Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58819494
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
12564
39415
142461
56530344
873316
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ЭРЛИХ Вольф. Право на песнь

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 
Просмотров: 22595


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОИНСТВУЮЩЕГО ОРДЕНА ИМАЖИНИСТОВ

Актера В. за хамство и провокационные действия утопить в канале Грибоедова (б. Екатерининский). По настоянию члена московской группы и пострадавшего — Сергея Есенина — приговор считать условным.

ШЕРШЕНЕВИЧ

— Вадим умный! Очень умный! И талантливый! Понимаешь? С ним всегда интересно! Я даже думаю так: все дело в том, что ему не повезло. Мне повезло, а ему нет. Понимаешь? Себя не нашел! Ну, а раз не нашел... Я его очень люблю, Вадима!

КЛЮЕВСКИЙ ПЕРСТЕНЬ

Приходит утром ко мне, на Бассейную.
— А знаешь, мне Клюев перстень подарил! Хороший перстень! Очень старинный! Царя Алексея Михайловича!
— А ну покажи!
Он кладет руки на стол. Крупный медный перстень надет на большой палец правой руки.
— Так-с! Как у Александра Сергеевича?
Есенин тихо краснеет и мычит:
— Ыгы! Только знаешь что? Никому не говори! Они — дурачье! Сами не заметят! А мне приятно.
— Ну и дитё же ты, Сергей! А ведь ты старше меня. И намного.
— Милый! Да я, может быть, только этим и жив!..
Знаешь, я ведь теперь автобиографий не пишу. И на анкеты не отвечаю. Пусть лучше легенды ходят! Верно?

МИЛИЦИЯ

Небольшая компания бредет вдоль Невы. Беседа самая беспорядочная. Говорит Есенин:
— До чего все-таки у нас армия маленькая! Ведь огромнейшая страна, конца-краю не видно!
— Эх ты! Дядя! Милиционную систему ввели! Или не слыхал?
— Вот оно что! То-то я смотрю — милиционеров на улице больше стало.
Проходит неделя.
Уже вдвоем, идем мимо Летнего сада. У ворот стоит милиционер. Есенин, видя, что меня разбирает смех:
— Чего ржешь? Кобылу завидел?
— Нет! Над тобой смеюсь.
— А ты не смейся! В чем дело-то?
— Вспомнил, как ты насчет милиции ляпнул.
Он вдруг хватает меня за плечи так, что сам становится лицом к закату, и я вижу его пожелтевшие, полные непонятного страха глаза. Он тяжело дышит и хрипит:
— Слушай! Только никому ни слова! Я тебе правду скажу! Я боюсь милиции! Понимаешь? Боюсь!

ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ

— Было это, мой друг, в Париже, в ресторане русском. С чего началось — неизвестно. На этот счет, впрочем, разные варианты имеются, но который из них верней, ей-богу, не помню! Факт тот, что я вскочил на стол и начал петь «Интернационал». Вот и все.
— Хорошо. Ну, а как насчет того, что ты будто бы сказал официанту из офицеров, что, мол, вот ты, сукин сын, дворянин, а мне, мужику, служишь и на чай ждешь?
— Вот как? Не думаю, чтобы я говорил это. Во всяком случае, домой я пришел довольно быстро и без одной туфли.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

— Это что! Худо, брат, было то, что через час я уже со всем барахлом в Бельгию ехал! А Изадора в это время в Берлине была. Вот это да!
— В Бельгию?
— Очень просто! В Бельгию! Довезли до границы и скинули!
— Как же ты вылез оттуда?
— Тоже довольно просто. Сел и стал думать. Час думал, другой, ну и придумал. Пошел к начальнику станции, взял его за руку и говорю: «Изадора Дункан! — Потом ткнул себя пальцем в грудь и говорю: — Муа мари! — Потом показал рукой на телеграф и опять говорю: — Изадора Дункан Берлин! — А потом опять на себя: — Мари! Есенин! — Ну, а потом ткнул пальцем в пол и говорю: — Здесь!»
— И понял?
— В момент понял! И телеграмму дал, и к себе отвел, и кофеем напоил! Ну а потом и Дункан приехала. На аэроплане.
Он некоторое время сидит молча, а затем весело хохочет.
— Что ты?
— Да так! Уж очень все это здорово было!

В ПАРИЖ

Весна, слякоть.
С самого утра в бегах. Есенин и Сахаров собираются «скорым» в Москву.
Часам к четырем мы попадаем в ресторан на Михайловской. Налицо не менее полутора десятков представителей русской литературы. Понемногу хмелеют. Есенин кричит, поматывая головой:
— Что ты мне говоришь — Пильняк! Я — более знаменитый писатель, чем Пильняк! К черту Москву! В Париж едем!
Все соглашаются. Действительно, в Париж — лучше.
— Ну вот! А теперь я буду стихи читать!
Он читает долго и хорошо.
Наконец его прерывает Сахаров:
— Кончай, Сергей! На вокзал надо!
— К черту вокзал! Не хочу вокзал! Париж хочу!
Его долго уговаривают и объясняют, что в Париж тоже по железной дороге надо ехать.
Наконец он соглашается.
— Ну хорошо! Едем! Но только в Париж! Смотри, Сашка!
К самому отходу поезда поспеваем на вокзал.
Сахаров и Есенин на ходу вскакивают в вагон и отбывают.

ОТ АВТОРА

По совести, я должен поговорить сейчас с тем, о ком я пишу. Вернее, я должен попросить у него прощения.
Но не за то, что я, числясь его другом, как у нас любят говорить, — не сумел уберечь его. Оберегать поэта так же легко, а главное так же умно, как оберегать солдата или пожарного.
И даже не за то, что до сего времени я ничего не сделал, чтобы память о нем была достойнее его и чище, нежели ныне. Он оставил после себя стихов все-таки больше, чем друзей, и в этом его благо.
Нет, я хочу попросить у него прощения за то, что я, следуя примеру старейших, но не честнейших, пишу о нем сейчас такую книгу.
Я хочу, чтобы он простил мне то, что я продолжаю подавать руки при встречах по крайней мере двоим из его друзей-поэтов. Это значит, что во мне недостаточно чувство его и своей чести.
И наконец пусть он простит мне наибольшую мою вину перед ним, ту, которую он не знал, а я — знаю.
В заключение я хотел бы, чтобы он позволил мне посвятить эту книгу памяти женщины, бывшей его наилучшим, если не единственным другом, памяти Галины Артуровны Бениславской. Я думаю, что книга от этого станет лучше.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Вернулся Есенин. Он помутнел и как-то повзрослел.
— Милый! Да ты никак вырос за три недели!
— Похоже на то. В деревне был... С Сашкой...
— Пил?
— Нет. Немного. Стихи хочешь слушать? «Возвращение на родину». Посвящается Сашке.
После чтения:
— Слушай! А ведь я все-таки от «Москвы кабацкой» ушел! А? Как ты думаешь? Ушел? По-моему, тоже! Здорово трудно было!
И помолчав немного:
— Это что! Вот я поэму буду писать. Замеча-а-тельную поэму! Лучше «Пугачева»!
— Ого! А о чем?
— Как тебе сказать? «Песнь о великом походе» будет называться. Немного былины, немного песни, но главное не то! Гвоздь в том, что я из Петра большевика сделаю! Не веришь? Ей-богу, сделаю!

КУРИЛЬЩИК

Есенин целые дни возится с сахаровскими ребятами. Особенно с младшим. Альке — три года. Он тих и кроток, но не без яда. Он прекрасно поет «стежки-дорожки» и еще какую-то песню, из которой понятно только одно:

Вдлух плиходит галипе
И ведет ее в капе.

Ни эр, ни эф он не выговаривает. Последнее время начали замечать, что он тащит у взрослых папиросы и в уголках курит. Вернее — пытается курить.
Сегодня — его бенефис.
Во-первых, он грузиком, привешенным к шнуру портьеры, умудрился разбить старшему — Глебу голову. Во-вторых, он — исчез.
— Как исчез?
— Очень просто. Исчез.
Принимаемся искать. Обследуем комнату за комнатой. Нет.
И вдруг голос Есенина:
— Нашел!
— Где?
— В столовой!
Вхожу в столовую. Есенин, пальцем показывая на диван:
— Видал извержение?

СМЕРТЬ ШИРЯЕВЦА

— Да! Забыл сказать! Ширяевец-то ведь помер... Вот беда... Вместе сидели, разговаривали... Пришел домой и помер...
Он стучит кулаком по столу.
— Понимаешь? Хоронить надо, а оркестра нет! Я пришел в Наркомпрос: «Даешь оркестр», — говорю! А они мне: «Нет у нас оркестра!» — «Даешь оркестр, не то с попами хоронить буду!»
— Ну и что? Дали?
Он успокоенно кивает головой:
— Дали.
Через полчаса он читает стихи:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать...

Комментарии  

0 #3 Право на песньНаталия 28.01.2024 18:08
Эрлих все время внимательно набдюдал за Есениным. И поэтому, есть правда в рассказах. Это чувствуется в четком описании Эрлихом поведения Есенина, мимики, движений. Но в рассказы вкючены фразы не Есенинские, рассыпана ложь. Например, про Троцкого, что Есенин позволил бы себя выпороть. Это психологически неверно, не о Есенине. И про тему смерти в разговорах - перебор. И о женитьбе на Софье Толстой - унижающие невесту и жену высказывания от имени Есенина. Эрлих ненавидел Есенина. И скрывал это. И спасибо сайту, что есть возмтжность это понять.
Цитировать
+1 #2 RE: ЭРЛИХ Вольф. Право на песньНаталья Игишева 01.06.2017 16:37
Никаких показаний никакого портье в деле нет. В показаниях же самого Эрлиха нет ни намека на переданный листок, что в высшей степени странно: память у Эрлиха была, как известно, исключительно хорошая. Еще более подозрительно (и показательно), что ни слова об этом стихотворении нет и в показаниях Устиновой: не может же, в самом деле, быть так, чтобы у двух вполне адекватных людей разом приключилась ретроградная амнезия! Вместе, как известно, только гриппом болеют, а с ума сходят по одному. Интересно также отметить, что здесь Эрлих, в отличие от более ранних «Четырех дней», уже не говорит, что якобы забыл о стихотворении и прочел его вместе с Устиновым лишь на другой день, – видимо, понял (или подсказал кто), что это уж совсем чушь: человек, у которого друг жизнь самоубийством покончил, многократно прокручивал бы в памяти события последних дней, ища ключ к случившемуся («как вышло, что я его не уберег?»), и обязательно вспомнил бы о переданном листке.
Цитировать
+4 #1 RE: ЭРЛИХ Вольф. Право на песньНаталья Игишева 10.04.2016 09:06
Эрлих с Берзинь что, сговорились эту глупость повторять? Какая зима 23-го? Есенин тогда вообще за границей был! А травму получил 13 февраля 1924 г. (это документально установил Хлысталов; информацию беру из его книги «Тайна гостиницы «Англетер»»). А еще непонятно, как Вольф Иосифович ухитрился не заметить в своем сочинении очевидного противоречия. Во-первых, если человек беспокоится о том, что будет у него со здоровьем через 5–6 лет, то это вполне наглядно говорит о том, что умирать он в обозримом будущем не собирается, а во-вторых, если рука у Есенина в самом деле плохо действовала, то, мягко говоря, малоправдоподоб но, что он мог повеситься чисто физически, а именно: достаточно крепко привязать веревку к трубе, тем более – до предела подняв руки над головой (в каковом положении и здоровыми-то руками проделывать какие-то манипуляции весьма непросто; это если считать, что веревка все-таки была привязана на доступной для поэта высоте).
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика