Клим Шипенко снимет фильм о Есенине

PostDateIcon 29.03.2020 20:26  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3539

Клим Шипенко снимет фильм о Есенине

Schipenko
Клим Шипенко Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС/

В начале 2020 года кинорынок взорвал «Холоп» — фильм Клима Шипенко, который собрал в прокате 3 млрд рублей. Осенью 2019 года вышла его драма «Текст» с Александром Петровым, получившая премию «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм». Все это сделало Шипенко одним из самых успешных современных российских режиссёров — как ему живётся в этой роли, выяснил Forbes Life (отрывок из интервью).

Расскажите про ваш новый проект — фильм про Есенина.

Это проект, о котором я очень давно думал. Я думал о фигуре Есенина, о его смерти, которая осталась тайной, покрытой мраком. Это одна из главных русских теорий заговора начала ХХ века, сравнимая только с убийством Кеннеди или с убийством Листьева, которое все сейчас вспоминают. Все это вызывает у меня большой интерес — как триллер, драма, саспенс.

И вот недавно мы с моим отцом (актёр, режиссёр и драматург Алексей Шипенко. — Forbes Life) посидели, подумали, и нам пришла идея сделать фильм именно про последние несколько дней жизни Есенина. Взять какой-то очень маленький отрезок времени и с помощью него передать сущность этого человека. Мне вообще нравятся такие фильмы, где биография показывается через срез жизни. Один из моих любимых фильмов — «Восьмая миля», там это очень круто сделано.

Я был удивлён, что фильмов о смерти Есенина до сих пор нет в России. Казалось бы, такая тема, такой герой, такой драматизм, такой триллер — и почему нет ничего?

Я как раз хотела с вами про это поговорить, потому что Есенин – это, конечно, знаковая фигура. И вы прекрасно знаете, как все подобные фигуры в современном кино так или иначе препарируются в зависимости от того, что и кому нужно сказать. Как вы собираетесь обращаться с этой историей?

Это будет жанровый триллер в стиле «Побега». Человек, который понимает, что вокруг него сужается круг (на него завели 12 сфабрикованных дел), и он пытается из него каким-то образом выпрыгнуть, хотя понимает, что окружён со всех сторон. И зритель все время, до последнего момента надеется на другой финал, хотя прекрасно знает, чем все закончится. Там будет доля фантасмагории, связанной с воспалённым сознанием героя.

На самом деле я не верю, что он был самоубийцей — и, собственно, эту версию не собираюсь экранизировать.

То есть в вашей версии это все-таки убийство?

Да. Мы собрали много версий с отцом — и предложили свою. Потому что нет официальной единой версии, как умер Есенин. И мы предлагаем свою — самую кинематографическую. Важно сказать, что это не документальный фильм, а художественное кино, жанровое.

Кто будет играть Есенина? Вы бы сами смогли!

Пока не знаю, мы ещё не начали съёмки. А я бы смог, наверное, несколько лет назад, сейчас уже нет, не тот возраст.

Вы наверняка сидели в архивах. Какие у вас ощущения от времён столетней давности? Есть ли пересечения с сегодняшним днём?

Конечно, какие-то пересечения всегда возникают, и история часто повторяет себя. Я не могу сказать, что она абсолютно повторяется. Конечно, и тогда, и сейчас возникает тема свободного художника, которая идёт вразрез с политикой партии. Она присутствовала всегда. Был Пастернак, был Есенин, который написал «Страну негодяев». И открыто критиковал тогда ещё не до конца осевшую советскую власть. И, конечно, власть на это реагировала. Он тогда был, наверное, одним из самых известных людей страны. Тогда не было интернета, но он мог выйти и всем рассказать, что думает. С матом, с выпивкой. Так что, конечно, это история свободного художника, который отказывается подстраиваться под политику партии.

Потому что так или иначе художник, поэт, писатель, режиссёр — все они создают свою реальность, пытаются увидеть происходящее вокруг под каким-то своим углом. А сама реальность их не совсем устраивает. Творчество — это же своего рода эскапизм. Ты не можешь из реальности в монтаже вырезать неприятную тебе неделю — и оказаться сразу на Мальдивах.

Я не знаю, есть ли такие художники, которые жили в самое спокойное время, и у них в жизни все сложилось, они влюбились, поженились, нарожали детей, умерли в один день с женой. И при этом написали хотя бы одно великое произведение. Как говорил мой любимый Хемингуэй: «Писатель пишет, потому что у него есть в душе чёрная дыра, и её нужно чем-то заполнять». Вот мы её и заполняем.

Юлия Варшавская
Forbes 27.03.2020

Social Like