатолий Мариенгоф. Центральные советские издания дали информацию об этом вечере, но не упомянули о поведении людей, собравшихся в зале. Об этом сообщил корреспондент парижской газеты «Дни» (материал был напечатан 15 января): «На вечере памяти Есенина, устроенном в Камерном театре 4 января, большинство публики на заявление представителя Наркомпроса, что Есенина нельзя считать поэтом революции, ответило свистом и весьма нелестными замечаниями по адресу большевицких сановников, а некоторые лица из публики требовали изгнания из зала убийц Гумилева и Есенина». Эту информацию перепечатала без ссылки на первую публикацию нью-йоркская газета «Новое русское слово» 30 января.
Однако все меры, принимаемые власть пре- держащими, оказывались явно недостаточными для того, чтобы снизить значимость есенинского творчества и его смерти для множества людей — поклонников его поэзии. И тогда на арену борьбы выходит Л. Д. Троцкий. Точнее, на сцену МХАТа, в котором проходил вечер памяти Есенина, вышел артист этого театра Л. М. Леонидов. Он-то и исполнил «ярко и образно»,  как  писали  газеты,  от  имени  Троцкого  его речь памяти Есенина. Это выступление должно было стать ударом двойной силы, направленным на нивелирование заслуг Есенина: политик такого масштаба, как Троцкий, и известный мхатовский артист!
Прозвучавшая 18 января 1926 г. речь была опубликована в газете «Известия ЦИК СССР и ВЦИК Советов» 20 января, а затем неоднократно перепечатывалась. Процитировать можно только печатную версию речи Л. Д. Троцкого: «Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего.  И  как  трагически  потеряли!  Он  ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, — не хлопнув дверью, а тихо призакрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом.
<…> Прикрываясь маской озорства — и отдавая  этой  маске внутреннюю,  значит  не  случайную, дань, — Есенин всегда, видимо, чувствовал себя — не от мира сего. Это не в похвалу, ибо по причине именно этой неотмирности мы лишились Есенина. Но и не в укор, — мыслимо ли бросать укор вдогонку лиричнейшему поэту, которого мы не сумели сохранить для себя!
<…> Автор “Пугачева” и “Баллады о двадцати шести” был интимнейшим лириком. Эпоха же наша — не лирическая. В этом главная причина того, почему самовольно и так рано ушел от нас и oт своей эпохи Сергей Есенин» [7].
Постепенно от мыслей, близких присутствующим в зале, Троцкий перешел к теме, которую обозначили уже и до него: «Поэт погиб потому, что был несроден революции. <…>
Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спи- раль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее. Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню» [8].
Однако и это выступление не смогло противостоять повсеместному почитанию Есенина, которое охватило все уголки Советского Союза. Прав О. Леонидов, писавший в ленинградской «Красной газете» 21 января 1926 г.: «Последние недели в Москве поистине могут быть названы “неделями о Есенине”. Погибшего поэта вспоминают почти ежедневно на открытых и закрытых вечерах, артисты читают его стихи, поэты — стихи, посвященные ему; знавшие Есенина рассказывают о том, как он жил и работал. Из всех этих стихов и воспоминаний проступает образ живого Есенина, каким его знала и любила писательская Москва». Добавим, что любила и ценила не только Москва, и не только писательская. Олег Леонидов упоминает о стихах памяти Есенина. Посмертные поэтические посвящения Есенину можно рассматривать как особое и уникальное явление в истории отечественной поэзии. Они создавались сотнями. Не все они опубликованы, многие безвозвратно утрачены. Но и то, что сохранилось на страницах периодических изданий, в сборниках, посвященных памяти Есенина, в архивах, — свидетельство того, что смерть Есенина стала культурологическим феноменом. Эти стихи подтверждают, что Есенин оказал значительное влияние на всю последующую русскую поэзию. А его смерть была воспринята как невосполнимая утрата, как глубоко ощущаемая личная боль и трагедия.
В Ростов-на-Дону Есенин приезжал лишь на короткое время, выступая на поэтических вечерах и общаясь с местными литераторами. Но в этом городе была издана посвященная его памяти книга — сборник статей, воспоминаний и стихотворений «Литературный Ростов — памяти Сергея Есенина». Стихи составили раздел «Венок на могилу». Почти полсотни стихотворений вошло в изданный в Москве Всероссийским союзом поэтов сборник «Памяти Есенина». Авторов, представленных в сборнике, объединило одно: на смерть великого поэта — своего современника — они не смогли не откликнуться стихами. Нельзя не отметить, что в первые дни и недели после трагической смерти Есенина современниками была охарактеризована значимость его творческого наследия для русской литературы. Вот лишь несколько характерных цитат. «В его лице потерян один из крупнейших талантов современности», — констатировал И. Садофьев [9]. «В литературе он станет рядом с Блоком, — заявил Сергей Городецкий, один из первых поэтов, с которым Есенин не только познакомился, но и сблизился во время первого приезда в Петербург весной 1915 г. — Незабываемый по чистоте звука лиризм его стихов, вспоенный деревней, а не дворянством, даже шире захватил читателя, чем блоковский голос» [10]. «Есенин! Умер один из прекраснейших поэтов!» — читаем в некрологе П. С. Когана [11].
В докладе, прозвучавшем в Ленинграде на вечере работников печати, посвященном памяти Есенина, В. Правдухин заявил: «…он, как никто из нас, рассказывал нам о своей слабости, корни которой мы пытались обнаружить… он порой пушкинскими словами прорыдал нам о своей молодости, о своем одиночестве, о своей бесприютной головушке, о потерянных любви и дружбе, о родине, о русской матери, — за все это наше существо наполняется глубочайшим преклонением перед этим поэтом-юношей. Его стихи зовут нас призывно и нежно, как звала его мать к родному дому, к братству, дружбе, любви, которыми мы обязаны будем после Есенина до краев наполнить наше существование. И навсегда сохранит русская литература фигуру поэта, который с такой глубокой болью искал то, что вечно ищет человечество, — счастье. То, о чем в тоске изошел кровью национальный поэт. И как национальный поэт, после Кольцова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, он был первым после них. После Пушкина он первый по глубине и своеобразию своего таланта. Может ли Россия забыть поэта и равнодушно выкинуть его из своего сердца. Нет!
Вечная память Сергею Есенину!» [12]
«Песни Есенина остались недопетыми, но и того, что написано им, достаточно, чтобы поставить его рядом с Кольцовым и выше всех других поэтов, вышедших из крестьянских рядов, — говорится в неподписанном   некрологе   ленинградского   журнала «Целина». — Его окрыленные песни, всегда искренние и пленительно-звучные, войдут в сокровищницу нашей поэзии, как очень крупная, неподдельная драгоценность» [13].
«Крупнейший из поэтов современья… — писал о Есенине Л. М. Леонов в статье «Умер поэт». — Его песни поют везде — от благонадежных наших гостиных до воровской тюрьмы. Потому что имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил» [14]. «Погиб величайший поэт… — сокрушался А. Н. Толстой. — Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» [15].
«Сергей своей поэзией воссоздал свою биографию или его биография создала поэзию, — не знаю, как вернее, — писал вскоре после гибели поэта один из его близких знакомых Борис Пильняк. — Сергей выполнил свой долг перед Россией, перед русской культурой, перед своей эпохой, перед своим поколением» [16].

О том, что творчество Есенина и его трагическая смерть оказали значительное влияние на представителей разных направлений отечественной литературы, свидетельствуют новейшие исследования Н. В. Корниенко [17]. Смерть Есенина стала фактором, значительно увеличившим влияние его поэтического наследия на современников.

1. Сергей Есенин в стихах и жизни: Письма. Документы / Общ. ред. Н. И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С.369.
2. Мануйлов В. А. О Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях  современников  /  Вст.  ст.,  сост.  и  коммент. А. А. Козловского. М., 1986. Т.2. С.189.
3. Рождественский Вс. Сергей Есенин // Там же. С.126.
4. Сергей Есенин в стихах и жизни. Письма. Документы. С.372.
5. Семёновский Д. Н. Есенин // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников / Сост. и общ. ред. Н. И. Шубниковой-Гусевой. Подгот. текстов, коммент. С. П. Кошечкина, С. П. Митрофановой-Есениной, С. И. Субботина и Н. И. Шубниковой-Гусевой. М., 1995. С.81-82.
6. Либединский   Ю. Н.   Мои   встречи   с   Есениным.   // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т.2. С.155.
7. Троцкий Л. Д. Памяти Сергея Есенина // Памяти Есенина. М., 1926. С.11-12.
8. Там же. С.15-16.
9. И.С. Сергей Есенин // Жизнь искусства. 1926. №1. С.24.
10. Городецкий Сергей. Сергей Есенин // Искусство трудящимся. 5 янв. 1926 г.
11. Коган П. С. Сергей Есенин // Красная панорама. 1926. №2. С.6.
12. Правдухин В. Сергей Есенин // Сибирские огни. 1926. №1-2. С.183.
13. [Б. п.] Памяти Сергея Есенина // Целина. 1926. №2. С.22.
14. Леонов Л. М. Умер поэт // 30 дней. Иллюстрированный ежемесячник. 1926. №2. С.17.
15. Толстой Ал. О Есенине // Там же. С.18.
16. Пильняк Бор. О Сергее Есенине // Журналист. 1926. Январь. №1. С.49.
17. Корниенко Н. В. Есенин и крестьянский вопрос в критике первой советской оттепели // Есенин и мировая культура: Мат. Междунар. науч. конф., посвященной 112-летию со дня рождения С. А. Есенина. М.; Константиново; Рязань. 2008.  С.211-244; Корниенко  Н. В.  «Покрой  есенинский мне узок…»: Есенинский текст и комсомольская поэзия в 1925-1926 годах // Поэтика и проблематика творчества С. А. Есенина   в   контексте   Есенинской   энциклопедии: Мат. Междунар. науч. конф., посвященной 113-летию со дня рождения С. А. Есенина. М.; Константиново; Рязань. 2009. С.178-217.

Social Like