Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58548228
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
1237
16647
17884
56248947
602050
1020655

Сегодня: Март 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

СУХОВ А.В. «Гитара милая, звени, звени…»

PostDateIcon 04.11.2019 17:14  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2602

СУХОВ А.В., г. Пенза

«ГИТАРА МИЛАЯ, ЗВЕНИ, ЗВЕНИ…»
Образ гитары в творчестве Сергея Есенина

На протяжении своего творческого пути Сергей Есенин обращался к образам тех музыкальных инструментов, игра которых звучала в унисон с чувствами и переживаниями его лирического героя. Постепенно эти образы у Есенина претерпевали эволюцию, которая зависела от жизненных и творческих исканий поэта. Как справедливо отмечала исследователь А.В. Давыдова: «Символическая или метафорическая художественная природа музыкальных образов помогает приблизиться к решению подчас непростого вопроса о сущности художественного метода каждого поэта»1. Убедиться в этом можно на примере образа гитары, который у Есенина впервые появляется в «кабацкий период» его творчества. Гитара оказалась тесно связанной с новым, городским этапом жизни есенинского лирического героя, которая своим сюжетом чем-то напоминала истории из «жестокого» городского романса. В есенинском стихотворении «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» [1922] из цикла «Москва кабацкая» [1923] рождается образ «проклятой гитары», под аккомпанемент которой разворачивается сюжет драматичных взаимоотношений лирического героя и его любимой. Пафос поэзии Есенина в эти годы меняется, приобретая трагический характер. Это соотносится с надрывным звучанием гитары в руках последнего и единственного друга. При первой публикации Есенин посвятил это стихотворение поэту-имажинисту Александру Кусикову, который был автором текстов известных романсов «Обидно, досадно» (1916) и «Слышен звон бубенцов издалёка» (1916) и с гитарой сопровождал Есенина в Берлине:

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг2.

Поэт выбирает эпитет «проклятой», характеризуя гитару, как женщину. Так в порыве ревности он может сказать о своей любимой. Особенно важны, на наш взгляд, строки, в которых отражён своеобразный «звуковой» параллелизм взаимоотношений лирического героя и его возлюбленной со звучанием гитары:

Ах, постой, я её не ругаю.
Ах, постой, я её не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну [1, 174].

Звучание басовой струны у Есенина здесь явно ассоциируется с мотивом жестокого городского романса. В её щемящем душу звоне — стоне мы слышим отзвук страдающей души поэта, который не может смириться с кабацкой жизнью. Вполне закономерно то, что поэт обращается к образу гитары — инструменту очень выразительному по звучанию и соответствующему сложной диалектике чувств лирического героя, в душе которого любовь сменяется ненавистью, а ненависть — любовью. Есенин понимал, что подобная исповедь лирического героя возможна лишь под надрывный аккомпанемент гитары. Для него больно осознавать, что духовная сущность любви заменяется плотской страстью. Сам жест игры гитариста приобретает трагический характер:

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их…
Не умру я, мой друг, никогда [1, 174].

Образ звучащей гитары у Есенина ассоциируется с тяжёлыми переживаниями лирического героя. Устойчивость его музыкальных метафор говорит о том, что поэт вкладывал в музыкальные образы глубокий философский смысл: игра на гитаре уподобляется жизни, а «басовая струна» предвещает о скорой смерти…

В определенном литературном контексте образы музыкальных инструментов в творчестве Есенина обретают часто неожиданный смысл и новое звучание. В связи с этим особый интерес приобретает метафорическая игра, связанная с их образами. Обыгрывание переносного значения музыкальных инструментов мы встречаем в «Стране Негодяев» (1922–1923) Есенина, в которой один из персонажей по фамилии Замарашкин, тряся винтовкой, говорит, обращаясь к Номаху: «вот на этой гитаре, /Я сыграю тебе разлуку» [3, 65]. В ответной реплике Номах подхватывает этот музыкальный образ и с иронией развивает его: «Слушай, защитник коммуны, /Ты, пожалуй, этой гитарой/ Оторвешь себе руку./ Спрячь-ка ее, бесструнную, /Чтоб не охрипла на холоде...» [3, 65].

Как видим, у Есенина образ гитары претерпел эволюцию и приобретает метафорический смысл, так оружие уподобляется музыкальному инструменту. Эта метафора, характерная для есенинского имажинизма, ярко отразила эпоху гражданской войны. В финале «Страны Негодяев» образ гитары обретает ностальгический характер. Бывший дворянин Щербатов вспоминает дореволюционное время и «старую Русь», обращаясь к хозяйке кабака: «Авдотья Петровна! /Вы бы нам на гитаре/ Вальс/ "Невозвратное время"» [3, 89]. Мелодия вальса, исполняемого под аккомпанемент гитары, здесь является символом навсегда ушедшей в прошлое эпохи дворянской Руси. Неслучайно Щербатов предлагает выпить за «прекрасную прошедшую Русь» [3, 90]. Этот мотив получил своё развитие в есенинской «маленькой поэме» «Русь уходящая» (1924), лирический герой которой осознает, что он «для времени навозом обречен». Поэтому ему «кабацкий звон гитары» помогает забыться и «навевает сладкий сон» [1, 103].

Отметим, что образ гитары в «Руси уходящей» [1924] приобретает новый характер. Если в «Москве кабацкой» гитара была «проклятой», то теперь она становится «милой», её игра помогает лирическому герою забыться, утолить свою тоску. Замена эпитета «проклятой» на эпитет «милая» отражает особенности эволюции образа гитары в творчестве Есенина. Обращение к гитаре, как к дорогому другу, говорит об особой любви поэта к этому музыкальному инструменту:

Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни,
Не знавшие ни ласки, ни покоя [2, 103].

Можно предположить, что Есенин имел ввиду здесь семиструнную гитару, которую назвали русской или цыганской. Она была инструментом прежде всего аккомпанирующим, на ее развитие влияла русская городская песня. Образ гитары у Есенина имеет много общего с образом этого же музыкального инструмента у Аполлона Григорьева. Вспомним самые известные строки из «Цыганской венгерки» (1857) Григорьева:

О, говори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная3.

В русской литературе звучание гитары традиционно ассоциируется с цыганской романтикой и вольной жизнью. За отчаянным весельем часто скрывается тоска, связанная с внутренним разочарованием лирического героя, который хочет уйти от ненавистного ему мира, забыться в кабацком разгуле. Человек, опутанный цепями «кабацкой среды», у Григорьева и Есенина в соответствии с традициями романтического двоемирия одновременно живёт в разных сферах бытия. Именно поэтому для него игра цыганской гитары на какое-то время создавала иллюзию яркой жизни с необычными страстями. В этом проявляется глубинная специфика «цыганщины» в русской литературе послепушкинского времени, нашедшая отражение и в есенинском творчестве.

Традиционное для романтизма разделение жизни человека на два мира передано у Есенина через музыкальный образ звучащей гитары, под мелодию которой лирический герой переходит из одного мира в другой. Трагедия его заключается в том, что подобное отрешение от реальной действительности имеет временный характер. Кабацкий мир, в который он погружается, оказывает на него губительное воздействие, а разгул хулигана оставляет в душе лишь опустошение.

 Из приведённых примеров мы можем сделать вывод о том, что гитара была одним из ключевых музыкальных образов в поэзии Есенина. Это было обусловлено широким распространением данного инструмента в городской среде, к которой приобщается лирический герой Есенина. Музыкальный образ есенинской гитары, который создавался с опорой на литературные традиции, помогал поэту достоверно передавать психологическое состояние лирического героя и отражал особенности его эстетико-философских и мировоззренческих установок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Давыдова А.В. Музыкальные образы в русской лирике начала ХХ века. Дисс. канд. филол. наук. 2006. С. 25.
2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. [9-ти кн.] М.: Голос. 1995–2002. Т. 1. С. 173. Далее приводятся ссылки на это издание с указанием тома и страниц в скобках.
3. Григорьев А.А. Стихотворения и поэмы. М.: Советская Россия, 1978. С. 153.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика