ВОЛКОВ В. Арена борьбы — душа поэта…

PostDateIcon 29.12.2015 13:55  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4565

 АРЕНА БОРЬБЫ — ДУША ПОЭТА…

Литературно-музыкальный вечер из цикла «Поэты и барды», посвящённый девяностолетию со дня гибели Сергея Есенина, прошел 27 декабря 2015 г. в Центральном Доме литераторов.

В Малом зале, но при большом числе зрителей, почитателей таланта истинно русского поэта. Название емкое «Поэта убивают за стихи». Инициатива в его организации принадлежала литератору Наталье Сидориной, чьи заслуги в расследовании причин смерти поэта огромны. Но для начала небольшая предыстория.

Еще в июле 1989 года появилось мудрое решение литературной общественности создать Комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Помимо членов Есенинского комитета — известных поэтов, прозаиков, критиков, исследователей-есениноведов, родных и близких Есенина, научных сотрудников отдела рукописей и есенинской группы ИМЛИ им. Горького, Государственного литературного музея, Института русской литературы РАН в Санкт-Петербурге, а также авторов «версий» — к работе комиссии на разных этапах ее деятельности для проведения различного рода исследований, экспертиз, архивных изысканий, следственных экспериментов, с целью выяснения научной состоятельности и достоверности выдвигаемых «версий» были привлечены ведущие специалисты Научно-исследовательского института судебной медицины Минздрава России. И прочих аналогичных организаций. Работа закипела преимущественно на информационном поле. В СМИ появилось немало статей «хороших и разных», в которых авторы бравировали своей наблюдательностью в описании мельчайших деталей, всевозможных предположений. Радостно мчались
sidorinaв редакции, претендуя на роль первооткрывателей. Наталья Сидорина проявила себя вдумчивым аналитиком, кропотливо собирала данные, анализировала, сопоставляла. Ее документально-художественное исследование о жизни, обстоятельств убийства поэта написано на основе многократно проверенных документальных данных. В книгу «Златоглавый» были включены уникальные фотографии, некоторые из них публикуются впервые. Автор рассматривает причины, по которым биография Сергея Есенина искажается официальными кругами на протяжении десятилетий.

Но вернемся в ЦДЛ. Открывая вечер, Наталья Кирилловна рассказала о сегодняшнем дне российского есениноведения, почитала стихи поэта и о поэте. И при этом заметила, что, если будет доказано, что Есенина убили, десятки написанных о нем книг вмиг превратятся в макулатуру.

Пожалуй, это был единственный ее довод, с которым я не согласился в полной мере. И вот почему. Сейчас тема разного рода человеческих убийств муссируется в СМИ, на всех каналах телевидения. Убивают людей в бандитских разборках, на автострадах, в огромном количестве. И, думаю, что для многих обывателей, которым внушается, что в сталинские времена политические убийства были нормой жизни, вряд ли будет уж очень интересно узнать об убийстве поэта почти сто лет назад. Они стихов Есенина давно не читали. И многое в его творчестве им кажется анахронизмом: воспевание красоты природы, которую повсеместно уничтожают люди и лесные пожары. Да и любовь к Родине не разделяют люди, скупающие недвижимость за границей. А спроси подростков, кем был Сергей Есенин, о чем он писал и более широко, что такое стихи — вряд ли кто ответит. Бездуховность правит бал. Один школьник, которого я спросил, «кто такой Есенин», ответил неожиданно — это человек, который убирает сено…

Молодежь, да и новоявленных бизнесменов, надо приобщать к высокой поэзии. Вопрос как? В книгах, газетах — не очень эффективно. Все «бумажное» для многих людей — анахронизм. Интернет, пусть он и сильно засорен, может помочь, как и радиостанции. Например, «Звезда», которая ночами в исполнении профессионалов транслирует отрывки из книг авторов разных эпох. Стихи Есенина слышать пока не доводилось. А может по аналогии с всенародной акцией чтения «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого посвятить один день чтению стихов Есенина? Вопросов больше, чем ответов. Но я глубоко убежден, что сегодня на первый план могут выйти книги о Есенине (бумажные или электронные), в которых будет разъясняться подрастающему поколению, что той или иной рифмой хотел сказать поэт.

VolkovЯ уже упоминал о книге своего отца литературоведа Волкова Анатолия Андреевича «Художественные искания Есенина», которая вышла в 1976 году. Он не муссировал тему смерти поэта, сказав о ней в «телеграфном стиле». Нет в его книгах пространных «размышлизмов» о похождениях поэта, о том какие напитки он предпочитал. Мне очень понравилось в этой книге оценка отца восприятия Есениным городской среды. Она сейчас крайне актуальна. Цитирую. «Город он ощущает, как страшную и мрачную пустоту, а тоска одиночества создает такие зарисовки:

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего,
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.
Так намного теплей и безбольней,
Посмотри меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

А главная деталь в этой промокшей груде камня и железа — «продрогший фонарь», уподобленный поэтом безгубой голове». (Глава 7. «Арена борьбы — душа поэта» с. 257). И таких интересных выводов, анализа, раскрытия ассоциаций, в книге А. Волкова очень много.

Но вернемся к вечеру, состоявшемуся в ЦДЛ. Практически никаких официальных лиц. Но много поэтов, музыкантов. Среди них Андрей Чирков и «Есенинская гостиная», Юлия Гордеева, Игорь Гревцев, Ольга и Станислав Зотовы, Сергей Красоткин, Екатерина Коновалова и ансамбль «Ларго». Выступление их было встречено на «ура».

Журналистский корпус представляют сотрудники «Русского вестника» и очень разносторонний корреспондент газеты «Труд» мой товарищ Георгий Настенко, фотографиями которого проиллюстрирована эта заметка.

…Вечер слегка затягивался. Дежурная ЦДЛ, появляясь в зале, где звучала музыка и стихи, несколько бесцеремонно напоминала громогласно: «Пора заканчивать». Время еще было «детское», никаких последующих мероприятий не планировалось. Обидно за Сергея Александровича, нашего кумира!

Владимир ВОЛКОВ, журналист, Москва — почитатель творчества Сергея Есенина

Social Like