Музей Сергея Есенина в Ташкенте

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 12971

Музей Сергея Есенина

 


Великий русский поэт Сергей Есенин (1895–1925) прибыл в Ташкент в мае 1921 года к другу, поэту Александру Ширяевцу. Несмотря на то, что визит носил неформальный характер, он несколько раз выступал перед публикой, читал стихи на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах Шайхантахурского района и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил короткую поездку в Самарканд и 3-го июня покинул любимый им Туркестан. Музейная экспозиция из 3000 экспонатов включает в себя рукописи и автографы Есенина, его публикации, фотографии и памятные предметы. Ценные рукописи и редкие документы были переданы музею его детьми и родственниками. Интерьер совещательной комнаты дает нам возможность представить уклад жизни европейской семьи в Ташкенте в начале 20-хх годов. Музей был открыт в июне 1981 года на основе коллекций, переданных частными лицами. В декабре 1988 года музей получил статус национального. В лекционной комнате этого музея проводят вечера чтения произведений поэта, современных мастеров жанра, а также выставки искусств.

Рабочие часы: 09:00 — 17:00.  Выходные: Воскресенье.
Экскурсии: на русском бесплатные. Группа должны быть не меньше 12-ти человек. Экскурсии должны быть заказаны заранее.

Информация взята из "IC PatentService" CD


Юрий Егоров

Узбекистанская прописка русского поэта

В Ташкенте уже на протяжении 20 лет существует музей Сергея Есенина.
Может показаться странным само существование музея, открытого так далеко от родины великого русского поэта. В самом деле Сергей Есенин приезжал в Туркестан всего раз и пробыл здесь совсем недолго. Стихотворений, посвященных непосредственно Средней Азии, он так и не написал. Правда, в знаменитом поэтическом цикле «Персидские мотивы», где русский поэт предстает учеником великих поэтов Востока, за вымышленной есенинской Персией легко просматривается земля Туркестана, детали, подмеченные Сергеем Александровичем на ташкентских улицах, в чайхане, в узбекских двориках.
Есенин не был ни туристом, ни путешественником — он тянулся к Востоку душой художника, и главная идея ташкентского музея, которой руководствовались его организаторы, — раскрыть связи между литераторами Узбекистана и России на примере творческого освоения великим русским лириком традиций и приемов восточной поэзии. В ташкентском музее собрано все, имеющее отношение к пребыванию Сергея Есенина на этой земле. А приехал он в столицу Узбекистана 14 мая 1921 г. в гости к своему другу и соратнику по поэтическому цеху — Александру Ширяевцу. Хотя поездка поэта была неофициальной, он много выступал с чтением стихов на вечерах «Студии искусств» в Туркестанской публичной библиотеке, в клубе Красной Армии, перед сеансами в синематографах «Туран» и «Зимняя Хива». Популярность Есенина в Ташкенте была огромной. Настоящую овацию устроила ему публика на поэтическом вечере ташкентского поэта Семена Окова в Доме просвещения имени Луначарского, в котором принял участие и Сергей Александрович. Неповторимый есенинский голос звучал и в домах его друзей — поэтов Александра Ширяевца и Валентина Вольпина, в мастерской художника Александра Волкова, в гостеприимной усадьбе семьи ташкентских интеллигентов Михайловых.
Кратковременное пребывание Есенина в Ташкенте стало важной вехой его творческой биографии. Здесь он вчерне закончил свою драматическую поэму «Пугачев», и она впервые прозвучала перед ташкентцами в авторском исполнении. Тогда же поэт впервые окунулся в подлинную атмосферу так привлекавшего его Востока. По свидетельствам очевидцев, Есенин буквально пропадал целыми днями в старом городе, любил посидеть с пиалой чая в чайханах Шейхантаура и Урды, хотя так и не научился сидеть «по-узбекски», скрестив ноги. Русского поэта интересовали узбекские стихи, музыка и песни, которые он с удовольствием слушал у своих новых ташкентских знакомых.
Вечером 29 мая 1921 г. Сергей Есенин выехал в Самарканд для знакомства с памятниками среднеазиатской старины, а 3 июня вернулся обратно. Поэт простился с друзьями и затем навсегда уехал из полюбившегося ему Туркестана.
Долгие годы подробности пребывания Есенина на этой земле были практически неизвестны любителям поэзии. Ликвидировать это белое пятно есенинской биографии взялись ташкентские краеведы, коллекционеры, энтузиасты и исследователи творчества Есенина. Помогло и то, что в столице Узбекистана жила и работала дочь поэта — журналистка Татьяна Сергеевна Есенина. Бережно сохранила архив рано умершего Александра Ширяевца его невеста Маргарита Костелова, охотно поделились своими воспоминаниями старые ташкентцы, встречавшиеся с Есениным в 1921 г.
В фондах музея около 3000 экспонатов, в том числе автографы Сергея Есенина, прижизненные издания его произведений, фотографии и ряд личных вещей. Ценные рукописи и редкие документы передали в музей дети поэта и близкие ему люди.
«У Есенина при жизни не было своего дома, — говорит народный поэт Узбекистана Эркин Вахидов, — не имея постоянной крыши над головой, он все время менял местожительство. Но на узбекской земле вот уже двадцать лет есенинский дом есть. Это дом с его постоянной пропиской...»

Ташкент

Опубликовано в «Независимой Газете» 21.07.2001.

Сергей Зинин

Его домом стал музей

Когда-нибудь добросовестный и въедливый историк-краевед напишет обстоятельную историю Музея Сергея Есенина в Ташкенте, в которой будут учтены все факты становления и развития этого замечательного культурного центра столицы Узбекистана.

В этом году исполнилось 25 лет со дня открытия музея в Ташкенте. Много это или мало? Смотря по каким меркам судить.
Для многих ташкентцев было своеобразным открытием, что Сергей Есенин в мае 1921 года приезжал в Ташкент, встречался с местными поэтами, выступал на поэтическом вечере в Публичной библиотеке. Об этом писал еще в 1926 году в своих воспоминаниях поэт В. И. Вольпин, живший с 1916 по 1923 год в Ташкенте.
Журналист Г. Димов в публикации «Есенин в Ташкенте» на страницах газеты «Правда Востока» рассказал о том, что в Ташкенте со времен войны живет и работает дочь поэта Татьяна Сергеевна Есенина, что есенинское родословное древо прочными корнями проросло на узбекистанской земле.
В Ташкенте немало людей, всегда хранивших память о поэте. Когда в 1975 году в окружном Доме офицеров была открыта выставка картин молодого художника-любителя Вадима Николюка, ее посетили сотни любителей поэзии Сергея Есенина. Побывала на выставке и дочь поэта Татьяна Сергеевна Есенина. Вот что она записала в книге отзывов: «Выставка полотен Вадима Николюка, которого я знаю как автора дипломной работы о Есенине, явилась для меня большой неожиданностью. Не преувеличивая, скажу, мне не приходилось еще встречать более удачных попыток выразить настроение поэзии Есенина средствами живописи».
Но выставка всегда бывает кратковременной. Тем не менее именно она послужила толчком для объединения единомышленников, которые решили создать в столице Узбекистана музей русского поэта. В основу музейного фонда легли художественные полотна Вадима Николюка, прижизненные издания произведений поэта и книжные знаки из моей личной библиотеки, предметы быта ташкентцев 20-х годов, собранные искусствоведом А. В. Маркевичем, литературоведческие работы П. И. Тартаковского, ценные материалы из архива поэта А. В. Ширяевца, близкого друга С. Есенина, а также издания произведений Есенина на языках народов мира.
Среди них важное место занимали книги с есенинскими стихами на узбекском языке, переведенные народным поэтом Узбекистана Эркином Вахидовым. А сколько было экспонатов, приносимых книголюбами столицы и присылаемых из различных городов других республик!
Открытие Музея Сергея Есенина было приурочено к 60-летию его приезда в Туркестан, поэтому очень глубокого смысла были слова, сказанные поэтом Э. Вахидовым во время торжественного открытия: «Здесь, в Ташкенте, Сергей Есенин получает постоянную прописку. Его домом будет этот музей».
За короткий срок музей из общественного перерос в народный, а потом стал государственным, вторым после Музея-заповедника С. А. Есенина в Константинове.
Кроме экскурсий по залам музея и бесед о творчестве С. Есенина с посетителями, стали проводиться литературные чтения, вечера, концерты, конкурсы чтецов и выставки работ художников, встречи с интересными людьми.
Особенно активизировалась работа музея в связи с празднованием 100-летия со дня рождения С. А. Есенина. Не только в Ташкенте, но и во всех городах республики была отдана дань любви великому русскому поэту.
Сейчас музей регулярно посещают школьники и студенты, иностранные туристы и многочисленные почитатели поэзии. В этом большая заслуга директора музея О. Чеботаревой. Академическая направленность работы музея соответствует его статусу, но все же следует признать, что одновременно теряется дополнительный оттенок общественной активности, проявления экспромта и инициативы есенинолюбов. А это очень важно для дальнейшего оживления работы музея. Об этом стоит подумать. Тем более, что для этого можно использовать богатый общественный потенциал Русского культурного центра Узбекистана. Эти контакты внесут новую струю, помогут в дальнейшем активизировать знакомство желающих с богатейшим поэтическим наследием русского поэта.

«Правда Востока», 28 сентября 2006 г.

Social Like