Печальный подарок

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 11985

Печальный подарок

В конце декабря 2005 г. исполняется ровно 80 лет со дня трагической гибели великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Долгое время советская пропаганда внушала, что Есенин С.А. повесился 28 декабря 1925 года в питерской гостинице "Англетер", будучи в состоянии депрессии, вызванной большим употреблением алкоголя и общим психическим расстройством. Но правду скрыть невозможно. По прошествии многих лет стало понятно, что Есенина убили, но до сих пор мы не знаем точной даты его смерти - 27 или 28 декабря 1925 года.


О насильственной смерти Есенина я узнал давно, когда об этом вообще не принято было говорить, и поведал мне об этом человек, который в те трагические дни декабря 1925 года жил в Петрограде. Моя встреча с ним произошла случайно, при необычных обстоятельствах.

Это было тридцать лет назад, накануне полувековой годовщины смерти Сергея Есенина. В то время я работал простым оперуполномоченным уголовного розыска 44 отделения милиции Москвы. По указанию дежурного по отделению милиции холодным декабрьским вечером я выехал на одну квартиру, в которой удавился молодой мужчина в возрасте 29 лет. Когда я вошел в квартиру, меня встретила трясущаяся от страха пожилая женщина-мать самоубийцы. Она молча проводила меня в ванную комнату. Там находился покойник, почти в стоячем положении, которое сохранялось, "благодаря" веревке, привязанной к водопроводной трубе и накинутой петлей на шею.

Мною было сделано все необходимое, что в таких случаях всегда делают. После этого я приступил к осмотру места происшествия, предварительно пригласив понятых. Ими выступали соседи по лестничной площадке: одна немолодая женщина и довольно шустрый, несмотря на преклонные года старик. После выполнения мною всех необходимых формальностей, труп самоубийцы был отправлен в морг для проведения судебно-медицинской экспертизы, а я засобирался в контору, стараясь хоть как-то успокоить мать повесившегося человека.

Когда я вышел из квартиры самоубийцы, на лестничной площадке меня встретил шустрый старик (один из понятых) и пригласил зайти к нему в гости. Вид этого старика, его разговор указывали мне на то, что этот человек может рассказать много интересного. Я предполагал, что он расскажет мне какие-нибудь детали о смерти своего соседа, которые помогут дойти до истины, но радушный хозяин поведал мне совсем о другом.

"Вот посмотри на эту посмертную маску!",- так начал свою беседу старик, не обращая внимания на мое изумление, которое было вызвано видом квартиры хозяина, напоминающей литературный музей. На стене, над старинным книжным шкафом висела посмертная маска Сергея Есенина работы скульптора Меркурьева, на которую мне указал хозяин. "Обрати внимание на лицо убиенного Сергея Александровича Есенина, - продолжал рассказчик, - оно, это лицо, носит печать мученичества и страдания, оно плачет. Это лицо человека, которого долго мучили, а потом убили, смотри, какие на лице следы, видно, что поэта здорово били!". Я внимательно и долго смотрел на посмертную маску Есенина, которая сохранила и передала следы внешнего воздействия на лице поэта, имевших место полвека назад.

"А самое главное не это,- продолжал хозяин, - ты обратил внимание, какое ужасное лицо у моего соседа, которого ты только что описывал. На это лицо жутко смотреть, хотя в жизни этот человек был довольно приятной наружности. Самоубийство не красит лик погибшего, а ужасает его" Тут я вспомнил, что за мою практику мне не раз приходилось выезжать на висельников и, действительно, их лица выражали мистический ужас, но я к этому привык и не обращал на это внимание. Здесь как бы сама природа, оскорбленная поступком самоубийцы, искажала его лик. Другое дело, когда человека убивают. Лица убитых, как правило, выражают страдальческий характер, иногда какой-то умиротворенный вид, иногда - удивление или испуг.

Далее рассказчик продолжил: "В декабре 1925 года я жил в Петрограде и хорошо помню, что перед новым годом я услышал от своего знакомого, работавшего в Обуховской больнице санитаром, что к ним в морг привезли убитого поэта Сергея Есенина. Ни о каком самоубийстве и речи тогда не шло. В газетах писали просто о смерти поэта. Эта версия возникла позднее и стала доминирующей до настоящего времени. Я хорошо знал поэзию Есенина и любил ее. Весть о смерти поэта взволновала меня. После этого я много лет отдал собирательству прижизненных изданий поэта, его автографов и всего того, что было связано с этой личностью. Посмертную маску мне подарил человек, близко знавший скульптора Меркурьева. Причем маска у меня из первой десятки - то есть настоящая."

Я с большим интересом слушал старика и осматривал его коллекцию, связанную с Есениным. Я бережно брал в руки поэтические сборники поэта с его автографами, редкие фотографии, письма Есенина и его окружения.

Несколько часов я пребывал в приятном волнении, слушая рассказы старика и рассматривая его раритеты. Позднее я близко сошелся с этим человеком и потом много раз бывал у него в гостях, слушая его необыкновенные рассказы об ушедшей эпохе, об интересных людях и многом другом, о чем тогда я нигде не мог бы услышать и прочитать.

Незадолго до своей кончины этот интересный человек подарил мне посмертную маску Есенина, очевидно, почувствовав во мне близкого себе по духу человека. Этот печальный подарок я храню и поныне с чувством грусти и благодарности к этому любителю поэзии Есенина.

Потом я много раз убеждался в правоте своего необычного знакомого, когда мне приходилось выезжать на места происшествия, связанные с убийством или самоубийством. Я стал внимательно вглядываться в лица убитых и лица, "наложивших на себя руки", лики последних были ужасны.

Проработав много лет на оперативной работе и в силу жизненного опыта, я научился слушать "мелодию" преступления, и мне было иногда достаточно совсем немного штрихов какого-нибудь злодеяния, чтобы понять всю суть. Впоследствии я заинтересовался опубликованными материалами по факту гибели Есенина и как профессионал почувствовал, что в этом деле что-то не так, но заниматься этим вопросом я не собирался, поскольку не сомневался в убийстве Есенина после встречи с человеком, о котором я рассказал, да к тому же моим героем был Ф.М.Достоевский, творчество которого изучал много лет.

В 1987 году в журнале "Москва" мой коллега, бывший начальник отдела следственного управления ГУВД Москвы Эдуард Александрович Хлысталов, опубликовал статью "Тайна гостиницы Англетер", в которой он довольно убедительно рассказал об убийстве Есенина, основываясь на результатах своего собственного расследования. Я лично не встречался с Хлысталовым, но несколько раз говорил с ним по телефону, обсуждая эту тему. В одной из наших бесед я рассказал ему о своем знакомом старике. Эдуард Александрович согласился с его наблюдениями и впоследствии использовал их в своих работах о русском поэте. Кстати, Хлысталов занимался также многими загадками первой русской революции и, в частности, личностью Георгия Гапона, которого многие до сих пор ошибочно считают агентом-провокатором, но об этом в другой раз.

Николай Паншев


«Колокольня». Еженедельная районная газета.
Московская область, г. Павловский Посад

Social Like