Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

25367907
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
593
15604
91183
23146357
314977
655374

Сегодня: Нояб 18, 2017




ПАРШИКОВ В. 85 лет без Сергея Есенина

PostDateIcon 06.12.2011 18:26  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 5337

85 лет без Сергея Есенина

Сергей Есенин стал для Владимира Паршикова своего рода путеводной звездой в творчестве. И это не просто пафосные слова. На счету  воронежского режиссера немало и других работ, но изучение творчества Есенина, его судьбы  и, конечно, гибели стало велением души. А начиналось все с фильма о смерти поэта – «Правда в петле». Это была, по сути, первая серьезная проба сил, а затем уже последовал и первый успех. Связан он был со второй работой Владимира Паршикова, фильмом «Дорогие мои! Хорошие!». Четыре года исследований, работы с документами, съемки и поездки по есенинским местам. Итогом всего этого стал фильм, который оценили не только миллионы зрителей, но и профессионалы. «Дорогие мои! Хорошие!» получили гран-при областного фестиваля «Хрустальный журавль» в Рязани, а вскоре и национальную премию Виктора Розова. В 2006-м работа была представлена на международном кинофоруме «Золотой витязь». Тогда Владимиру казалось, что он поставил точку в есенинской теме. Но в 2010-м снова к ней вернулся. Теперь режиссер готовит премьеру нового фильма — «Сергей Есенин. 1925-2010». О том, как проходили съемки рассказывает сам Владимир Паршиков и оператор-постановщик Александр Рудик.

— Владимир, этот фильм уже третья ваша работа о Сергее Есенине. Что значит для Вас эта тема и почему все время возвращаетесь к ней?
— Изначально, конечно, толчком стала любовь к поэзии — это раз, интерес к личности Есенина — это два. Но это в большей степени относится к двум первым моим работам. А потом уже, когда познакомился с окружением семьи, с самой семьей Сергея Александровича, то стало логичным и создание этого фильма. Почему? Казалось бы, режиссер должен чем-то еще заниматься. Но у меня получается так, что я есениновед в кино. Во всяком случае, у меня складывается такое впечатление. Действительно, три работы по одной тематике — это, наверное, сверх нормы. Тем не менее, эта работа должна была состояться. Так что вот эта цепочка — от фильма «Правда в петле» до «Дорогие мои! Хорошие!» и теперь вот «Сергей Есенин. 1925-2010» — она, действительно, начиналась с интереса к самой теме, а сейчас я чувствую своего рода обязанность, которая на меня возложена. И семьей, и теми сотнями людей, которые ждут ответа на вопросы, связанные с гибелью Есенина. И мне хотелось оставить для истории такой кинодокумент за вот этот период времени с 25-го года 20-го столетия по 10-й год 21-го.
— Тем не менее, какие конкретные причины заставили решиться начать работу над третьим фильмом?
— Знаете, я даже не сам стал его инициатором.  Честно сказать, не планировал возвращаться к Есенину. Просто собирал материал и продолжал это делать даже после выхода фильма «Дорогие мои! Хорошие!». Тогда же, в 2006-м году, у меня сменился оператор. Павел Редькин, который работал над этим фильмом, перешел на другую работу. И я начал снимать уже с Александром Рудиком. С ним мы стали собирать материалы, воспоминания людей, которые так или иначе связаны с Есениным, его творчеством или занимаются изучением этой темы. Многие из них были уже в возрасте, поэтому пока они живы, хотелось записать их воспоминания, свидетельства. Тем более, что в то же время родственники Есенина пытались разобраться в обстоятельствах гибели поэта, которые не ясны до сих пор. И я, по сути как летописец семьи, с камерой, с оператором собирал свидетельства еще живущих людей, которые являлись носителями хоть какой-то информации, касающейся гибели Есенина. Вот так мы записали интервью с Екатериной Ивановной Есениной, двоюродной сестрой Сергея Александровича. Сейчас ее нет в живых уже. И она, действительно, рассказала много интересного.
— Какие еще герои присутствуют в фильме?
— Знаете, их много — подключается к разговору оператор-постановщик фильма Александр Рудик. — Сначала записывали как раз Екатерину Ивановну. Это на самом деле уникальная личность. Она никогда не давала никаких комментариев. Она с трудом согласилась дать нам интервью. Мы ее уговаривали очень долго.  И больше всего поразили ее слова, сказанные при выключенной камере о том, что носить фамилию Есенина — это тяжкое бремя. Из-за нее она претерпела немало невзгод.
— То есть были гонения?
— Она приводила какие-то конкретные примеры, но стоит ли об этом говорить. Человек она была сельский, всю жизнь прожила в деревне, там, где родился и Сергей Александрович — в Константиново. Но, тем не менее, она говорила, трудно жить с этой фамилией. Может, поэтому и уговорить ее на интервью было непросто. Не обошлось без помощи Светланы Петровны Есениной, племянницы поэта, которая, зная, что Екатерина Ивановна владеет информацией о гибели поэта, просила ее поделиться ею с нами. Поэтому свидетельства, которые прозвучат в фильме, могут вызвать если не шок зрителя, то, как минимум, удивление. Почему так долго даже после перестройки молчат люди, как, например, Екатерина Ивановна? Потому что боялась. Люди боятся говорить. Некоторые, может и сейчас, не рискуют поднимать эту тему. Еще один герой фильма — Маргарита Васильевна Алхимова. Она тоже получила свидетельства из уст непосредственного участника событий на Ваганьковском кладбище. Из уст сотрудника ОГПУ, который принимал участие в… Но стоит ли пока раскрывать все, что будет в фильме? 
— Владимир, в  чем еще особенность третьего фильма о Есенине, и что его отличает от двух предыдущих работ, кроме того, что не Вы сами были его инициатором?
— Кстати, об инициативе. Об этом хотелось бы сказать отдельно. Кто первым выступил с предложением снять новый фильм? Инициатором выступил человек, вообще не являющийся гражданином России, профессор польской Высшей школы полиции Гжегож Ойцевич. Он первый сказал: «Володя, по имеющимся данным на сегодняшний момент надо продолжить работу в направлении кино, чтобы все это рассказать людям». Потом его поддержала Светлана Петровна Есенина, потому что действительно на тот момент набирались материалы. А затем подключился к этой инициативе протоиерей Андрей Дударев.
— То есть благодаря этим трем людям, которые, если можно так сказать, убедили вас начать новую работу, и выходит в ближайшее время этот фильм?
— Да, это так. Но я и сам тогда понял, что документов набралось достаточно, и есть, что показать зрителям. Плюс ко всему у тех, кто, так, или иначе, интересуется есенинским творчеством, его биографией, могло сложиться впечатление, что семья Есенина ничего не предпринимает для того, чтобы поставить в этих спорах о его гибели точку. Нет, это не так. Поэтому, одна из целей фильма рассказать людям то, что бездействия нет никакого. На протяжении всех этих лет перестроечных представители семьи Сергея Александровича боролись за свое право законным путем, официальным, утвердить какую-либо из версий. Даже если бы это самоубийство, они бы это приняли, но в том случае, если бы это было подтверждено официально. А пока все те документы, которые хранятся сейчас в Институте мировой литературы и считаются официальными, ни один юрист не назовет их по-настоящему официальными, подтверждающими версию о самоубийстве Есенина. Они и изорваны, и вообще вызывают много сомнений. И уж никак не подтверждают самоубийство.
— В первых двух работах было много уникальных документов, комментариев специалистов. Например, тот же Эдуард Хлысталов. Из рекламного ролика Вашего очередного фильма мы видим, что там говорится о новых фактах и свидетельствах гибели поэта. Действительно, в этом фильме будут какие-то сенсационные вещи?
— Я не буду повторяться в этом фильме. И, по сути дела, в новой работе самого Есенина нет. Только посмертные фотографии. Причем, действительно, я использовал исключительно оригиналы, на которых все можно разглядеть до мельчайших подробностей. В прошлый фильм некоторые материалы не вошли. Честно сказать, побоялся использовать ряд фотографий. Не хотел слишком шокировать зрителей. Сейчас думаю, что в наше время публику сложно чем-то шокировать. Поэтому решил показать все без прикрас. Пусть смотрят, пусть делают выводы. А что касается персонажей. Раньше был Хлысталов, но он выступал как следователь. Да, это было его последнее интервью в фильме, успел я его снять. Но, тем не менее, он не являлся носителем информации. Он просто подошел к вопросу как профессионал, желающий разобраться в этом деле. А уже в новом фильме очень четко будет обозначена линия 1925-го года — работа ведь так и называется «Сергей Есенин. 1925-2010», то есть вот этот период времени рассматривается, когда поэта уже не было в живых. По сути, это хроника смерти. Как со временем менялись версии, как менялось отношение к этим версиям. Кстати, версия убийства существовала с самого начала. Как только приехал Наседкин, муж старшей сестры Сергея Александровича — он забирал гроб из Питера в Москву — он сразу сказал: «Убили Сергея!». А сказал так, потому что на тот момент еще не было решено насчет официальной версии. В первые три дня даже в прессе сообщалось лишь о том, что Есенин умер. А только потом уже начали потихонечку внедрять вот эту версию о самоубийстве. Причем она вбивалась в разум людей через ту же прессу. А это так называемое официальное заключение — лишь слова, дутый пузырь, не подтвержденное ни фактами, ни документами, ни фотоматериалами. Ведь никто не видел Есенина повешенным. Нет ни одной фотографии, ни рисунков в таком виде. Мы только имеем фотографию его изуродованного тела, и все.    
— Владимир, Вы все-таки склоняете зрителя к той или иной версии, или даете ему возможность самому делать выводы?
— Я никакого права не имею навязывать зрителю свое мнение. Даже форма фильма такова, в чем, как я считаю, его оригинальность, что я полностью отказался от авторского текста. То есть фильм состоит только из интервью людей, которые занимаются этим вопросом, которые имеют какую-либо информацию и свой взгляд на систему косвенных доказательств и фактов, указывающих на убийство. Я просто это привожу. Плюс ко всему существует еще и мнение противоположной стороны. То есть сторонников версии самоубийства. Я специально их ввожу в фильм, чтобы он был наиболее объективен. Кроме того, там цитируются письма с отказами Генеральной прокуратуры в ответ на запросы семьи открыть официальное уголовное дело и разобраться, в конце концов, в обстоятельствах гибели Есенина. И на все это в течение 20 лет Генеральная прокуратура отвечает отказами. Отписками элементарными. И в фильме есть цитаты. То есть старался наиболее объективно показать зрителю всю цепочку событий, всю историю, которая разворачивается вокруг этой темы. И зритель должен самостоятельно сделать выводы. Ну, само собой, фильм не исключает интриги. Пусть он документальный, но интрига все равно есть. Но об этом зрители узнают при просмотре фильма.
— Александр, а Вам было интересно работать над фильмом?
— В самом деле, я впервые соприкоснулся с этой темой, хотя с Владимиром уже работали не раз. Чем необычен этот фильм? Он построен исключительно на интервью. Володя так и определил жанр, как фильм-беседа. Это разговор с человеком, который на протяжении последних лет 20-ти занимался всеми вопросами, связанными с есениноведением, с вопросами увековечивания памяти поэта. Это Светлана Петровна Есенина. И само собой, она занималась и вопросами выяснения истинных причин гибели Сергея Александровича. Потому что самоубийство не только не доказано, но это еще и пятно на имени великого поэта. И хотя поначалу, когда начинал работать над фильмом, было немного неясно, как это будет, тем более, что мы записывали только интервью. Было не то чтобы неинтересно, но моя задача была выставить правильно свет, кадр, то есть чисто техническая работа. А потом уже посмотрел на это не только через видоискатель, а как человек, которому тоже небезразличен Есенин. И интерес как раз и появился в ходе всех этих бесед, именно к содержанию интервью. Так, например, еще одним героем фильма стал Николай Николаевич Браун, сын человека, который буквально в первые часы после гибели Есенина был в номере, где якобы повесился Есенин. Ему было предложено быть понятым, подписать милицейский протокол, но они с Борисом Лавреневым отказались. То есть свидетельства своего отца Николай Николаевич сохранил. Вообще еще много удивительных фактов удалось выяснить, и все они в фильм, может, и не поместятся. Это надо отдельно выдавать интервью практически со всеми героями фильма, и это тоже было бы интересно.
— То есть эта работа была интересна не только с профессиональной, но и личной точки зрения?
— Конечно. Уже и к Есенину относишься не просто, как рядовой почитатель таланта, а чувствуешь себя непосредственным участником в изучении всех этих вопросов. Тем более, это относится к общению со Светланой Петровной Есениной. Ее беседа с Владимиром Паршиковым получилась достаточно эмоциональной. До этого мы уже писали какие-то интервью, но она всегда была сдержанной, а здесь Светлана Петровна уже не скрывала своих чувств. За ней было очень интересно наблюдать. Насколько эмоционально, с болью она рассказывает об этой проблеме, особенно о проблеме взаимоотношений с властью, как сегодняшняя Россия относится к этому имени.  
— Владимир, и еще вопрос к Вам, как к режиссеру. Чего все-таки Вы хотели бы добиться этим фильмом?
— Прежде всего, реакции людей на это. Реакция людей была выражена в  переписке опять-таки с Генеральной прокуратурой, о которой мы говорим в фильме, и на которую пачками поступали идентичные ответы всем, написанные буквально под копирку, как говорила Светлана Петровна Есенина. Ну, так тоже ведь нельзя. И сейчас этим фильмом хотелось бы добиться того, чтобы общественность задумалась над тем, как у нас относятся к величайшим именам, к величайшим людям те органы, которые должны контролировать законность в государстве.    
— Как Вы сами считаете, эта работа Вам удалась?
— Ну, это, конечно, оценивать зрителям. Безусловно, с волнением жду премьерного показа. Пока же были лишь предварительные просмотры среди узкого круга знатоков есенинского творчества, отзывы были самые разные. Даже говорили, что в фильме есть, что изучать и в будущем. Не знаю уж, с точки зрения документалистики или истории, но для меня это было очень неожиданным и лестным. Хотелось бы, конечно, чтобы фильм оценили, ведь я пытался не забыть и художественную составляющую. Задача была с помощью всех выразительных средств киноэкрана передать зрителю свою мысль, свои эмоции. А уж как получилось — судить самим зрителям.

Елена Пономарева, журналист ВГТРК «Воронеж»

Комментарии   

+2 #3 Владимир Паршиков 12.01.2012 03:53
Уважаемые посетители сайта esenin.ru!
В ближайшее время д/ф «Сергей Есенин. 1925-2010.» будет представлен для широкого зрителя на этом сайте. Единственное, о чем хочу вас, как автор, попросить — немного терпения. Дело в том, что сейчас ведется огромная работа по организации творческих встреч и премьерных показов нашего фильма в Рязани и Санкт-Петербург е. Эти мероприятия необходимы для личного общения зрителей с участниками фильма и представителями съемочной группы. Ожидаемые сроки мероприятий — конец января - начало февраля. Ждем всех желающих на премьерных показах. Официальные данные о времени и месте их проведения появятся на главной странице этого сайта. Следите за информацией.
Благодарен всем за проявленный интерес к нашей работе!
Кинорежиссер Владимир Паршиков.
Цитировать
+1 #2 Елена - Алёна 02.01.2012 23:03
Подскажите, пожалуйста, где можно фильм посмотреть или скачать.Спасибо .
Цитировать
+5 #1 Юлия M. 07.12.2011 15:05
Скорее бы фильм увидеть!!!
Большое спасибо за интервью!!!
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика