Алексей Казаков рассказывает об одном из самых выразительных периодов в судьбе Сергея Есенина — громоподобной поездке в Европу и Америку, в которой его сопровождала законная супруга — феноменальная танцовщица Айседора Дункан-Есенина.
Уникальная ценность повествования нашего героя именно в том, что в 1970 году в Москве в отеле «Националь» Алексею Леонидовичу удалось лично встретиться и капитально побеседовать со знаменитым американским промоутером Солом Юроком, который продюсировал вышеупомянутые гастроли звёздной четы в США в 1922-1923 годах…
А. Казаков и С. Юрок. 1970
Сол Юрок и Айседора Дункан
Нам нужно вспомнить две совершенно разные фигуры, которые имеют прямое отношение к Сергею Есенину. Это его американский импресарио Сол Юрок — Соломон Исаевич Юровский (1888–1974), выходец из России, Черниговской губернии — который в 1905 году эмигрировал в США, где организовал своё концертное бюро по пропаганде русского классического искусства: оперы, балета…
Сол Юрок, отель Националь, Москва, октябрь, 1970 |
Отель Националь, Москва, декабрь, 2014 |
И второй персонаж, имеющий прямое отношение к Есенину, — поэт Николай Алексеевич Клюев, оказавший огромное влияние на молодого, раннего Есенина. Он был его духовным поводырем в Петербурге, начиная с 1915 года. И Есенин в последние дни своей жизни в декабре 1925 года пришёл именно к Клюеву — уже в Ленинграде. На эту встречу Есенин взял с собою Вольфа Эрлиха, ленинградского поэта, и сказал ему: Клюев — мой учитель. Вот это и определяет для нас значимость Клюева в творческой биографии Есенина.
А. Дункан, худ. Г. Крэг, 1908 |
Айседора Дункан с детьми от Париса Зингера, 1910 |
Приезд в Россию А. Дункан, Москва, 1913 |
А почему здесь два таких полюса: с одной стороны — импресарио, а с другой — поэт? Когда-то я писал диссертацию в Институте мировой литературы (но не защитил), где упоминал одно из писем Максима Горького (хранится в ИМЛИ), где он признавался, что после «Клима Самгина» хотел бы написать художественный роман о Есенине, о его жизни.
А. Дункан, скульптор С. Коненков, дерево, 1921 |
Объявление о приёме на курсы А. Дункан, Москва, 1921 |
Есенин для Горького был загадочной фигурой, он долго к нему присматривался. В письме была примерно такая фраза: Есенин проделал сложный путь, удивительный вираж — от Николая Клюева до Айседоры Дункан. И я мечтаю написать о нем «нечто дерзкое и фантастическое». Эти слова в своё время меня зацепили. Я стал искать материалы Горького к будущему роману, но от него и набросков не осталось.
Воспитанницы школы-студии А. Дункан, Москва, 1921 |
Есенин и Дункан, Берлин, май 1922 |
Идея прозвучала только в письмах. Горький просил вдову Есенина — Софью Андреевну Толстую — прислать ему материалы для биографии (есть такая переписка). И то самое «нечто дерзкое и фантастическое», о чем мечтал Горький, определяется двумя полюсами: конечно, это Клюев, пришедший из Олонецкой губернии, и конечно — Айседора Дункан, начавшая свой блистательный путь в 1900 году на первой Всемирной выставке в Париже.
Телеграмма Дункан в Нью-Йорк Юроку по поводу гастролей с Есениным в США, 1922 |
Ответная телеграмма Юрока, 1922 |
Казалось бы, совершенно разные личности, разные люди, но чем поэт и хорош, а Есенин в частности… Народ его знает в основном как лирика, певца русской природы, но он гораздо глубже, я считаю, философичнее, и мы его так до конца и не постигли.
Есенин и Дункан, Нью-Йорк, август 1922 |
Концертная афиша Дункан в США, 1922 |
Есенин и Дункан, Париж, 1922 |
Самое интересное, что в своё время современники Есенина многое прозрели, просекли… Уже в 1926 году, после смерти поэта, появились первые публикации, в частности, у Валентины Дынник, которая написала о лирическом герое Есенина. Самая первая публикация была в «Красной нови». Валентина Дынник — большой специалист по Средневековью — была моим педагогом по зарубежной литературе в Литинституте. Я частенько приходил к ней на кафедру поговорить о Есенине. Она благосклонно меня принимала и много рассказывала.
И. Шнейдер о школе Дункан, 1965 |
Книга И. Шнейдера, 1970 |
Титул с подписью автора Алексею Казакову, 1970 |
Я ведь ещё застал замечательных «стариков» — современников поэта, когда уже учился в институте. Так и продолжал свою линию поиска. Мне было важно получать информацию из первых рук, а не из того, что подцензурно публиковалось и печаталось…
Илья Шнейдер со слушателями, Курган, 1976
Продолжение в аудиозаписи…