КОЙНОВА Е.Г. «Есенин — это сама Россия»

PostDateIcon 28.11.2016 16:23  |  Печать
Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8311

«Есенин — это сама Россия»
Сергей Есенин как национальный русский поэт

Елена Койнова,
доцент, член Международного есенинского общества «Радуница» (г.о. Тольятти)


Творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина — одна из неотъемлемых составляющих нашего национального самосознания. Его поэтическое слово окрыляет и лечит душу, помогает нам выстоять в самых сложных условиях, которыми богата русская история. «Есенин — это сама Россия», — очень точно сказал основоположник современного есениноведения Ю.Л. Прокушев. «Только глубоко национальный художник, — писал он, — способен через себя, через авторское “я”, мир своих мыслей и чувств раскрыть характер народа и выразить пафос своего времени, его историческую суть». Уже сразу после его трагической гибели о Есенине заговорили как о поэте национального масштаба. Известно, что по фасаду Дома печати, в котором девяносто лет назад в конце 1925 года прощались с поэтом, была протянута широкая красная лента с надписью: «Тело великого русского национального поэта СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА покоится здесь».

В докладе, прозвучавшем в Ленинграде на вечере работников печати, посвящённом памяти Есенина, В. Правдухин заявил: «… навсегда сохранит русская литература фигуру поэта, который с такой глубокой болью искал то, что вечно ищет человечество — счастье. То, о чём в тоске изошёл кровью национальный поэт. И как национальный поэт, после Кольцова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, он был первым после них. После Пушкина он первый по глубине и своеобразию своего таланта. Может ли Россия забыть поэта и равнодушно выкинуть его из своего сердца. Нет! Вечная память Сергею Есенину!».

Литературные критики уже того времени и в дальнейшем писали о Есенине как о национальном поэте, чьи стихи раскрывают русскую душу. Такая оценка позволяет рассматривать Есенина как личность, которая воплотила собой всю полноту русского национального характера. Не случайно в русской прозе 20 века сам национальный русский характер нередко отождествлялся с противоречивой личностью Есенина.

Научная концепция о Есенине как великом русском национальном поэте сформировалась в отечественном литературоведении в 1950 — 1970-е гг. В трудах Ю.Л. Прокушева творчество Есенина рассматривалось как «неотъемлемая часть нашего замечательного национального художественного наследства». Современное есениноведение, представленное в этом вопросе работами М. Скороходова, Н. Шубниковой-Гусевой, О. Вороновой, Н. Бабициной и др. исходит из того, что творчество Есенина является «отражением некоего глубочайшего состояния русской души». Принципиальное значение в утверждении этой точки зрения имеют работы Ю.В. Мамлеева, который пишет о нем как о «всерусском, национально космическом поэте».

Н.И. Шубникова-Гусева исследует творчество Есенина как «принципиально новую систему художественного постижения мира, в основе которого лежит идея полемического диалога как основы бытия в русской культуре». Она утверждает, что «Есенин — великий национальный поэт XX века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории».
Рассмотрение Есенина как великого русского национального поэта крайне актуально в настоящее время, когда насущной задачей становится создание подробной научной биографии поэта. Это очень важно потому, что в последнее время, да и ранее, было издано огромное количество «желтой» литературы, всячески опускающей личность поэта, являющегося, как было сказано выше национальным поэтом России, до уровня хулигана, озорного гуляки, драчуна, алкоголика, бабника. Эти книги, спектакли, телепередачи, статьи, сериалы выпускаются в отличие от научных изданий огромными тиражами и, воздействуя на массовое сознание, создают искаженный облик Есенина как поэта и национального символа России.

К числу таких изданий можно отнести широко разрекламированную книгу О. Лекманова и М. Свердлова «Сергей Есенин: Биография». Как верно замечает есениновед М. Скороходов, она оказалась в ряду тех изданий, авторы которых идут на сознательное «разоблачение» моментов биографии отнюдь не из интересов изучения литературного процесса и прояснения малоизвестных фактов жизни и творчества его крупнейших представителей. К этому же ряду можно причислить лекцию Д. Быкова с выразительным названием «Трезвый Есенин». Почти все существующие мифы о необразованности, необузданности в поведении, греховности воспроизводит не стесняясь в выражениях в своем интервью на радио «Радонеж» протоиерей А. Ткачев (Протоиерей Андрей Ткачев. «Стоит внимательно молиться о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». http://www.pravoslavie.ru/smi/87484.htm). В своей речи он, не приводя никаких фактических доказательств, утверждает, о Сергее Есенине: «Он просто русский мужик, который мог бы вырасти в классика мировой литературы, если бы захотел: если бы меньше пил, меньше на баб тратился, меньше бы дебоширил в кабаках по ночам. Он эксплуатировал слезливые, пьяные ноты русской души. И немножко пописывал про красоту природы, про то, да сё. Ну а потом залазил уже в мировоззрение Он, вообще, примитивный человек. <…> Если бы он был жив сегодня, и я ему это сказал, то он полез бы драться, потому что он был такой конкретный баклан».

 «Исследования» подобного типа точно охарактеризовал А.И. Рейтблат в статье «Нравственные мотивации биографа»: «…в современной постперестроечной России формируется и иной <чем ранее — М. С.> подход к биографии со стороны биографов и читателей. Тут персонаж — объект не поклонения, а скандального интереса <…> задача биографа — не воспеть его, а “сорвать покровы”, рассказать о “тайнах” его жизни, описать миф <…> и т. п. Соответственно, биограф видит свою задачу не в том, чтобы сохранить у потомков память о герое, а в том, чтобы заработать побольше денег и по возможности прославиться».

Эти источники не дают понимания значимости Есенина, его жизни и творчества для русской духовности, для отечественной литературы. В противовес таким изданиям необходимо как можно шире использовать все современные средства информации для распространения основанных на фактах научных источников. Ведь на сегодняшний день, о чем опять-таки знает лишь мир науки, Сергей Есенин — один из самых изученных поэтов ХХ века, имеющий Полное академическое собрание сочинений, Летопись жизни и творчества (в которой по всем имеющимся на сегодняшний день фактическим источникам прослежена, иногда поминутно, жизнь поэта и хронология его творчества), многочисленные сборники научных конференций, монографий. В исследовании жизни и творчества С. Есенина существует такое уникальное явление, как «народное есениноведение». Это изучение жизни и творчества любимого поэта и их пропаганда людьми разных профессий из разных стран, объединившихся в Международное есенинское общество «Радуница». Силами членов «Радуницы» открыты, в дополнение к 5 государственным, более 20 частных музеев в школах, вузах, библиотеках, а, иногда, и собственных квартирах, ведется большая собирательская и просветительская работа. На сегодняшний день у С. Есенина — наибольшее количество музеев среди литераторов в нашей стране. Это ли не признание его самим народом как национального поэта России?

Исследования жизни и творчества поэта убедительно показывают, что Есенин был широко начитанным и эрудированным человеком, прекрасно знавшим и отечественную, и зарубежную литературу. Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую церковную школу и учился на Историко-философском факультете Народного университета им. А.Л. Шанявского, где он имел возможность посещать лекции крупнейших профессоров по литературе. В графе образование в Протоколе допроса в МЧК 19 октября 1920 года Есенин написал: «Образование высшее. Окончил университет в гор. Москве. Филолог».

Есенин ещё в ранней юности много читал и интересовался трудами философов и теоретиков искусства. Многие критики теоретических работ поэта отмечали широкую литературную эрудицию поэта. В его работах «Ключи Марии» и «Отчее слово» упоминаются или цитируются: «Илиада» Гомера, «Эдда», «Калевала», «История греко-персидских войн» Геродота, «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Ночной разговор» И.П. Гебеля, «Пир в небесной стороне» И.-Л. Уланда, «Эльдорадо» Э. По, «Гамлет» и «Макбет» У. Шекспира, творчество Данте, а также Гёте, Обри Бердслея, Оскара Уайльда и др.

В дальнейшем, именно как русский национальный поэт, Есенин оказал значительное влияние на многих авторов, пишущих на разных языках мира. Об этом свидетельствует то, что творчество С. Есенина переведено на 150 мировых языков. Есенин-поэт, который объединяет людей разных национальностей. Подтверждение тому — существование 26 больших и малых музеев Есенина не только в России, но и сопредельных государствах.

Председатель Союза писателей Дагестана, народный поэт республики Магомед Ахмедов на юбилейном вечере С. Есенина сказал: «Вот говорят, что Есенин — великий русский национальный поэт. Но он и великий дагестанский поэт, и великий армянский поэт, великий узбекский поэт!» Это ли не признание «всемирной отзывчивости» поэзии Сергея Есенина людьми независимо от национальности?

Мнение литературоведов — исследователей творчества Есенина — разделяют и многочисленные читатели его произведений. Так, Серик Муканов из Казахстана 23 октября 2015 написал в многотысячной международной группе «Сергей Есенин — душа России», созданной в Интернете врачом из Чебоксар Г. Петрушовым:
«Сергей Есенин!!! Есть люди, которые становятся гордостью и славой своей Родины, а есть те, которых любят и почитают все, независимо от нации и вероисповедания. Начинают любить, почитать и цитировать после того, как прочитают. Его необыкновенные строки пронизаны щемящей грустью, необыкновенной любовью к своей Родине, Матери и всем Родным. Несомненно, Он — гордость Земли Русской, и я — казах, говорю: «Спасибо Тебе, Сережа, за то, что Ты был, за то, что Ты оставил всем нам великое наследие и завет — как надо любить Свою страну и Родину! Да упокоится Твоя Душа в Раю! До свиданья друг мой, до свиданья...».

На сегодняшний день поэзии Сергея Есенина посвящено самое большое среди литераторов количество сайтов и международных групп, самая многочисленная из которых (Сергей Есенин — социальная сеть ВКонтакте) составляет более 532 670 подписчиков. В этом отмечается и повышенное внимание к личности и творчеству поэта, существующее у представителей разных культур, их потребность в осмыслении художественного мира Есенина, в котором для них воплощается национальное сознание русского народа. Ведь, как отмечает болгарская исследовательница Ирина Захариева, поэт «передает универсализм не только русской, но и любой другой национальной души». Эта характерная черта есенинского творчества подтверждает умозаключения Ф.М. Достоевского, который писал: «Стать настоящим русским <…> значит только стать братом всех людей, всечеловеком <…>».

Творчество поэта всегда являлось связующей нитью между вынужденными эмигрантами и Родиной. Как писал в эмиграции Г.В. Иванов, на любви к Есенину сходятся «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания».

Тольяттинский путешественник мировой известности А. Чубаркин вспоминал, как во время его уникальной экспедиции из Санкт-Петербурга в Антарктиду во время остановки в Аргентину, они пришли в Православную русскую церковь. Там они встретили русских эмигрантов и, решив по русской традиции вместе спеть какую-то общеизвестную русскую песню, запели песню на стихи С. Есенина. «Мы пели Есенина и вместе любили Россию», — вспоминал путешественник. И как тут не вспомнить слова того же Г. Иванова: «Есенин и из могилы объединяет русских людей звуком русской песни...».

С. Есенин, объехав много стран, в том числе и побывав за океаном, всегда оставался патриотом своей родины. Как вспоминал С. Городецкий: «Сергей не находил себе места ни на Кавказе, ни в Туркестане, ни, тем более, в Америке, потому что единственное место, где он мог чувствовать себя хорошо, — на родине. Я читал его письма тогдашнего периода — это сплошная тоска по России» (Сергей Городецкий. Памяти Есенина.). И, прежде всего, родина для Есенина — его родное село Константиново, где уже 50 лет действует Государственный музей-заповедник С. Есенина, один из самых посещаемых в нашей стране, где в год бывает более 300 000 человек из разных уголков мира.

Рассмотрение Есенина как русского национального поэта делает особенно актуальным анализ его творчества в свете православных традиций. И в последние десятилетия для этого сделано немало в работах О.Е. Вороновой, Ю. Мамлеева, И.В. Евсина и др. Значительным вкладом в изучение этой темы стал сборник «С.А. Есенин и Православие», изданный Международным общественным Фондом единства православных народов в Москве.

Православный писатель, лауреат Патриаршей премии протоиерей Николай Агафонов отметил:
«Поэзия Есенина лично для меня как православного священника — это поэзия человека глубоко религиозного. Не нужно путать религиозность с церковностью, с верой в Бога. Религиозность — это внутренняя потребность души в высоком — это и есть поэзия. Но у Есенина это еще накладывается на традицию православную. Все, что он пишет, даже там, где он протестует, нужно понимать в духе страдающей русской души. Страдающей от несовершенства нашего, от какой-то несправедливости. Но над всем этим у него — красота православного мира. Его традиция певческая, ведь его поют, отражает православную душу как чувство прекрасного в созданном Богом мире».

Одной из важнейших черт Есенина, как православного поэта, — пишет О.Е. Воронова, — является его культовое отношение к Слову («слово для меня самоценно»), что вообще было свойственно большим русским поэтам. Так же, как и то, что он видел в молитвенном творчестве первообраз подлинного искусства» (Свет невечерний рождая. Традиция православной молитвы в духовном контексте творчества С.А. Есенина: восприятие, интерпретация, полемика. С.1). Даже в маленьких поэмах 1917 — начала 1919 годов, считающихся «богоборческими», Есенин «опирался не только на христианские образы, но и на конкретные библейские тексты, переосмысливал по отношению к происходившей на его глазах революции ветхозаветные и евангельские события. Иной мир, возникающий в творчестве поэта — это единый мир живущих и умерших, космос, не знающий деления на земной и небесный уровни». И.В. Евсин справедливо отметил, что «при всех своих сомнениях Есенин ни в одном из произведений не отрекается об Бога, даже в поэме “Инония” не утверждает, что его нет».

Хорошо сказал поэт В. Сорокин: «Есенин взял родной народ у разрушенного храма и через расстрелы, геноцид, предательство демагогов-вождей ввел его в храм. Мы, русские, лечились есенинской душою, есенинской красотою и нежностью много десятков лет, строя, воюя, созидая...».

Как отмечает О.Е. Воронова, присущее многим русским поэтам, начиная от Пушкина, Баратынского, Лермонтова, понимание того, что поэзия есть младшая сестра молитвы, её мирской «двойник», было свойственно и Есенину. Искренность, простота, естественность сердечного порыва, характерные для православной молитвы и столь родственные есенинскому мирочувствованию, заключали в себе, с точки зрения поэта, высший этический и эстетический канон и для творящего вне церковной традиции. Эта мысль лежит, в частности, в основе оценки Есениным поэзии своего собрата по «крестьянской купнице» Петра Орешина и его книги стихов «Зарево»: «В наши дни, когда «Бог смешал все языки», когда все вчерашние патриоты готовы отречься и проклясть все то, что искони составляло «родину», книга эта как-то особенно становится радостной, — писал Есенин в 1919 году. — Даже и боль ее, щемящая, как долгая заунывная русская песня, приятна сердцу, и думы ее в четких и образных строчках рождают милую памяти молитву, ту самую молитву, которую впервые шептали наши уста, едва научившись лепетать: «Отче наш, иже еси...» (Там же).

О.Е. Воронова верно замечает, что в сложной структуре миросозерцания С.А. Есенина переплетены христианские и языческие начала, богоборческие и богоискательские тенденции. Духовный путь поэта со всеми его метаниями от веры к безверию и вновь к вере убедительно свидетельствует о неоднозначном и противоречивом отношении к религиозной проблематике. Резко отрицавший церковную догматику и христианскую аскезу, нередко иронизировавший по адресу служителей культа, Есенин вместе с тем всегда сознавал себя законным наследником русской духовной культуры. Традиции православной литургики, иконописи, молитвы органично впитались в духовный контекст его творчества, в образную плоть его стиха.

Известное стихотворение С. Есенина «Письмо матери», пишет в своем исследовании О.Е. Воронова, представляет собой, по существу, полемическую интерпретацию богородичной молитвы. Отказываясь от молитвы («И молиться не учи. Не надо! / К старому возврата больше нет...»), поэт адресует традиционные «акафистные» определения («помощь», «отрада», «несказанный свет») родимой «старушке». Всенародную популярность этого стихотворения можно объяснить именно тем, что в безрелигиозную эпоху поэт сумел найти глубоко укорененному в народной душе архетипу Богородицы земной аналог — святую материнскую любовь, создать, по существу, светскую молитву, обращенную к Матери человеческой (Там же. С.11).

«Поэтический стиль многих произведений Есенина духовно и эстетически ориентирован на традиции православной молитвы, на жанры и стили церковной гимнографии (канон, тропарь, псалом, акафист). Поэтический текст Есенина часто воспроизводит структурно-семантические особенности молитвы. Эмоциональная аура молитвы формирует чувство храма в поэтическом мироощущении Есенина, преобразуя его лирику во вдохновенную молитву родине, русской природе, отчему дому», — подводит итог О.Е. Воронова, автор книги «Сергей Есенин и русская духовная культура».

В свете рассмотрения жизни и творчества Есенина как русского национального поэта в контексте русской православной традиции актуальным становится и вопрос о его гибели. «Вопрос о последних минутах великого русского художника, — отметил А.В. Гулин, — не есть <…> только вопрос восстановления исторической правды. Если он собственными взлетами и падениями выразил путь своего народа, то и последний его миг, в определенном смысле, явился воплощением русской судьбы в ее наиболее важных, устремленных в будущее чертах. Огромное движение, проделанное Есениным за его жизнь, главные итоги этого движения слишком противоречат мысли о его самоубийстве. Одухотворенность поздней его поэзии способна убеждать: не участь висельника Иуды, а честная мученическая смерть во искупление грехов была дарована ему в конце».

«Разве нет у нас права предположить, что слуги “прескверного гостя” (какие бы причины ни скрывались за их действиями) решили уничтожить светлый дар, который оказался в итоге им неподвластен?», — задает вопрос М. Скороходов, автор книги о гибели С. Есенина. И в этом случае кончина Есенина обретает великий смысл, во всем сопричастный его родине, даже в самой смерти вечно побеждающей своих ненавистников. Не эти ли очевидные истины заставили священника после разговора с матерью поэта, несмотря на то, что церковь, исключая особые случаи, не молится о самоубийцах, совершить заочное отпевание раба Божия Сергия?» Панихиды по Есенину совершались после его смерти в нескольких церквах, совершаются и сейчас. Известно, что вскоре после гибели в Казанской церкви села Константиново Сергея Есенина заочно отпел его духовный наставник протоиерей Иоанн Смирнов, а в соседнем с селом Константиново селе Федякино — священник Василий Гаврилов. Его правнук А.Б. Калякин вспоминал, что отец Василий служил панихиды по Есенину вплоть до своего ареста в 1938 г.

Серьезная работа была проделана в ходе деятельности Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта. Судебно-медицинскими экспертами, криминалистами, другими специалистами были проанализированы сохранившиеся документы, связанные со смертью Есенина, в них не было выявлено фактов, свидетельствующих в пользу версии об убийстве Есенина. Однако это вовсе не означает, что не было самого убийства.

Определяя суть собственного творчества как «чувство Родины в самом широком смысле этого слова», Есенин указывал в первую очередь на существование коренной связи со всем национальным, что делает русского русским. Исследователь Н. Бабицына в своей кандидатской диссертации делает вывод о том, что «национальный характер в творчестве Есенина основывается на православном вероисповедании, формирующем специфику национальной религиозности. «Соборное начало» русского характера раскрывается в комплексе черт, составляющих идеал жизнеповедения: любовь, жертвенность и милосердие, терпение и смирение, гостеприимство и доброта. Есенинское видение национального характера характеризуется просветленностью и оптимизмом, утверждением лучших качеств русского народа».

Стихи Есенина твердят наизусть и поют даже те, кто вообще стихов не читает, потому что Есенин — не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара, он — певчая душа России, её вешняя радость и вечная боль. Он остаётся всегда современным, потому что близок каждому, кто причисляет себя к русскому народу. Есть множество свидетельств того, что стихи С. Есенина помогали выжить в самых тяжелых ситуациях — не случайно они сопровождали космонавтов и подводников, альпинистов и полярников. Пожалуй, в каждом доме России есть своя семейная история, связанная со стихами С. Есенина. Поэтому в разных местах, независимо друг от друга, стали записывать эти события в своеобразную «Есенинскую книгу памяти», которая станет частью истории нашего народа. Есенин, пожалуй, как никто другой в русской поэзии, выразил национальный характер во всей его противоречивости, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды:

Только скажут: «Сергей Есенин», —
Всей России встают черты…
(Браун Н.Л.)

«…То, что передал нам Есенин, на своем высшем уровне, входит в сферу уже залитератрную, в ту почти не выразимую тайную сферу, где властителем является, быть может, сам источник нашего русского бытия, или его самый тайный пласт, — писал Юрий Мамлеев. — Я глубоко убежден: это качество связано с тем, что поэзия Есенина вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, с тем уровнем, который коренным образом связывает каждого русского с Россией и с самим собой».

Social Like