Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58837444
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
30514
39415
160411
56530344
891266
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ЭРЛИХ Вольф. Право на песнь

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 
Просмотров: 22598


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

— Госиздат купил. У меня и у Маяковского. Приятно будет перелистывать, а? Как ты думаешь? По-моему — приятно! Вот только переделать кое-что надо. Я тут кое-где замены сделал, да не знаю, хорошо ли. Помнишь, у меня было:

Славься тот, кто наденет перстень
Обручальный овце на хвост.

— Я думаю переделать. Что ты скажешь?
— По-моему, не стоит. Слово не воробей.
— Так-то так, да овца-то мне теперь не к лицу! Старею я, вот в чем дело! Я и «Сорокоуст» подчистил.

«БРЕТТЁР»

Пречистенский бульвар. Пустая пивная. Утро. К нам подходит невысокий мужчина в полосатом тельнике, с полотенцем через плечо. Он идет купаться. Он зашел сюда освежиться бутылочкой пива. Он догадался, что мы писатели, и решил познакомиться. Его фамилия — ***.
— Очень приятно.
— Вам моя фамилия ничего не говорит?
— Да… как будто — ничего… Он надменно разводит руки.
— Не ожидал, граждане писатели, не ожидал!
Он садится лицом к нам и рассказывает.
Его фамилию знают все. В таком-то году в такой-то воинской части была дуэль. Все газеты писали. Оба дуэлянта — кавалеры ордена Красного Знамени. Один был убит. Второй жив и до сих пор. Это он самый и есть.
Как павлин распускает хвост, так этот человек рассказывает нам подробности своей «дуэли».
Полупьяные, они лупили друг друга из наганов, не обращая внимания на лежащую в обмороке женщину. Он уцелел. Его исключили из партии. Это — пустяки. Обидно, правда, что судили за убийство, а не за дуэль, ну да что там!..
Когда он уходит, лицо Есенина вдруг искажается бешенством. Он подымается со стула и кричит ему вслед:
— Убийца!
— Бреттёр, гражданин писатель!

КОТЕНОК

В той же пивной.
Уборщица дарит нам крохотного котенка.
Есенин с нежностью берет его на руки.
— Куда же мы его понесем? Знаешь что? Подарим его Анне Абрамовне! А?
— Подарим.
— Едем в Госиздат!
Прежде всего нас высаживают из трамвая. Садимся на второй. Высаживают из второго.
— Нельзя, граждане, с животными!
— Да какое же это животное? Капля!
— Раз мяучит, значит, не капля! Нельзя.
Соображаем довольно долго.
— Нашел.
Мы покупаем газету, делаем из нее фунтик, в фунтик кладем котенка и лезем в вагон.
Все в порядке.
Мы спокойно доезжаем до Страстной.
На Страстной котенок начинает кричать, и мы — снова на улице.
Делать нечего, идем пешком.
На Тверской мы заходим в галантерейный магазин и навязываем на шею котенка розовый бант.
Через четверть часа мы в Госиздате.
Обряд дарения проходит спокойно и величаво.

КОНСКИЙ ТОРГ

Раннее утро. Базар в Замоскворечье. Лошади стоят в ряд, привязанные к столбам, и понуро жуют губами. Бродят кузнецы. Снуют собаки. Изредка зазвенит слепень. До чего это все не похоже на город!
Есенин с видом знатока осматривает каждую лошадь. Мнет уши, треплет хвосты. Он изнемогает от наплыва нежности самой сентиментальной. С трудом заставив себя уйти, он еще несколько раз оборачивается и радостно стонет:
— До чего хорошо! Боже мой! До чего хорошо! Уходить не надо!
По дороге заходим в трактир чай пить.
Возле нас сидит невероятно грязный, оборванный субъект и считает деньги. На столике перед ним гора меди. Сосредоточенно и хмуро пересчитывает он сотни копеек, семишников, пятаков. Есенин, удивленно раскрыв глаза:
— Слушай! Да тут на самый скромный подсчет и то рублей тридцать набежит. Недурен гонорар! Уж не пойти ли и нам стрелять? А? Да ты посмотри — до чего жаден! Даже руки дрожат.
У субъекта действительно дрожат руки.

БЮСТ

Коненков в Америке.
В его мастерской работают ученики.
Мастерская — высоченный пустой сарай. В потолок упирается статуя Ленина — последняя работа. Делают ее по модели Коненкова его помощники.
Дворник и друг Коненкова — Василий Григорьевич — показывает нам оставшиеся работы, рассказывает о самом Коненкове и наконец вручает нам глиняный бюст Есенина — то, зачем мы пришли.
Когда мы выходим на улицу, Есенин задумчиво оглядывает ворота:
— Гениальная личность!
И тяжело вздыхая:
— Ну вот… Еще с одной жизнью простился. А Москва еще розовая… Пошли!

ВАГАНЬКОВО

Мы медленно идем по Пресне.
— Ты знаешь… Я — свинья! С самого погребения Ширяевца я ни разу не был на его могиле! Это был замечательный человек! Прекрасный человек! И, как все мы, очень несчастный. Вот погоди, придем на кладбище, я расскажу тебе про него одну историю. Сядем на могилу и расскажу.
У ворот мы покупаем два венка из хвои.
— Вот так. Положим венки, сядем, помолчим, а потом я тебе и расскажу. Ну, пойдем искать!
Мы дважды обходим все кладбище. Могилы нет.
Он останавливается и вытирает пот.
— Вот история! Понимаешь? Сам хоронил! Сам место выбирал… А найти не могу… Давай отдохнем, а потом — снова…
Присаживаемся отдохнуть.
Вдруг он подымается и, к чему-то прислушиваясь, идет в кусты. Я — за ним.
— Слушай…
Неподалеку от нас, в ограде, стоит священник, в облачении, и служит.
Прислушиваемся.
— Государя императора Николая Александровича… Государыни императрицы Александры Фео-о-доровны… Его императорского высочества…
На Есенине нет лица.
— Вот… вот это здорово! Здесь, в советской Москве, в тысяча девятьсот двадцать пятом году! Господи боже мой! Что ж это такое?
Мы ждем. Когда кончается служба и священник, загасив кадило, выходит за ограду, мы подходим к нему. Есенин вежливо, снимая шляпу:
— Будьте любезны! Вы не можете нам сказать, чья эта могила?
— Амфитеатрова.
В один голос:
— Писателя?
— Нет. Протоиерея Амфитеатрова, отца писателя.
Он поворачивается к нам спиной и медленно уходит. Солнце начинает жарить всерьез.
Мы возвращаемся к нашей первоначальной цели. Ищем порознь, долго и трудно. Наконец я слышу голос Есенина:
— Нашел! Иди сюда!
Он отбирает у меня венок и вместе со своим кладет на могилу. Мы садимся рядом.
Помолчав, он начинает рассказ. Он рассказывает медленно и любовно, прислушиваясь к каждому своему слову и заполняя паузы жестами. Он говорит о девушке, неумной и нехорошей, о человеческой судьбе и о бедном сердце поэта. Когда он кончает рассказ, мы оба встаем и подходим к кресту. И здесь я вижу, что он вдруг смертельно бледнеет.
— Милый! Что с тобой?
Он молча показывает на крест.
«Здесь покоится режиссер…»
Мы сидели на чужой могиле.
— Нет! Ты понимаешь в чем дело? Они продали его могилу! У него нет могилы! У него украли могилу! Сволочи! Сукины дети! Опекуны! Доглядеть не могли? Ну, погоди! Я им покажу! Помяни мое слово!
Он летит в Дом Герцена «показывать».

МАРМЕЛАД

Господи, какой дурак! Ну и дурак! Жениться захотел! А? Ты на меня, дурья голова, не смотри! Мне лет-то сколько! Жизнь-то моя какая! А тебе что? Ты мой совет запомни: холостая жизнь для поэта все равно что мармелад! И стихи идут, и все идет! Женишься — света божьего не взвидишь! Вот что!

ЯЗЫК

Он второй день бродит из угла в угол и повторяет стихи:

Учитель мой — твой чудотворный гений,
И поприще — волшебный твой язык.
И пред твоими слабыми сынами
Еще порой гордиться я могу,
Что сей язык, завещанный веками,
Любовней и ревнивей берегу…

— А? Каково? Пред твоими слабыми сынами! Ведь это он про нас! Ей-богу, про нас! И про меня! Не пиши на диалекте, сукин сын! Пиши правильно! Если бы ты знал, до чего мне надоело быть крестьянским поэтом! Зачем? Я просто — поэт, и дело с концом! Верно?

ЛАСТОЧКА

Вечер.
Мы стоим на Москве-реке возле храма Христа-спасителя.
Ласточка с писком метнулась мимо нас и задела его крылом за щеку.
Он вытер ладонью щеку и улыбнулся.
— Смотри, кацо: смерть — поверье такое есть, — а какая нежная!

Комментарии  

0 #3 Право на песньНаталия 28.01.2024 18:08
Эрлих все время внимательно набдюдал за Есениным. И поэтому, есть правда в рассказах. Это чувствуется в четком описании Эрлихом поведения Есенина, мимики, движений. Но в рассказы вкючены фразы не Есенинские, рассыпана ложь. Например, про Троцкого, что Есенин позволил бы себя выпороть. Это психологически неверно, не о Есенине. И про тему смерти в разговорах - перебор. И о женитьбе на Софье Толстой - унижающие невесту и жену высказывания от имени Есенина. Эрлих ненавидел Есенина. И скрывал это. И спасибо сайту, что есть возмтжность это понять.
Цитировать
+1 #2 RE: ЭРЛИХ Вольф. Право на песньНаталья Игишева 01.06.2017 16:37
Никаких показаний никакого портье в деле нет. В показаниях же самого Эрлиха нет ни намека на переданный листок, что в высшей степени странно: память у Эрлиха была, как известно, исключительно хорошая. Еще более подозрительно (и показательно), что ни слова об этом стихотворении нет и в показаниях Устиновой: не может же, в самом деле, быть так, чтобы у двух вполне адекватных людей разом приключилась ретроградная амнезия! Вместе, как известно, только гриппом болеют, а с ума сходят по одному. Интересно также отметить, что здесь Эрлих, в отличие от более ранних «Четырех дней», уже не говорит, что якобы забыл о стихотворении и прочел его вместе с Устиновым лишь на другой день, – видимо, понял (или подсказал кто), что это уж совсем чушь: человек, у которого друг жизнь самоубийством покончил, многократно прокручивал бы в памяти события последних дней, ища ключ к случившемуся («как вышло, что я его не уберег?»), и обязательно вспомнил бы о переданном листке.
Цитировать
+4 #1 RE: ЭРЛИХ Вольф. Право на песньНаталья Игишева 10.04.2016 09:06
Эрлих с Берзинь что, сговорились эту глупость повторять? Какая зима 23-го? Есенин тогда вообще за границей был! А травму получил 13 февраля 1924 г. (это документально установил Хлысталов; информацию беру из его книги «Тайна гостиницы «Англетер»»). А еще непонятно, как Вольф Иосифович ухитрился не заметить в своем сочинении очевидного противоречия. Во-первых, если человек беспокоится о том, что будет у него со здоровьем через 5–6 лет, то это вполне наглядно говорит о том, что умирать он в обозримом будущем не собирается, а во-вторых, если рука у Есенина в самом деле плохо действовала, то, мягко говоря, малоправдоподоб но, что он мог повеситься чисто физически, а именно: достаточно крепко привязать веревку к трубе, тем более – до предела подняв руки над головой (в каковом положении и здоровыми-то руками проделывать какие-то манипуляции весьма непросто; это если считать, что веревка все-таки была привязана на доступной для поэта высоте).
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика