Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58552010
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
5019
16647
21666
56248947
605832
1020655

Сегодня: Март 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Открытие памятника к 125-летию Сергея Есенина вызвало скандал

PostDateIcon 01.10.2020 19:28  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4633

В Москве открыли памятник Сергею Есенину к 125-летию поэта

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. На территории Московского государственного музея С.А. Есенина состоялось торжественное открытие памятника поэту к его 125-летию.

Potocky 02

Potocky 03
Скульптор Григорий Потоцкий (справа) на церемонии открытия памятника Сергею Есенину к 125-летию поэта на территории Московского государственного музея Сергея Есенина в Москве

Автор скульптуры Григорий Потоцкий назвал свою работу «Реквием по Есенину» или «Ангел русской поэзии». «Есенин — это ангел со сломанными крыльями… Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — пояснил скульптор.

Григорий Потоцкий — член международного союза художников при ЮНЕСКО, он установил более 120 памятников в 41 стране мира.

Музей С.А. Есенина в Москве открылся в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Литературно-мемориальная экспозиция музея была создана группой энтузиастов-профессионалов на общественных началах. В этом доме (№ 24 по Большому Строченовскому переулку) поэт жил и был прописан с 1912 по 1918 годы.

Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович


«Великая красота русского народа»:
к юбилею Есенина создан новый памятник

Potocky 01
К 125-летию Сергея Есенина, который родился 3 октября (по новому стилю) известный российский скульптор и художник Григорий Потоцкий подарил Московскому государственному музею поэта свою новую скульптурную композицию.

Она называется «Реквием по Есенину» или «Ангел русской поэзии».

По замыслу скульптора, Есенин изображён в образе ангела со сломанными крыльями.

Это, по его словам, является метафорическим отражением «великой печали и великой красоты русского народа».

В сообщении на сайте Музея Есенина в Москве говорится, что эта скульптурная композиция будет экспонироваться в Есенинском дворике до 1 ноября.

ВЕСТИ.RU 30 сентября 202
0

Музей Есенина успокоил, что вызвавший ажиотаж памятник установлен временно

Памятник Сергею Есенину, установленный возле музея к 125-летию поэта, уберут 1 ноября.

Новая скульптурная композиция называется «Реквием по Есенину» или «Ангел русской поэзии». Её автор Григорий Потоцкий. Поэт изображён падающим, со сломанными крыльями, на шее — след от верёвки. Пользователи соцсетей к скульптуре отнеслись неоднозначно.

Заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Есенина в Москве Александра Шетракова рассказала РИА Новости, что это не памятник, а скульптурная композиция, которую Потоцкий подарил музею.

Выставка в рамках юбилейных мероприятий продлится до 1 ноября. В музее ещё не решили, что делать со скульптурой потом.

«Надо пережить юбилейные мероприятия, а там подумаем, куда дальше её переместить: в фонды или на какие-то другие площадки, или как-то обрамить по-другому», — уточнила Шетракова.

По её словам, Потоцкий хотел выразить сложность эпохи, «боль его ухода, взлёта и падения». В музее считают композицию произведением искусства, которое заостряет внимание на биографии Есенина и его творчестве.

ВЕСТИ.RU 01 октября 2020


В Москве открыли памятник Есенину.
Что говорят о монументе

Это не первый монумент Есенина в столице.

Так, в 1995-м памятник поэту работы Анатолия Бичукова и Анатолия Климочкина был открыт на Тверском бульваре. Место это выбрали, так как с 1919 по 1922 годы неподалёку, в доме 37 по Тверской улице, находилось кафе «Стойло Пегаса». Фактически это был литературный клуб, где регулярно бывал Есенин.

Tverskoj 3
А жил и был прописан он на тогда ещё окраине города — в Большом Строченовском переулке, в доме купца Крылова. У него служил приказчиком отец поэта — Александр Никитич. Дом к началу 1990-х пришёл в запустение и находился в аварийном состоянии. В итоге в 1994-м, незадолго до столетия со дня рождения поэта, был снесён.

MGME 02
На его месте построен похожий дом, где на первом этаже разместился и музей. Именно возле него открыли новую скульптуру. Она кардинально отличается от классического памятника в центре города. Скульптор Григорий Потоцкий изобразил Есенина с ангельскими крыльями.

Potocky 01
— Есенин — это ангел со сломанными крыльями. Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — приводит слова автора скульптуры «РИА Новости».

Но, очевидно, памятник понравился не многим. В Сети много откликов про «жутковатый» и «ужасный» монумент. Кто-то пишет, что скульптор «Есенина убил». Но, возможно, в этом и была задумка Потоцкого.

Что точно удручает, так это глухой забор, которым окружена территория музея, и соответственно сам памятник…

Журнал «Родина» 30.09.2020


Упавший Есенин: в Москве открыли неожиданный памятник поэту

В Москве к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина открыли памятник поэту — теперь его можно увидеть во дворе Музея С.А. Есенина, открытом в 1995 году в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где он жил и был прописан с 1912 по 1918 годы.

Свою работу автор — скульптор Григорий Потоцкий — назвал «Реквиемом по Есенину» или «Ангелом русской поэзии». «Есенин – это ангел со сломанными крыльями… Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — провозгласил он на открытии.

Однако у пользователей сети памятник вызвал не столько боль, сколько гнев и раздражение — они не оценили фигуру с крыльями вместо рук, падающую навзничь. «Больше никому не показывайте! Срочно уберите», «Первое чувство, которое возникает, смотря на это — отвращение», «Это был единственный вариант?» — такие мнения высказывались в соцсетях.

Лично оценить работу скульптора читатель «Газеты.Ru» может, благодаря нашей фотогалерее.

Фото: Владимир Астапкович/РИА «Новости», Софья Сандурская/Агентство «Москва»
Газета.Ru 30.09.2020


Опрокинутый Есенин: открытие памятника к 125-летию поэта вызвало скандал

На территории Московского государственного музея к 125-летию поэта Сергея Есенина открыли памятник. Автором выступил известный столичный художник и скульптор Григорий Потоцкий, который проповедует «красоту доброты».

Впрочем, в этот раз мастер решил выразить не доброту, а боль и великую печаль. «Есенин — это ангел со сломанными крыльями. Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — цитирует РИА Новости Потоцкого.

В сети же памятник уже окрестили «опрокинутый Есенин». Жутковатости композиции придаёт и высокий забор, которым окружена скульптура.

Moskva 24 01
«Хорошо, что эти предметы дегенеративного искусства потом останутся на многие годы. Это хорошие памятники кумовству и идиотизму, которые неустанно сопровождают нашу русскую жизнь», - пишет по поводу скульптуры telegram-блог «Небожена».

Moskva 24 02
«Опрокинутый Есенин — это только начало. Обсуждается предложение опрокинуть все памятники великим русским писателям в Москве. Так, кстати, и мыть их будет легче», — пишет политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать?» Виталий Третьяков.

Есенин нормального человека и Есенин скульптора, который «так видит» и которого «обидеть может всякий» pic.twitter.com/0qNumSqqGG
— Anna Carenina (@FirstMagicDate) October 1, 2020

В сети также переделали соответственно ситуации строчки из самого Есенина:

«Мне грустно на себя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре осталась».

Информационная служба Накануне.RU
Фото: телеканал «Москва 24»

ИА «Накануне.RU»


Новый памятник Есенину. Нет слов, только матерные…

3 октября исполнится 125 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Всероссийская есенинская неделя стартовала 28 сентября.

На территории Московского государственного музея С.А. Есенина (Большой Строченовский переулок, 24, стр. 2) состоялось торжественное открытие памятника русскому поэту.

zavtra 01
О событии рассказали — в нейтральном ключе — телеканал «Культура», виднейшие информагентства. Реакция простых людей оказалась, мягко говоря, неоднозначной. В блогосфере произведение назвали «откровенным уродством», «агрессивной пошлостью и безвкусицей», «кошмарной халтурой», «шедевром дегенеративного искусства», даже «глумлением над Россией». «Прости нас, Есенин», — написал один из интернет-пользователей.

zavtra 03
Автор скульптурной композиции «Реквием по Есенину» («Ангел русской поэзии») — член международного союза художников при ЮНЕСКО, академик Международной академии информатизации и президент Международной академии доброты, «экстрасенс и бионергетик» Григорий Викторович Потоцкий. Успешный 66-летний скульптор и живописец, ученик молдавского скульптора Лазаря Дубиновского, выпускник Одесского художественного училища им. М.Б. Грекова. Сам из Кишинёва, с 1993-го живёт в Москве. На его счету более 200 выставок, более 120 памятников в России, США, Франции, Мексике, Турции, Канаде, Непале, Латвии, Армении, Болгарии, Румынии и др. Очень плодовит, берётся за всё — от памятника Андрею Сахарову в Нижнем Новгороде, памятника семье Рерихов (в виде пирамиды) в Индии или памятника Александру Солженицыну в Эквадоре до памятника «Неизвестному спасителю евреев» в американской Филадельфии и памятника Бобу Марли на Ямайке. В 2007 году в Нью-Йорке вручил тогдашнему генсеку ООН Пан Ги Муну макет памятника «Благодарность Америке. Америка — победа мира». В последние годы занят проектом повсеместного размещения своих странноватых трёхметровых конструкций «Символ мира и доброты «Одуванчик» (металлический стержень, из которого в разные стороны расходятся пруты; к прутьям припаяны изображения раскрытых человеческих ладоней с глазом посередине), в которых многие видят «мрачную оккультную каббалистическую символику». Говорят, что Григорий Викторович пользуется покровительством московской мэрии.

zavtra 04
«Есенин — это ангел русской поэзии со сломанными крыльями. И когда возник этот образ, я понял, чтобы сказать правду о Есенине — это должен быть реквием по Есенину. И тогда я вдруг увидел, что его жизнь — это распятие. Но не просто распятие, а распятие и вознесение. И вот когда я увидел, что это распятие и вознесение, что в его судьбе, как в капле отразилась судьба русской истории, русского народа — я понял, что образ случился», — сказал Потоцкий каналу «Культура». «Есенин — это ангел со сломанными крыльями. Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — заявил Потоцкий на церемонии открытия.

Журнал Москвич Mag осторожно замечает: «У скульптора Григория Потоцкого действительно получился очень странный монумент. Что хотел сказать автор — понятно, вот только вышло скорее комично, а это плохой признак». Журнал «Родина»: «В Сети много откликов про «жутковатый» и «ужасный» монумент. Кто-то пишет, что скульптор «Есенина убил». Но, возможно, в этом и была задумка Потоцкого».

Публицист Андрей Малосолов: «Сегодня нас, москвичей, осчастливили памятником Сергею Есенину, посвящённым его 125-летию. Создатель этого ****** (простите, не могу сдержаться) некто Григорий Потоцкий. Вылепил из Есенина краба, и сам похож на краба. Только его скульптура — тощий краб, а создатель напоминает краба-олигарха. Простите, а кто выдал разрешение на установку этого убожества? В каких связях «скульптор» с людьми, дающими добро на вылепку гамна из конфеты? Что в голове скульптора, и за что он так ненавидит Есенина и москвичей? «Есенин — это ангел со сломанными крыльями. Это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа», — приводит слова автора скульптуры РИА Новости. Красота русского народа — это изогнутый горбыль, мать твою, Гриша?! Да тебя с такими работами не допустили подмастерьем даже к булошнику, который Петра Первого вылепил из гамна и палок! Это что вообще такое!!!! Пригоните бульдозер и снесите это недоразумение, можно даже со словами, которые употреблял Хрущёв, снося выставку таких потоцких, только в 60-е. Мы тут частенько рассуждаем о дегенеративных тенденциях в загнивающей Европе, а у самих под носом поминают память прекрасного русского поэта таким образом. Ни в одном из своих чудачеств, запое или ином угаре Есенин не представлял себя в виде краба. Это уж точно».

Бывший зампред Совета Федерации Александр Торшин: «Как говаривал мой ротный старшина «Это — сильно смахивает на издевательство!» Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков: «Он так видит. А сотрудницы музея, видимо, рыдают».

Алексей Иванов
Газета «Завтра» 01.10.2020


Памятник Сергею Есенину вызвал у москвичей неоднозначную реакцию

Памятник Сергею Есенину, установленный около музея поэта в Москве, вызвал у многих неоднозначную реакцию. Комментарии в соцсетях полны возмущённых и язвительных замечаний.

Сергей Есенин. Таким его ещё точно не изображали. Вместо рук сломанные крылья, на шее характерная борозда от удушья. Скульптор назвал работу «Реквием по Есенину. Ангел русской поэзии».

Вокруг памятника тут же развернулась дискуссия. Пользователи Интернета, где много фотографий появившегося во дворе музея Есенина монумента, увидели в нем Ихтиандра или даже краба.

Нужно, наверное, сказать, что появление скульптуры во дворе музея в год юбилея поэта — Есенину 125 — никто не утверждал. Дело в том, что памятник — подарок. Хранители музея, кстати, уточняют — это не памятник, а временная экспозиция. И вообще: ну что поделать, если художник так видит.

«У нас тоже возникают какие-то образ и мысли по поводу этого произведения. Мне кажется, что удачное произведение искусства — то, которое не повторяет уже избитые миллионы раз вот эти вот образы», — считает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея С.А. Есенина в Москве Александра Шетракова.

Автор памятника, он же даритель — скульптор Григорий Потоцкий — тоже сегодня здесь. Свою работу, которую, к слову, считает лучшей, готов отстаивать до конца. Говорит, идею вынашивал много лет.

«Он должен быть каким-то маленьким, скукоженным. Ему должно быть больно. Но это надо сделать так, чтоб это не было специально. Это не специально», — отметил скульптор.

На счету Григория Потоцкого более двухсот выставок и 150 скульптур по всему миру. Вот, например, Джон Леннон, распятый на гитаре. Но особая любовь у художника к русским поэтам. Только Пушкиных семь. Вот Александр Сергеевич, вернее, его голова, в руках обнажённой женщины, тоже с крыльями. Памятник, как рассказывает автор, установлен на частной территории в США.

И критики, и те, кому скульптура пришлась по душе, таких, кстати, тоже немало, уверены — скандал пойдёт на пользу музею. Ведь посмотреть на такого Есенина захотят многие. А заодно порассуждать — оценил бы идею сам поэт-хулиган.

Ольга Турчанинова
Телеканал «Россия – Культура» 01.10.2020


Литераторы высказались о новом памятнике Есенину
Композицию, появившуюся на территории музея поэта в Москве, раскритиковали в социальных сетях

Новый памятник Сергею Есенину, открытый в Замоскворечье, вызвал бурю эмоций со стороны горожан. Автор бронзовой скульптуры Григорий Потоцкий, комментируя появление своего «детища», отметил, что не мог взяться за образ Есенина целых 40 лет — якобы сильно мешала ложь и стереотипы, которыми был окутан образ поэта в общественном сознании и литературной среде. Но «любовь народа проросла сквозь чугунную плиту памяти о поэте». А у самого Потоцкого за прошедшие десятилетия все-таки сложилось понимание того, какое место автор лирических стихов занимает в русской литературе: «Это ангел русской поэзии со сломанными крыльями».

«И случилось невозможное, в одной скульптурной композиции соединён образ распятия и вознесения. А разве он не был распят? Когда вернулся из сытой Америки, от любимой богатой женщины, в Россию погибнуть. Он отвечал: «в Америке я умру как человек, здесь всё мне не мило, а в России погибну как Поэт». В композиции получилось передать и образ Вознесения, как некую подъёмную силу — это сила его поэзии, возносящая его к вечности!

Да, сказанная правда о поэте болью отзывается в сердце и поэтому вызывает противоречивые чувства. Хочется видеть поэта во славе и красоте, но кто-то должен был сказать правду о Есенине и его значении в русской литературе. Поэтому только «Реквием по Есенину» как Реквием Моцарта — слёзы на глазах и боль в сердце. Такая была эпоха» — объяснил концепцию работы Григорий Потоцкий.

В комментариях к посту скульптора посыпались поздравления от друзей и знакомых, заявивших, что автор создал «шедевр». А вот общественность на попытку Потоцкого передать образ вознесения и распятия отреагировала несколько иначе. «Нео, уклоняющийся от пуль, или Есенин за миг до рождения Чужого из груди» и «Не знала, что он умел становиться в мостик, опираясь на плавники», пожалуй, можно отнести к числу самых безобидных отзывов. Авторы прочих «рецензий» приводили более резкие аналогии, называя работу Потоцкого надругательством над образом поэта.

«На открытии своего шедевра во дворе дома, где поэт жил в 1912–18 годах, г-н ваятель Григ. Потоцкий рассказал, что называет оную композицию «Реквием по Есенину». То бишь, надо думать, его вдохновлял труп, вынутый из петли в ленинградской гостинице «Англетер». Что ж, москвичи много всякого видели, и такое проглотим» — оценил работу скульптора член Союза писателей, прозаик Георгий Елин.

Поэт Игорь Караулов, рассуждая о соответствии памятника Потоцкого образу Есенина, сложившемуся в литературной и читательской среде, напомнил, что это не первый памятник поэту в столице и желание скульптора отойти от стереотипов восприятия, в которых много неправды и представить публике иной образ, очищенный от прежних наслоений, вполне объяснимо.

«Простодушный отрок из рязанской деревни, лощёный франт в цилиндре, горький пьяница и гуляка — всё это маски, которые Есенин в разные периоды сам на себя надевал, когда ради удовольствия, а когда ради рекламы. В пространстве между этими масками и вызревал десятилетиями тот образ поэта, который так мил заядлым посетителям Ваганьковского кладбища. Так получилось, что я ещё в отрочестве прочёл практически всего Есенина и знаю, что он был шире и глубже этих стереотипов. И в университете он какое-то время учился, и мог писать интересные теоретические статьи о поэзии, и понимал в происходившем вокруг него больше многих. И образ ангела, взятый Потоцким за концептуальную основу, не вполне чужд Есенину. Моё любимое стихотворение у него как раз об этом: «Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица…». Но Потоцкий, к сожалению, впал в другую крайность. Этот зелёный цвет, эти нечёткие формы — слишком расхожая в наше время манера. Вспоминается памятник академику Сахарову в Петербурге — в виде зелёной креветки, поставленной на попа. Стереотипы преодолены, но исчез сам Есенин. Он визуально не опознается. Допустим, «поэт-ангел». А кто из поэтов не ангел, скажите мне? Что мешает сослепу принять эту работу за памятник Блоку? Пастернаку? Мандельштаму? Я не склонен очень сильно ругаться из-за этого эксперимента, призывать автора к ответу, сетовать по поводу состояния нашей культуры в целом. Можно сказать, что фонд московских курьёзов пополнился заметным экспонатом, только и всего».

По мнению кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Александра Бойникова, памятник неудачен как с художественной точки зрения, так и с точки зрения раскрытия личности и поэзии Сергея Есенина.

«Впечатления сложные. Прежде всего обращает на себя внимание нетрадиционность композиции. Памятник обычно либо сидит, либо стоит. Здесь мы не видим ни того, ни другого. Авангардное решение, да. Каноны сломаны, но удачно ли? На мой взгляд, нет. Крылья могли бы быть трагически распластаны в стороны. Но опираться на крылья невозможно даже символически. Что касается тезиса «ангел русской поэзии», который лежит в основе создания памятника, это сужение и нивелирование личности и творчества Есенина. Некая заданность. Можно вспомнить его строки из поэмы «Инония»: «Время моё приспело. Не страшен мне лязг кнута. Тело, христово тело выплёвываю изо рта». Это богоборческие мотивы. Есенин метущаяся личность и метущийся поэт. Его разгульный образ жизни и «Москву кабацкую» тоже не стоит сбрасывать со счетов. Памятник отсылает к «Демону поверженному» Михаила Врубеля, хотя у него демон изображён всё-таки иначе. Выражение лица у поэта какое-то безликое. В нем нет ореола мученичества. Оно не переедет трагедии жизни Есенина. А поверхность памятника выполнена так, как будто Есенин облеплен либо какой-то глиной, либо засохшей грязью. Лично меня памятник эстетически отталкивает».

Правнучатая племянница поэта Александра Есенина к работе Григория Потоцкого также отнеслась скептически, отметив, что памятник ей не очень понравился и образ поэту не подходит, хотя «возможно, сама идея была хорошая».

Между тем композицию Григория Потоцкого могут убрать с территории Московского государственного музея Сергея Есенина после 1 ноября. Об этом со ссылкой на директора музея Светлану Шетракову сообщило Агентство городских новостей «Москва». Шетракова объяснила, что площадка под экспозицию на территории музея предоставлена временно, и «если будут против», договор с автором скульптуры в ноябре не продлят.

Автор: Антон Стариков
«Московская Газета» 01.10.2020


Автор нового памятника Есенину:
«Разве правда может быть красивой?»

Мнения москвичей о новой скульптуре, которую поставили во дворе музея поэта, разделились. Business FM поговорила в том числе с автором работы Григорием Потоцким.

Новый памятник Сергею Есенину открыли 29 сентября на территории музея поэта к 125-летию со дня его рождения. Автор скульптуры Григорий Потоцкий представил Есенина в образе ангела со сломанными крыльями, который будто парит над землёй — по аналогии с душой, покидающей земное тело.

Теперь одни просят срочно убрать скульптуру, называют её «уродливой» и «безвкусной». Другие говорят, что она отражает трагичность судьбы поэта.

Комментирует архитектор памятника Владимиру Великому на Боровицкой площади, председатель комиссии по монументальному искусству Мосгордумы Игорь Воскресенский.

Игорь Воскресенский, председатель комиссии по монументальному искусству Мосгордумы: «Для меня сам поэт, сам образ Есенина — это воплощение русской души и русского человека. В данном случае я не увидел ничего связанного с поэзией и с русской душой. Я увидел самовыражение художника, близкого ему. Портрет художника в той скульптуре, которую он сделал. Скорее всего, художник изобразил себя, но постарался при этом изобразить голову Есенина».

Этот памятник — хорошая проверка москвичей на восприятие нового. Очевидно, что скульптор изобразил Есенина нестандартно. Это далеко от реалистичного искусства, но не значит, что плохо, считает историк-москвовед Павел Гнилорыбов.

— Великих много не бывает. Это третий памятник Есенину в Москве. Если первые два довольно реалистичные, такой образ великого поэта, традиционный, с интересной биографией, которую никто не подвергает сомнению, то сейчас открыли довольно необычную скульптуру. Это вызвало среди горожан пока преимущественно отрицательные отзывы. Мы сами в наших соцсетях запустили голосовалку, и в основном люди голосовали отрицательно. Обзывают «кентавром», обзывают «памятником алкашу и гуляке», «памятником бомжу». Мне кажется, что пока у нас люди не очень привыкли к роденовскому искусству, где хотя бы на шаг в сторону идёт какое-то отступление от реалистической скульптуры. Нам нужен либо мужик на коне, либо художник, обмотанный шарфиком, поэт, который вдохновлённо стоит с гусиным пером. Я считаю, это хорошая проверка москвичей на то, как они будут воспринимать новую скульптуру.

— А вам-то как?

— Мне нормально. Пусть расцветают сто цветов. Тем более что этот памятник находится во дворе музея. Так что, может быть, даже какой-то дополнительный налёт кентавра на Есенина послужит популяризации этого музея.

Писателю, поэту, автору популярных лекций о русской литературе Дмитрию Быкову скульптура «Реквием по Есенину» тоже понравилась.

Дмитрий Быков, писатель, журналист: «Огромное количество дилетантов судят об искусстве, нечего в нем не понимая. Я дилетант в скульптуре и не смею о ней судить. Но мне как человеку этот памятник нравится, потому что это все-таки не соцреализм, это решено нестандартно, здесь есть какая-то попытка увидеть в Есенине падшего ангела, привязать его коннотациями к «Демону поверженному», к Серебряному веку. Это памятник с литературной традицией, и памятник не глупый, и делал его серьёзный мастер. А можно, конечно, поставить Есенина как Калашникова. Можно его поставить даже с автоматом. И будет такой рязанский лель. Это же совершенно далеко от настоящего Есенина. Поэтому мне этот памятник, который всеми оплёван, кажется талантливым произведением искусства. А всем, кто так хорошо понимает в искусстве, я советую поставить Есенину собственный памятник у себя на садовом участке. Пусть любуются».

Сам автор скульптуры Григорий Потоцкий говорит, что «Реквием по Есенину» — лучшая его работа и волна негативных отзывов его нисколько не удивляет. Правда не может быть удобной, сказал скульптор в интервью Business FM.

Григорий Потоцкий, скульптор: «Я над этим образом работал 40 лет. Мне было важно сказать правду о поэте. Слишком много лжи, слишком много сусальности, берёзок вокруг поэта. Я увидел поэта как ангела русской поэзии со сломанными крыльями. И когда сложился этот образ, я его быстро начал лепить. И вдруг я понимаю, что леплю распятие, момент его смерти, гибели. И это не просто распятие, а распятие-вознесение, потому что я леплю как бы сверху тело, фигуру, как бы сила поэзии его поднимает вверх. Когда работа случилась, я понял, что создал некую большую правду, что в его судьбе отразилась вся судьба русского народа. Случился образ, который никто перед собой из художников не ставил. А ждал ли я такого отношения? Знаете, когда Врубель сделал своего «Демона», то Стасов — величайший критик той эпохи — камня на камне не оставил от той работы. Он так писал о ней, просто страшно. Не менее страшно, чем пишут в наше время. Это нормально. Здесь правда. Разве правда может быть удобной? Разве правда может быть красивой? Да, кажется, там нарушены пропорции. А какими они должны быть после того, что происходило? Он кажется маленьким, он кажется беззащитным, но в нем одна боль и необыкновенное величие, необыкновенная внутренняя красота. И когда мои друзья увидели работу, они все говорят, что это лучшая моя работа в жизни. Я эту работу музею подарил. Слава богу, музей видит это так же, как и я. Надо успеть сказать правду. Правда проросла».

Скульптура, посвящённая Сергею Есенину, будет находиться во дворе музея поэта до 1 ноября. Дальнейшая судьба памятника пока не решена — оставить его на территории музея либо поместить в другое общественное пространство.

Business FM 01.10.2020


Уродливый памятник Есенину: Новая диверсия против России

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина поэту установили памятник в Москве на территории музея его имени. Художественный уровень изваяния вы можете оценить сами. На мой взгляд, если бы Голливуд решил снять очередное кино о супергероях и суперзлодеях, то на стороне последних выступал бы как раз такой человек-краб.

Сейчас мне скажут: да ты ничего не понимаешь в современном искусстве. Он художник, он так видит! (Это не о Есенине, а о скульпторе). Но! Во-первых, я весьма неплохо разбираюсь в современном искусстве. И могу легко объяснить, почему картины Поллока — это не просто мазня, а FLOG Дэмиана Херста очень даже концептуален. Собственно, дело именно в месседже произведения. Каково послание в памятнике Есенину? Нет ответа.

И, во-вторых, это откровенно плохо сделано. Если вы хотели показать, что ангелоподобный поэт не мог оторваться от земли русской, и та держала его маммоной, то реализована подобная идея откровенно бездарно.

Но речь сейчас не только и не столько об эстетике, сколько об идеологии. Думать, будто памятник Есенину вышел именно таким лишь потому, что «художник так видит», наивно. Сейчас объясню почему.

Скульптором выступил небезызвестный Григорий Потоцкий. В своё время работу именно этого господина уничтожили казаки в Севастополе. Работа называлась «Одуванчик» — и в ней увидели масонскую и сатанинскую символику. Тут, конечно, главные вопросы к «религиозно настроенным» гражданам, но и скульптор сознательно шёл на провокацию. Последнее слово тут наиболее важное.

К сожалению, современное искусство зачастую сводится только к провокации, но не к смыслам. Пусть так, вопрос дискуссионный, но что делать, когда всё ограничивается шокингом, эпатажем в вопросах нашего исторического и культурного наследия? Вот тут начинается фарс, перерастающий в трагедию.

И главные вопросы нужно задавать не Потоцкому, а тем, кто заказывал и утверждал такой проект. Аналогичное — задавать вопросы и принимать меры — нужно делать постоянно. Как в случае с госфинансированием спектаклей Серебренникова. Как в случае с сомнительным логотипом 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Это не выверт, не оплошность, а именно сознательная подмена понятий — на долгую, что называется, перспективу. Когда в сознание народа внедряются чуждые ему смыслы, когда переписывается не только история, но и её восприятие. Переформатируется сама картина мира, из-за чего во многом и происходят дальнейшие беды.

Ну а что до современного искусства в контексте Есенина. Хм, несколько странно, когда подобный подход используют к одному из самых русских поэтов. Русских в глубинном смысле данного слова. Но об этой русскости у нас говорить нельзя. Тссс! Это же не современное искусство.

Платон Беседин

«ПолитНавигатор» 01.10.2020


 Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России. Уродство — к юбилею поэта.


У музея Сергея Есенина появился памятник поэту
Он понравился не всем, его могут убрать

Памятник поэту Сергею Есенину могут убрать с территории Московского государственного музея Есенина до 1 ноября. Об этом агентству «Москва» сообщила директор музея Светлана Шетракова.
Автор скульптуры Григорий Потоцкий подарил её музею в честь 125-летия Есенина. Открытие памятника состоялось 29 сентября.

По словам Шетраковой, учреждение не имеет права устанавливать на своей территории скульптуры, поэтому оно «предоставило площадку для экспонирования скульптуры на какое-то время».

«Мы составили договор, и до 1 ноября она пока здесь. Скульптура вызвала разное к себе отношение — профессионалы в восторге, и совершенно противоположны мнения людей, которые говорят, что это безобразие. Мы на свое усмотрение оставили эту экспозицию не на один день, в силу того, что это немаленький дар. Если будут против, то мы не будем продлевать договор, а так, вообще, месяц после того, как мы её поставили, она будет стоять», — сказала Шетракова.

У пользователей соцсетей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Многим он не понравился.

    За новый памятник Есенину вполне можно подать в суд за оскорбление чувств всех почитателей поэта pic.twitter.com/JrLYQQaGpa
    — lanakss (@lanakss) September 30, 2020

    Если бы Есенин был жидким терминатором https://t.co/6bZJGeBF6u
    — MAVERICK (@maverickvrn) October 1, 2020

    Я не скульптор и не искусствовед, но Эйфелева башня тоже казалась парижанам ужасной. Может и такой Есенин имеет право на существование, но мне не нравится
    — Муромцев ИльЯ (@muromceviliy191) October 1, 2020

    Есенин явно выигрывает https://t.co/ibH9tK2e2j
    — котишка-шалунишка ???????? (@6apcuk_twitit) October 1, 2020

    Вы не поверите, но эта смесь человекоподобного краба и уворачивающегося от пуль Нео из «Матрицы» — Есенин. Вчера в Москве был открыт памятник, в честь его 125-летия… pic.twitter.com/StBPJMfYBZ
    — ???????????????? ???????????? ???????? (@olgaolevka) September 30, 2020

    Опрокинутый Есенин — это только начало.
    Обсуждается предложение опрокинуть все памятники великим русским писателям в Москве.
    Так, кстати, и мыть их будет легче.
    — Vitaly Tretyakov (@v_tretyakov) September 30, 2020

    Редкое фото: группа учёных секретного института проводит эксперименты над прототипом терминатора версии т-1000. Жидкий камень, хай-тек pic.twitter.com/4IPMedam3Q
    — Илья Ремесло (@iremeslo) September 30, 2020

Телеканал «Дождь» 01.10.2020


Прости нас, Есенин...
Новый «памятник» великому русскому поэту заставил многих содрогнуться

К 125-летию со дня рождения Сергея Есенина на территории Московского государственного музея С.А. Есенина (Большой Строченовский переулок, 24, стр. 2) состоялось, как сообщали СМИ, «торжественное открытие памятника русскому поэту». Скульптура оказалась столь, мягко говоря, нетривиальной, что русский люд, коему дороги не только произведения Есенина, но и его посмертная память, содрогнулся.

Хотя видал уже всякое — и жуткого «Петра Первого» в Петропавловской крепости, работы художника М. Шемякина, и московского «Петра Первого» работы вездесущего З. Церетели («широк человек, я бы сузил!»), и нелепого «академика Сахарова» в Питере (скульптор Л. Лазарев).

Но нынешний выброс «художественного продукта» просто потряс основы. Такого глумления над памятью «последнего поэта деревни», как себя определял сам Есенин, не мог предположить никто.

Во времена «свадебных катафалков», сатанинских плясок в храме Христа Спасителя, публичного прибивания гениталий к мостовой, а также прочих подобного рода инфернальных «инсталляций», казалось бы, нашу публику уже трудно шокировать. Однако народ с возмущением комментировал открытие памятника, который назвали и «откровенным уродством», и «агрессивной пошлостью и безвкусицей», и «кошмарной халтурой». Кто-то пишет, что скульптор «Есенина убил». Один пользователь интернета слёзно написал: «Прости нас, Есенин»…

Газета «Завтра» прояснила биографию создателя этой скульптурной композиции, которую автор назвал «Реквием по Есенину» («Ангел русской поэзии»). Это некто Григорий Потоцкий, член международного союза художников при ЮНЕСКО, академик Международной академии информатизации и президент «Международной академии доброты», «экстрасенс и биоэнергетик». Весьма успешный 66-летний скульптор и живописец, ученик молдавского скульптора Лазаря Дубиновского, выпускник Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова. Уроженец Кишинёва, с 1993 г. живущий в Москве. Автор более 200 выставок, более 120 памятников в России, США, Франции, Мексике, Турции, Канаде, Непале, Латвии, Армении, Болгарии, Румынии и др.

Как пишет о нем А. Иванов («Завтра»), «очень плодовит, берётся за всё — от памятника Андрею Сахарову в Нижнем Новгороде, памятника семье Рерихов (в виде пирамиды) в Индии или памятника Александру Солженицыну в Эквадоре до памятника “Неизвестному спасителю евреев” в американской Филадельфии и памятника Бобу Марли на Ямайке. В 2007 году в Нью-Йорке скульптор вручил тогдашнему генсеку ООН Пан Ги Муну макет памятника “Благодарность Америке. Америка — победа мира”. В последние годы занят проектом повсеместного размещения своих странноватых трёхметровых конструкций "Символ мира и доброты «Одуванчик»" (металлический стержень, из которого в разные стороны расходятся пруты; к прутьям припаяны изображения раскрытых человеческих ладоней с глазом посередине), в которых многие видят «мрачную оккультную каббалистическую символику». Говорят, что Григорий Викторович пользуется покровительством московской мэрии».

Сам скульптор дал такие красивые пояснения каналу «Культура»: «Есенин — это ангел русской поэзии со сломанными крыльями. И когда возник этот образ, я понял, чтобы сказать правду о Есенине, — это должен быть реквием по Есенину. И тогда я вдруг увидел, что его жизнь — это распятие. Но не просто распятие, а распятие и вознесение. И вот когда я увидел, что это распятие и вознесение, что в его судьбе, как в капле отразилась судьба русской истории, русского народа — я понял, что образ случился. … Есенин — это наша боль. Его поэзия — отражение великой печали и великой красоты русского народа».

Г-н Потоцкий также уверяет, что «когда мои друзья увидели работу, они все сказали, что это лучшая моя работа в жизни. Я эту работу музею подарил. Слава богу, музей видит это так же, как и я».

Если так считают его друзья, то это их право, — пишет комментатор, — Но так как большинство тех, кто другом скульптора себя не считает и такой «образ» не воспринимает, то пусть его друзья установят эту скульптуру в одном из мест своей тусовки и восторгаются. Но какая необходимость выставлять её на всеобщее обозрение? Музей Есенина это что, частная лавочка?

На каком основании работники музея возомнили, что могут самолично, без обсуждения решать какой скульптурный образ поэта «правдивый», а какой нет? Кто их уполномочил на это?

Публицист А. Малосолов рубит словно мечом: «Пригоните бульдозер и снесите это недоразумение, можно даже со словами, которые употреблял Хрущёв, снося выставку таких потоцких, только в шестидесятые. Мы тут частенько рассуждаем о дегенеративных тенденциях в загнивающей Европе, а у самих под носом поминают память прекрасного русского поэта таким образом. Ни в одном из своих чудачеств, запое или ином угаре Есенин не представлял себя в виде краба. Это уж точно».

Пользователь сайта «Русская народная линия» С. Ужакин жёстко заключает: «Перед нами образец так называемого дегенеративного искусства. Более того, это уже тенденция, художественное направление. Совершенно очевидно, что они так видят. Весь вопрос — почему они так видят нашу культуру, наше общество… Этот памятник — взгляд инородца на русскую культуру. В нем все — и непонимание, и месть, и надругательство».

Ему вторят: а это всё потому, что у нас в Конституции по-прежнему нет слов о русском народе, и, получается, можно безнаказанно глумиться надо всем русским, как в голову взбредёт.

В самом деле: автор разместил скульптуру так, что крылья не воспринимаются таковыми, это странные и непонятные опоры, это потустороннее чудище, а не русский поэт.

Внимательные наблюдатели отмечают, что счёт такого рода оскорбительным памятникам открыл М. Шемякин своим «Петром» в Питере, и тогда И. Глазунов сказал, что это плевок в Россию.

И вот так и идут эти плевки…

Люди считают, что «демон поверженный» Потоцкого — осквернение памяти Сергея Есенина, что, в сущности, это памятник «творцам» нашего времени, невежественным, равнодушным, непрерывно самоутверждающимся и нередко бездарным. Памятник всем причастным к появлению этой «зелёной жути».

Кто-то уверен, что изделие это не простоит долго, народ сломает его.

На своей странице актриса Мария Шукшина тоже не в силах сдержать эмоций: «Да что же это, Господи! … Только 4 дня назад я написала письмо властям светским и духовным о вирусе бескультурья, мне теперь чтó, в мэрию московскую отдельно писать? Вы совсем ослепли? Вы не видите, что к искусству это не имеет никакого отношения, скорее к ритуальному убийству? Это уже не отсутствие вкуса и таланта, это САТАНИЗМ! Это богохульство и надругательство над народом русским, исповедующим Христа».

Есть и такое высказывание: «Что возмущаться?! Зачем? Автор умело запечатлел идеи американских писателей, создающих комиксы с образами из преисподней. Его надо подарить США. Деньги сэкономим и симпатию у наших заокеанских друзей вызовем. Подарить вместе с ваятелем и его сотоварищами, которые одобрили проект. Чище станет русская культура, и приятное, заодно, друзьям сделаем».

Согласимся: а ведь была комиссия по принятию этого ужаса, как пропустили-то! Кто-то же смотрел эскизы, утверждал их, смету и прочее. Хорошо бы знать имена этих знатоков «русской души». Нашлись чиновники от Минкульта, которые это всё допустили и участвуют в этом шабаше. Хотелось, чтобы поимённо назвали всех деятелей, кто дал добро на возведение этого памятника. Ведь не одна комиссия принимает любой объект, а уж памятник точно требует множества согласований. И макет должны утверждать, а может быть, и конкурс должен быть на возведение памятника в центре Москвы. Интересно, был ли объявлен конкурс? Кто входил в жюри? Какие были варианты ещё? Что именно понравилось жюри в этом памятнике?

Учредителем государственного бюджетного учреждения культуры «Московский государственный музей С.А. Есенина» является Департамент культуры города Москвы. Он и давал добро?

Сайт мэра Москвы сообщает, что министром культуры в правительстве Москвы, главой этого департамента является Александр Кибовский, кандидат исторических наук и академик Российской академии художеств с 2012 г. Сведущие люди вспоминают, что отделение скульптуры в Российской академии художеств возглавляет Александр Цигаль, сын знаменитого Владимира Цигаля, автора известнейших скульптурных памятников, в числе которых памятник С. Есенину на Есенинском бульваре в Кузьминках в Москве. Как мог глава отделения скульптуры АХ допустить установку этого кошмара у музея Есенина?

«Сколько можно распинать Сергея Есенина! — восклицает в своей опубликованной реплике московский поэт, публицист и журналист Ирина Ушакова. — По мнению многих писателей, историков, журналистов, созданная скульптура категорически расходится с подлинным образом поэта, который мы знаем и любим с детских лет. Есть фотографии С.А. Есенина, есть работы других скульпторов (находящиеся в этом же музее), которые запечатлели лирический, светлый, красивый образ поэта, “нежность грустную русской души”. Созданная скульптором Г. Потоцким инсталляция — это искажённая, ущербная, порочащая Сергея Есенина поделка. Слепленное будто из кусков грязи, черное полуобнажённое тело поэта, похожего на падшего ангела — это не памятник ему, а очередное его распятие! Никогда ещё монументальное искусство не глумилось так над памятью русского поэта! ...

Ни одну есенинскую строку невозможно процитировать, глядя на “памятник” работы Г. Потоцкого. Потому что эта фигура — не Есенин.

Мы обязаны сохранить подлинный образ поэта для наших потомков. Эта скульптура должна быть убрана с территории Музея С.А. Есенина или заменена другой! Фигуру С. Есенина в подобной скульптурной интерпретации недопустимо размещать нигде!»

Писатель Александр Бобров опубликовал в Фейсбуке свой стихотворный отклик на случившееся, озаглавив сочинение «Плевок в лик поэта»:

Померкли светлые деньки,
Заголосило бабье лето:
Халтурщик сыплет лепестки
На лик убитого поэта.

Кто потакал, кто разрешил,
Кто поощрял тупое действо
И вслед за Троцким совершил
Антироссийское злодейство?


А на памятном литературно-художественном вечере 3 октября, в день 125-летия С.А. Есенина, прошедшем в Доме национальностей в Москве, им было инициировано обращение к властям предержащим, с возмущением и требованием «убрать уродский памятник». Письмо подписало немало представителей общественности.

pismoА. Бобров также обращает внимание пользователей соцсетей, что в лучшее время по Первому каналу в день рождения гения, который весь поётся народом, шла вторая часть хохмаческой программы «Лёвчик и Вовчик» Лещенко и Винокура.

Увы, мы уже привыкли к такого рода программной сетке наших центральных каналов. К слову, сериал «Есенин», с С. Безруковым в главной роли, по Первому всё-таки показывали всю неделю — ночью, после Урганта.

В заключение приведу и несколько слов в утешение. И. Ушакова 2 октября с.г. поговорила по телефону с директором Музея С.А. Есенина С.Н. Шетраковой, и та заверила, что «это — не памятник», и что данную скульптурную работу, подаренную музею Г. Потоцким, «должны убрать с территории музея через месяц или раньше».

Будем надеяться.

Станислав Минаков
Специально для «Столетия»

05.10.2020

Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы «Столетие»

КОММЕНТАРИИ


Реквием по культуре или Прости нас, Есенин

«Вообще, теперь самое страшное, самое ужасное и позорное даже не сами ужасы и позоры,
а то, что надо разъяснять их, спорить о том, хороши они или дурны».
(И. А. Бунин)

В честь 125-летия Сергея Есенина на территории Московского государственного музея его имени открыли памятник поэту работы некоего Григория Потоцкого. Автор называет исчадие своего воображения иногда «Реквием по Есенину», а иногда «Ангел русской поэзии».

Благодарные москвичи оценили по достоинству «сие» в комментариях:

«Какая агрессивная пошлость и безвкусица».

«Я несколько минут хлопала глазами, пытаясь это осмыслить».

«То ли крылья подрезали, то ли ласты склеил. Прости нас, Есенин».

«Напоминает терминатора Т-1000 в сцене на металлургическом заводе».

«Я редко высказываюсь так однозначно о произведениях искусства. Но, по-моему, это откровенное уродство».

И здесь как раз тот случай, когда о вкусах спорят до полного изнеможения либо своего, либо оппонента. Почему-то у любого, самого отвратного произведения, будь то книга ни о чем, глупый фильм, корявая картина или дегенеративная «инсталляция», обязательно найдётся поклонник, уверяющий, что все вокруг недоразвитые ограниченные обыватели, а вот он — художественно одарённая натура — сразу понял, что автор вложил в свой шедевр глубокий смысл и тонкие переживания. У памятника Есенину тоже есть поклонники:

«После первых секунд жёсткого удара по глазам, я бы сказала, удара в лицо, вдруг тормозишь и начинаешь думать. Каждый думает о своём, додумывает согласно своему опыту и знаниям, но главное — думает. Невредное качество всего живого».

«Трагедия его жизни отражена. Очень люблю поэта, и, глядя на эту композицию, мысли те же, что и обычно, жаль, что убили, не смог он поднять эти крылья и полететь».

«По-моему, памятник удивительно тонкий и заложенная в нем идея удивительно глубокая. Тут в комментах вспоминали (и ставили в пример!) памятник Есенину на Тверском бульваре. На мой взгляд, их, конечно, невозможно уравнивать: тот — массовый продукт, который ничего нам не говорит о человеке, которому его поставили. Здесь же скульптура однозначно индивидуальная, а заложенная в ней идея очень светлая и пронзительная. Вспомните жизнь Есенина и вы заметите, что это удивительно ёмкий образ».

Если бы подобный памятник был явлением единичным, то куда ни шло, один эксцесс «я так вижу» мир не перевернёт — забросают автора по старинной традиции гнилыми помидорами и тухлыми яйцами, и непонятый «гений» сто раз подумает, а вдруг не «публика дура», а с ним что-то не то. Но дело в том, что других произведений уже то ли нет, то ли они не доходят до потребителя. Какие-то идиотские театральные постановки с элементами порнографии, певцы без голоса и слуха под «фанеру», инсталляции типа погнутой арматурины и картины в виде пары клякс на всю стену, сделали понятие «современное искусство» чуть ли не ругательным.


Некоторые старорежимные идеалисты считают, что искусство должно делать зрителя, слушателя лучше, учить думать и сопереживать. А некоторые думают, что достаточно самовыразиться, главное вызывать эмоциональный отклик у других людей. С этой точки зрения памятник Есенину вполне может считаться произведением искусства, поскольку выражения «агрессивная пошлость» или «откровенное уродство» — достаточно эмоциональная реакция. Лично же моё мнение — весь этот мутный вал деградантства в сфере российской «культурки» порождён бездарностью, нежеланием учиться и вкалывать, непрерывно оттачивая мастерство, безответственностью и безнаказанностью её деятелей. Недаром сетевые острословы говорят: песня — это когда слова положили на музыку, а современная песня — это когда положили и на музыку, и на слова. И на слушателя, кстати, тоже.

В булгаковских «Записках на манжетах» есть прекрасная иллюстрация, каким образом криворукость, отсутствие таланта и ответственности если не перед публикой, так хоть перед собой может изгадить даже эталонные образцы искусства:

«Решили после „Вечера чеховского юмора“ пустить „Пушкинский вечер“.

Любовно с Юрием составляли программу.

— Этот болван не умеет рисовать, — бушевал Слёзкин, — отдадим Марье Ивановне!

У меня тут же возникло зловещее предчувствие. По-моему, эта Марья Ивановна так же умеет рисовать, как я играть на скрипке… Я решил это сразу, как только она явилась в подотдел и заявила, что она ученица самого N. (Её немедленно назначили заведующей Изо.) Но так как я в живописи ничего не понимаю, то я промолчал.

Ровно за полчаса до начала я вошёл в декораторскую и замер… Из золотой рамы на меня глядел Ноздрев. Он был изумительно хорош. Глаза наглые, выпуклые, и даже одна бакенбарда жиже другой. Иллюзия была так велика, что казалось, вот он громыхнёт хохотом и скажет:

— А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!

Не знаю, какое у меня было лицо, но только художница обиделась смертельно. Густо покраснела под слоем пудры, прищурилась.

— Вам, по-видимому… э… не нравится?

— Нет. Что вы. Хе-хе! Очень… мило. Мило очень… Только вот… бакенбарды…

— Что?.. Бакенбарды? Ну, так вы, значит, Пушкина никогда не видели! Поздравляю! А ещё литератор! Ха-ха! Что же, по-вашему, Пушкина бритым нарисовать?!

— Виноват, бакенбарды бакенбардами, но ведь Пушкин в карты не играл, а если и играл, то без всяких фокусов!

— Какие карты? Ничего не понимаю! Вы, я вижу, издеваетесь надо мной!

— Позвольте, это вы издеваетесь. Ведь у вашего Пушкина глаза разбойничьи!

— А-ах… та-ак!

Бросила кисть. От двери:

— Я на вас пожалуюсь в подотдел!

Что было! Что было… Лишь только раскрылся занавес и Ноздрев, нахально ухмыляясь, предстал перед потемневшим залом, прошелестел первый смех. Боже! Публика решила, что после чеховского юмора будет пушкинский юмор! Облившись холодным потом, я начал говорить о „северном сиянии на снежных пустынях словесности российской“… В зале хихикали на бакенбарды, за спиной торчал Ноздрев, и чудилось, что он бормочет мне:

— Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве!

Так что я не выдержал и сам хихикнул. Успех был потрясающий, феноменальный. Ни до, ни после я не слыхал по своему адресу такого грохота всплесков. А дальше пошло crescendo. Когда в инсценировке Сальери отравил Моцарта — театр выразил своё удовольствие по этому поводу одобрительным хохотом и громовыми криками: „Biss!!!“

Крысиным ходом я бежал из театра».

На Михаила Афанасьевича этот случай произвёл такое неизгладимое впечатление, что когда он писал пьесу о последних днях Пушкина, он создал её без… Александра Сергеевича, чтобы не только в содержании, но и во внешности актёра, который мог бы играть поэта, не было ничего, допускающего хотя бы намёк на карикатурщину, пошлость, бакенбардную «ноздрёвщину». Первоначально соавтором был В. В. Вересаев, но писатели, будучи друзьями в жизни, в процессе работы над пьесой разошлись во взглядах на искусство. Булгаковским «Пушкиным» как основой для оперы всерьёз интересовались такие корифеи как Прокофьев и Шостакович.

И если кто знаком с этой пьесой, то знает, что несмотря на отсутствие персонажа «А. С. Пушкин» как такового, гений «Солнца русской поэзии» пронизывает весь сюжет: его стихи, его любовь, сплетни великосветских негодяев, отравившие жизнь поэту, и зависть к его таланту бездарных коллег по цеху, его трагическая смерть и великая слава…

Потому что Булгаков был талантливым писателем, настоящим тружеником, ответственным перед собой и людьми творцом, и понимал, что недопустимо гнать халтуру, тем более, когда речь идёт о Пушкине, которого он считал идеалом и боялся бросить даже тень пошлости на великого поэта. Для него наваять, что называется, «задней ногой» претенциозную ахинею, да ещё и отстаивать её право на существование с криками «я художник — я так вижу» было недопустимо. А сейчас — свобода творчества, все разрешается, все допускается, нет цензуры и нет самодисциплины, критического, требовательного отношения к самому себе, плодам своего творчества, зато есть наплевательское отношение к публике, для которой, собственно, и трудятся мастера «культурки». И непонятно, кто первый начал процесс распада и деградации, и кто должен его остановить: бездарные, но слишком высоко мнящие о себе «деятели искусства», или же неразборчивые потребители их продукта, которым можно скормить любые помои, потому что «пипл хавает» даже самую тошнотворную пищу для ума и души.

Автор скульптурной композиции «Реквием по Есенину» («Ангел русской поэзии») — член международного союза художников при ЮНЕСКО, академик Международной академии информатизации и президент Международной академии доброты, «экстрасенс и биоэнергетик» Григорий Викторович Потоцкий. Успешный 66-летний скульптор и живописец, ученик молдавского скульптора Лазаря Дубиновского, выпускник Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова. Сам из Кишинёва, с 1993-го живёт в Москве. На его счету более 200 выставок, более 120 памятников в России, США, Франции, Мексике, Турции, Канаде, Непале, Латвии, Армении, Болгарии, Румынии и др. Очень плодовит, берётся за всё — от памятника Андрею Сахарову в Нижнем Новгороде, памятника семье Рерихов (в виде пирамиды) в Индии или памятника Александру Солженицыну в Эквадоре до памятника «Неизвестному спасителю евреев» в американской Филадельфии и памятника Бобу Марли на Ямайке. В 2007 году в Нью-Йорке вручил тогдашнему генсеку ООН Пан Ги Муну макет памятника «Благодарность Америке. Америка — победа мира». В последние годы занят проектом повсеместного размещения своих странноватых трёхметровых конструкций «Символ мира и доброты „Одуванчик“» (металлический стержень, из которого в разные стороны расходятся пруты; к прутьям припаяны изображения раскрытых человеческих ладоней с глазом посередине), в которых многие видят «мрачную оккультную каббалистическую символику». Говорят даже, что Григорий Викторович пользуется покровительством московской мэрии.

Остаётся надеяться, что этот успешный скульптор с мощным послужным списком остановится на многострадальном Есенине и больше не станет тревожить покой усопших своими так называемыми «реквиемами».

Автор: Любовь Сергеевна Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина
портал Народный Журналист 06.10.2020


«Пахнет 37-м годом»:
Скульптор памятника Есенину о критике за «распятие души»

Скульптор Григорий Потоцкий в разговоре с Царьградом рассказал, как он создавал памятник Сергею Есенину. Он ответил критикам, заявив, что запечатлел «распятие души», но многих это возмутило. «Пахнет 37-м годом», — считает автор скульптуры.

Григорий Потоцкий признался, что сорок лет думал о том, чтобы создать скульптурную композицию, посвящённую Сергею Есенину. По мнению скульптора, имя этого русского поэта страшно оболгано, поэтому Потоцкий ставил перед собой сверхзадачу — сказать правду.

«Конечно, я не ожидал, что эта правда может оказаться настолько жёсткой и настолько болезненной, и нервной. Итак, я хотел сказать правду. Я вначале решил определить, а кто есть Есенин в нашей литературе? И я сказал: «Есенин — это ангел русской поэзии со сломанными крыльями». Так родился словесный образ. Я тут же его без эскиза начал лепить сразу в размере. И в этот момент, когда я начал лепить в размере, я вдруг увидел — понимаете, это естественный процесс, — как его снимают с верёвки. Я провёл, конечно, параллель со снятием с креста, просто параллель провёл — заломленные руки, сломанные крылья. Вы понимаете, это снятие с креста. А так как снизу работа не пролеплена, она пустотелая, возникает вопрос вознесения», — пояснил задумку Потоцкий.

По мнению скульптора, это было физическое распятие, поскольку Есенина убили. А так как его поэзия ассоциировалась с душой русского народа, то Потоцкий сделал вывод — это душа была распята.

«И я сказал эту вещь — что душа была распята. Я не употребил слово «убили», но вы понимаете, его, оказывается, убили. Самая главная ложь была в том, что объявили, что он пьяница и самоубийца. И вот этот образ, пьяницы и самоубийцы, его культивировали в нашем сознании — что он хулиган, что он громил всё и вообще был пьяница, и он закрепился в сознании. Но самоубийц не отпевают — это первое, никогда не отпевают. А его отпевали при всём честном народе и хоронили», — подчеркнул скульптор.

По его мнению, эта самая правда о Есенине, к которой он пришёл художественным путём, и не понравилась большому количеству людей. Именно тем, кто пытался сохранить легенду о пьянице и самоубийце, ещё раз подчеркнул Потоцкий.

«Не понравилось всем травителям русского языка, русского начала, русской души. Вы понимаете? Всем хотелось сказать, что русский человек — это просто пьяница, алкаш и повеситься может. Ну о чём может серьёзном говорить? Вы знаете, все хотят, чтобы был златокудрый образ — что он стоит и что он просто красавец у берёзы. Это ложь. Есенин сам этого не любил. Это был прямой, открытый человек, который бесконечно любил Родину. Он мог остаться в Америке. Он был абсолютно известен, знаменит, богат. Рядом были женщины, которые его бесконечно любили. Но он вернулся в Россию, потому что говорил, что в Америке «я умру как человек, а вот в России — как поэт», — отмечает Потоцкий.

Скульптор полагает, что в композиции у него получилось, с одной стороны, передать и распятие, и вознесение, и он считает это художественной удачей.

«Кому-то кажется, что сломанные крылья похожи на ласты. Возьмите любые крылья, поломайте их и посмотрите, как они будут похожи. На что будут похожи заломленные руки, интересно. В этой работе есть только боль, только трагедия. Константин Кедров написал по поводу этой моей скульптуры стихи, он говорит, что если смотреть на это лицо, в нём столько величия, столько красоты, столько боли — такого лица Есенина в ХХ столетии ещё никто не сделал. А Константин Кедров — это большой эссеист, большой писатель, очень крупный поэт», — подчеркнул Потоцкий.

Скульптор считает, что его критики зашли слишком далеко, подав прошение в правительство и мэру Сергею Собянину с требованием убрать скульптуру.

«Они «не позволят». Они «возмущены». Вы представляете, насколько пахнет 37-м годом? Вот какие времена, люди. Представляете, наши союзы! Как можно вот так опуститься? Человек просто говорит своё мнение, своё отношение. Что такого крамольного я сказал, что надо обращаться к правительству, требовать от него карательных моментов — убрать? Директора музея вообще зашугали, она не спала несколько ночей. Вы представляете, какие запреты? Кто это делает? Вот вся эта дикость — этой борьбы — отражает, в какое страшное по большому счёту время мы живём», — заключил Потоцкий.

Царьград  08.10.2020


 

Комментарии  

0 #3 RE: Открытие памятника к 125-летию Сергея Есенина вызвало скандалАлександр 06.10.2020 07:56
Да, это памятник не светловолосому русскому мальчику-юноше. Это памятник Поэту, перемолотому преступным большевистским режимом, сломавшим-расто птавшим-предавш им Поэта и его Русь, его чувства, его Веру в революцию, и буквально сломавшим Крылья поэта-человека- русоволосого-ма льчика. Почитайте "Чёрного человека" С. Есенина, почитайте-посмо трите про его последние дни-месяцы-мысл и перед кончиной. Может тогда понятней станет замысел автора памятника, может станет понятней - отчего погиб Поэт.
Цитировать
0 #2 RE: Открытие памятника к 125-летию Сергея Есенина вызвало скандалАлександр 06.10.2020 07:55
Смотрю внимательней. Тело немного непропорциональ но с головой, но... оно воспаряет над землёй... Таким невесомым великие мастера на своих картинах изображали тело Христа после снятия с Голгофы. Но шея напряжена... как у сопротивляющего ся... тяжкой ноше, бремени... Лицо изображено очень точно, можно сказать с любовью: открытый чистый лоб, узнаваемые волны волос, глаза чистые, с грустинкой, устремленные в даль... и крепко сжатые губы несломленного непокорённого человека, уверенного в своей правде, и твердый, не по-есенински, упрямый подбородок. Одухотворенное лицо. Такие лица изображали у пионеров-героев . А подломленные руки-крылья держит земля и то, что творится на родной земле Поэта. Так, ещё раз, покороче: воспаряющее тело с непокорной, нет - непокорённой головой и крылья, заключенные землей в страшные объятья. Я бы оставил памятник в покое.
Цитировать
+2 #1 Материал Александра Боброва на сайте Союза писателей Россиидорошенко елена игор 02.10.2020 06:15
Материал Александра Боброва на сайте Союза писателей России - "УРОДСТВО-К ЮБИЛЕЮ ПОЭТА":
http://rospisatel.ru/bobrov-zametky182.html
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика