Гетманский Э. «В кармане у него рубль, а в душе богатство»

PostDateIcon 21.01.2015 15:14  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4631

«В кармане у него рубль, а в душе богатство»
(из коллекции книжных знаков Э. Д. Гетманского)

    Впервые к поэту Сергею Городецкому молодого  Сергея Есенина привело письмо Александра Блока, в нём он просил помочь «талантливому поэту-самородку». Далеко не всегда можно было услышать от сдержанного Блока подобные оценки и рекомендации. Они встретились 11 марта 1915 года. «Есенин, — вспоминал Городецкий, — пришел ко мне с запиской Блока. И я, и Блок увлекались тогда деревней… Стихи он принес завязанными в деревенский платок. С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию». В тот же день Городецкий писал редактору «Ежемесячного журнала» В. С. Миролюбову: «Дорогой Виктор Сергеевич. Приласкайте молодой талант — Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство». Есенин рано утвердился в своем решении «всю душу выплеснуть в слова». Об этом он пишет в стихотворении «Мой путь» (1925):

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

   MolibozhenkoY Samodurov Образ С. А. Есенина многократно запечатлён в искусстве графики малых форм — экслибрисах. Новороссийский художник Ю. Ф. Молибоженко в гравюре на дереве выполнил книжный знак «Книги Самодурова К.В.», на нём запечатлён портрет Сергея Есенина, показаны два лебедя в ночном небе и начертано название есенинского стихотворения «Руки милой — пара лебедей…», написанного в августе 1925 года. На память приходят строки этого стихотворения:

Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

    Это стихотворение входит в есенинский цикл «Персидские мотивы». Его героини прекрасны, как их удивительная родина Персия, страна грёз, страна — сказка. Тема есенинского стихотворения — любовь, как и у остальных стихотворений из цикла «Персидские мотивы», но любовь эта — несчастная. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В стихотворении «Руки милой — пара лебедей» автор упоминает Шираз — родной город «всех лучших персидских лириков», город, в котором «слагать плохо песнь» невозможно. Шираз для Есенина — центр поэтичности Персии, дающий источник поэтического вдохновения, место, где творили и где погребены Омар Хайям и Саади.
Vladimirov Fridman-02    Сергей Есенин, идущий по разбитой дороге к родительскому дому, изображён на книжном знаке ташкентского художника Е. И. Владимирова для библиотеки гомельского библиофила, автора книги о Сергее Есенине, В. М. Фридмана. В композицию экслибриса включены строки из есенинского стихотворения «Мне грустно на тебя смотреть…» (1923):

Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

    Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. Ему горько, обидно, тоскливо, он поздно осознал свои ошибки, ведь в прошлое невозможно вернуться и поставить все на свои места.
    Кажется, что и природа переживает вместе с поэтом. Березы у него — «изглоданные кости», сад — кладбище. Слова полны пессимизма, ничего хорошего уже в жизни не будет, впереди ждет, мрак и пустота. Видно, что Сергей Есенин писал с камнем на душе, не дававшим ему свободно дышать.
Goljahovsky Gimpelevich    Трагичен экслибрис московского графика Е. И. Голяховского для московского искусствоведа Зиновия Гимпелевича. На этой графической миниатюре художник  изобразил убитую голубку под сломанной берёзой. На небосклоне видна падающая звезда. На знаке, выполненном в технике деревянной гравюры (ксилография), написано «Из книг З. Гимпелевича. Памяти Сергея Есенина».
Keskevich Chernyh 03    Художник из города Каменск-Уральский Свердловской области И. В. Кескевич в 1973 году нарисовал книжный знак «Собрание Д. Н. Черных о С. Есенине». Это иконографический экслибрис с портретом Сергея Есенина в раме, украшенной орнаментом, предназначался для домашней библиотеки местного работника книготорга Д. Н. Черных.
Kopylov Vselybskaja    Свердловский график Р. В. Копылов выполнил множество книжных знаков по есенинской теме, один из них датирован 1975 годом и подарен был библиофилу из города Выборга Ленинградской области Л. Г. Вселюбской. На нём изображена берёза, согнувшаяся под порывом ветра и ворона, сидящая на плетне. Красив портретный Yupatov Vasiljev 01есенинский экслибрис рижского художника А. И. Юпатова, выполненный им для домашней библиотеки работника ленинградского книготорга Ю. В. Васильева. Эта графическая миниатюра выполнена в 1972 году в редчайшей манере рисования — пуантилье (тушью и китайскими чернилами) маленькими точками тончайшей кистью.
Leonenko Kirilishin 02    В 1987 году черниговский художник В. Ф. Леоненко выгравировал на линолеуме графическую миниатюру для библиотеки харьковского инженера-строителя Д. И. Кирилишина. На нём показан силуэт собаки на фоне заснеженной деревни в лунную ночь. Сюжет этого книжного знака, бесспорно, навеян ранним есенинским стихотворением «Песнь о собаке»:

Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

    Стихотворение было написано в 1915 году, а опубликовано впервые только в 1919 году в газете «Советская страна». В основе сюжета этого стихотворения лежит банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин не пожелавший возиться со щенками, попросту утопил их в реке. С человеческой точки зрения такой поступок достаточно жестокий, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворняги тоже есть чувства, и она может страдать так же сильно, как и человек. Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки, она бежала за хозяином, не желающим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло, хозяин утопил щенков. Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие — существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а озлобленность обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Поэт в стихотворении рассказал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю.
Nagovicyn Polikarpov    В 1967 году череповецкий график А. Т. Наговицын выгравировал на дереве книжный знак «Есениниана Валерия Поликарпова» с черной жабой с короной на голове в центре композиции, которая обнимает белую розу. Сюжет этой графической миниатюры навеян стихотворением Сергея Есенина «Мне осталась одна забава» (1923):

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

    Это стихотворение было написано в конце жизни Есенина, в нем автор говорит о своем месте в жизни, месте поэта в обществе. Герой стихотворения — сам Есенин. Поэт говорит, что не сбылись его надежды, задумывается о смерти, «Белая роза» и «черная жаба», которую он мечтал повенчать, черти и ангелы, которые «гнездились в душе» порождали устойчивый мотив неудовлетворенности, разочарования, ощущение пустоты, скуки и уныния. Трагизм раздвоения на светлое и темное проходит через всю жизнь и поэзию Есенина. Эту двойственность видно во всех есенинских стихах и в самой жизни поэта, которую он всецело подчинил своему творчеству. По Есенину для поэта единственный смысл жизни — поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное — покой, репутацию, отношения с людьми. Нередко на задний план отступали любовь, семья и дом.
Mistecky Rosljakovo    Экслибрис для Есенинской комнаты школы № 3 посёлка Росляково Североморского района Мурманской области выполнил в гравюре на линолеуме киевский график А. С. Мистецкий. На нём изображён молодой Серёжа Есенин на фоне белоствольной берёзы. Есенинский музей в средней школе № 3 посёлка Росляково Мурманской области создала в 1971 году учитель русского языка и литературы В. Е. Кузнецова. Это был первый школьный музей  Есенина в Советском Союзе. С 1996 года есенинский музей находится в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке, в нём ныне более 16 тысяч единиц хранения. В 2012 году Кузнецова стала лауреатом международной премии имени С. А. Есенина «О Русь взмахни крылами» за книгу об истории самого северного музея Сергея Есенина в России.
Chernov Samus 02    Иконографический экслибрис «Из книг Б.В. Самусь» выполнил в 1974 году тамбовский художник А. С. Чернов. На нём нарисован портрет Сергея Есенина на фоне деревенской хаты и склонённой под ветром берёзы на фоне звёздного неба. Знаковладелец этой графической миниатюры — евпаторийский врач-стоматолог, библиофил и коллекционер книжных знаков Б. В. Самусь.
Karasev Merkulov 01    Замечательный портрет Сергея Есенина на фоне берёзовых стволов выгравировал тульский художник Н. С. Карасёв на книжном знаке подмосковного библиографа В. В. Меркулова. Немало стихотворений поэт посвятил березе, этот образ — один из любимейших у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Со временем берёза становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у Сергея Есенина Россия — «страна березового ситца». Другой Neymesch Merkulov 02книжный знак для В. В. Меркулова выполнил харьковский художник Н. С. Неймеш, на нём изображён лежащий под берёзой Сергей Есенин на фоне снежной равнины и белой луны. В композицию экслибриса включены есенинские строки из стихотворения «Снежная равнина, белая луна» (октябрь 1925):

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

    Это стихотворение трагического характера. Наличие белого цвета, савана позволяют автору раскрыть всю суть своих переживаний по поводу неизбежности смерти. В конце он выносит заключение в виде вопроса (не умер ли он), что свидетельствует о неустроенности и неопределённости в самой жизни поэта.
Raspopov Radechko    Художник из подмосковной Черноголовки Л. Н. Распопов в 2004 году подарил книжный знак гомельскому журналисту П. И. Радечко. На этом экслибрисе нарисованы портреты Сергея Есенина и Айседоры Дункан и начертана надпись «Памяти Айседоры Дункан». Любовь Сергея Есенина и Айседоры Дункан продлилась меньше трех лет и по сию пору является предметом для споров биографов и историков. Роман русского поэта и американской танцовщицы с восемнадцатилетней разницей в возрасте состоял из восхищений и скандалов. Зажигательные танцы Айседоры, ее непосредственность сводили Есенина с ума. Она же относилась к поэту с трепетной нежностью, он казался ей слабым, незащищенным ребенком… Без сомнения, их связывало настоящее чувство! Художник Юрий Анненков вспоминает: «Роман был ураганный и столь же короткий, как и коммунистический идеализм Дункан…». Мариенгоф утверждает, что «Есенин влюбился не в Айседору Дункан, а в ее славу, в ее мировую славу. Айседора была женщина с умом тонким: изящным, острым и смелым… В эту пятидесятилетнюю женщину Есенин никогда не был влюблен». Друзья Айседоры утверждали, что ее любовь к Есенину изначально была отчаянием и не имела иллюзий — ведь столь тревожное счастье не может быть долгим. В сентябре 1925 года поэт женился на Софье Толстой, а 28 декабря он покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля, в котором он впервые останавливался с Айседорой. После его гибели выяснился очень странный факт: танцовщица и поэт не были официально разведены. Как такое могло произойти — загадка. Айседора Дункан пережила Сергея Есенина всего на два года. После смерти поэта Айседора обратилась в парижские газеты со следующим письмом: «Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан».
Strizhak Nesterov    Портрет Сергея Есенина, выполненный по рисунку художника Н. Кравченко, на фоне бывшего дома помещицы Л. И. Кашиной, где ныне находится литературный музей  Сергея Есенина в селе Константиново, нарисовал в 1972 году ленинградский художник Н. Г. Стрижак. Этот экслибрис украсил книги домашней библиотеки ленинградского инженера П. Н. Нестерова. В доме с мезонином (доме Кашиной) находится один из семи мировых «музеев литературного героя». Здесь развернута уникальная экспозиция, посвященная поэме Есенина «Анна Снегина». Лидия Ивановна Кашина — последняя помещица — прототип главной героини романа. В музее представлены уникальные экспонаты: прижизненные издания поэта и его современников, книга «Радуница» с первым автографом автора, стол, за которым работал С. А. Есенин на Кавказе, его посмертная маска, личные вещи…
Chekarkov TolstajaN 02    На книжном знаке тульского художника В. Н. Чекарькова памяти заслуженной учительницы школы РСФСР Н. В. Толстой нарисован портрет Сергея Есенина и приведены строки его стихотворения «Чёрный человек», написанного 14 ноября 1925года:

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых произведений Есенина. Начав работу над ним в 1922 году, поэт в основном писал его за границей. В феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина. «Черный человек» — это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема — тема болезненной души, раздвоенной личности — традиционна для русской классической литературы. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непредсказуемой  действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма — одна из загадок творчества Есенина.
Shalygina Chernyh 01    Бакинская художница Е. Н. Шалыгина в 1980 году нарисовала книжный знак «Ex libris Д.Н. Черных», на нём помимо портрета Сергея Есенина изображены четыре танцующие женщины на фоне восточного орнамента. Сюжет графической миниатюры дополняют есенинские строки из стихотворения «Никогда я не был на Босфоре…», написанного 21 декабря 1924 года:

Я сюда приехал не от скуки —
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.

    Это стихотворение входит в есенинский цикл «Персидские мотивы», написанный под впечатлением поездок на Кавказ в 1924-1925 годах. О ком «думал» и «скучал» поэт, находясь на Кавказе? Большинство писем, написанных Есениным во время пребывания на юге, адресовано Г. А. Бениславской — журналистке, поверенной в издательских делах поэта, которая несколько лет, вплоть до своей трагической смерти, работала в московской газете «Беднота». Цикл «Персидские мотивы» является непревзойденным образцом любовной лирики Есенина. Любви в широком смысле слова, не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку. К своему Востоку Есенин шел исподволь и сознательно в течение целого ряда лет. Он был глубоко убежден в том, что древневосточная классическая литература необходима для совершенствования поэтического мастерства. «Я еду учиться, — писал он. — Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром, мусульмане говорят, что «если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Побывать в Персии поэту не удалось. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия.
    К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины — ведущая тема в творчестве Есенина. Для него вне России не было ничего — ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Сергей Есенин с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Где бы он ни был, на какую бы вершину славы ни поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами. Даже работу над стихами сравнивал с трудом крестьянина-пахаря — «Стихи писать — как землю пахать… Семи потов мало». Друг поэта и гражданская жена Сергея Есенина Надежда Вольпин признает, что «…вернее было бы сказать о Есенине «мудрый», обладатель большого, обширного ума. Только тесней сдружившись, я узнала, насколько ум Есенина глубок и самобытен. Для него ценно было — до всего дойти своим умом, самостоятельное суждение, новый подход к вопросу, неожиданная новизна мысли. Есенин однажды спросил — «Гений ли поэт?» И сам ответил — «…ведь это только время может показать!» Сегодня можно уверенно сказать, что «время уже рассудило».

Эдуард Гетманский

Social Like