Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
ПОВИЦКИЙ Л. О Сергее Есенине
18.12.2010 16:28
Страница 8 из 10
ЕЩЕ О МЕМУАРАХ
Редакция «Нового Мира» в номере 5-ом и 12-ом за 1964 г. отметила главный недостаток некоторых произведений мемуарно-документального жанра, а именно — отсутствие исторической достоверности сообщаемых авторами фактов.
Речь шла о мемуарах, посвященных Маяковскому. Не лучше обстоит дело и с некоторыми воспоминаниями о Есенине.
Особенно поражает в этом отношении книжка Н. Вержбицкого «Встречи с Есениным».
В письме Г. А. Бениславской от 20.12.14 г. Есенин писал: «по пьяному делу из Тифлиса со мной приехали в Батум Вежбицкий и Костя Соколов…»
«Пьяное дело», к счастью, ненадолго задержало Вержбицкого в Батуме: ему, как работнику «Зари Востока», пришлось скоро вернуться в Тифлис. Однако, это не помешало ему рассказать про пребывание Есенина в Батуме диковинные вещи. На 109-ой странице книжки Вержбицкий красочно описывает литературный вечер, на котором с чтением своих стихов выступил Сергей Есенин. На этом вечере Есенину не повезло: комнатная собачка на виду у публики приблизилась к Есенину и испортила ему костюм. Есенину пришлось уйти со сцены, переодеться и, под смех публики, закончить свое выступление.
Читатель мемуаров, конечно, тоже посмеется, читая про этот веселый казус, и ему и в голову не придет мысль, что весь этот эпизод от начала до конца выдуман Вержбицким, ибо… ибо никакого публичного выступления Есенина за все время его пребывания в Батуме не было.
Есенин в Батуме жил со мной на моей квартире (ул. Энгельса, 9) и, конечно, публичное выступление его на литературном вечере не могло бы пройти незамеченным для меня.
Это подтверждает и героиня «Персидских мотивов» Шаганэ Нерсесовна Тальян. В беседе с литератором В. Белоусовым в августе 1959 г. Шаганэ и ее сестра Екатерина в один голос заявили, что такого выступления поэта в Батуме не было — вряд ли мы могли бы пропустить такой нашумевший вечер или не услышать о нем, если бы он состоялся, заявили сестры (журнал «Дон», № 11 за 1964 г., стр. 187).
Весь эпизод, от начала до конца, выдуман Вержбицким в погоне за эффектным повествованием о Есенине.
В той же книжке автор мемуаров с подкупающими «подробностями» рассказывает о совместном пребывании Есенина и Маяковского в Тифлисе, о посещении ими знаменитых тифлисских бань, о дружественном обмене колкостями двух поэтов и пр. и пр.
Работники издательства «Заря Востока», печатая этот материал, вынуждены были, однако, снять с себя ответственность за достоверность описанных фактов. В примечании к тексту на стр. 11 мы читаем:
«Редакция считает нужным сделать оговорку, что ни в каких других известных ей воспоминаниях современников и литературных материалах, относящихся к данному периоду, описываемая автором этой книги встреча Есенина с Маяковским не упоминается.
На следующей за 80-ой странице книжки Вержбицкий помещает фотографический снимок Есенина и его друзей на берегу моря. На этом снимке врач Мих. Степ. Тарасенко назван Н. А. Руденко. Целый ряд других ошибок в тексте свидетельствует о весьма небрежном отношении автора к своим мемуарным записям.
Когда-то Федор Сологуб, начиная свою повесть «Навьи Чары», счел необходимым предупредить читателя:
«Беру кусок жизни, серой и грязной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я поэт»…
Вержбицкий не поэт, — тем более он обязан был предупредить читателя, что собирается в своей книге воспоминаний «творить сладостные легенды»…
Редакция «Нового Мира» в номере 5-ом и 12-ом за 1964 г. отметила главный недостаток некоторых произведений мемуарно-документального жанра, а именно — отсутствие исторической достоверности сообщаемых авторами фактов.
Речь шла о мемуарах, посвященных Маяковскому. Не лучше обстоит дело и с некоторыми воспоминаниями о Есенине.
Особенно поражает в этом отношении книжка Н. Вержбицкого «Встречи с Есениным».
В письме Г. А. Бениславской от 20.12.14 г. Есенин писал: «по пьяному делу из Тифлиса со мной приехали в Батум Вежбицкий и Костя Соколов…»
«Пьяное дело», к счастью, ненадолго задержало Вержбицкого в Батуме: ему, как работнику «Зари Востока», пришлось скоро вернуться в Тифлис. Однако, это не помешало ему рассказать про пребывание Есенина в Батуме диковинные вещи. На 109-ой странице книжки Вержбицкий красочно описывает литературный вечер, на котором с чтением своих стихов выступил Сергей Есенин. На этом вечере Есенину не повезло: комнатная собачка на виду у публики приблизилась к Есенину и испортила ему костюм. Есенину пришлось уйти со сцены, переодеться и, под смех публики, закончить свое выступление.
Читатель мемуаров, конечно, тоже посмеется, читая про этот веселый казус, и ему и в голову не придет мысль, что весь этот эпизод от начала до конца выдуман Вержбицким, ибо… ибо никакого публичного выступления Есенина за все время его пребывания в Батуме не было.
Есенин в Батуме жил со мной на моей квартире (ул. Энгельса, 9) и, конечно, публичное выступление его на литературном вечере не могло бы пройти незамеченным для меня.
Это подтверждает и героиня «Персидских мотивов» Шаганэ Нерсесовна Тальян. В беседе с литератором В. Белоусовым в августе 1959 г. Шаганэ и ее сестра Екатерина в один голос заявили, что такого выступления поэта в Батуме не было — вряд ли мы могли бы пропустить такой нашумевший вечер или не услышать о нем, если бы он состоялся, заявили сестры (журнал «Дон», № 11 за 1964 г., стр. 187).
Весь эпизод, от начала до конца, выдуман Вержбицким в погоне за эффектным повествованием о Есенине.
В той же книжке автор мемуаров с подкупающими «подробностями» рассказывает о совместном пребывании Есенина и Маяковского в Тифлисе, о посещении ими знаменитых тифлисских бань, о дружественном обмене колкостями двух поэтов и пр. и пр.
Работники издательства «Заря Востока», печатая этот материал, вынуждены были, однако, снять с себя ответственность за достоверность описанных фактов. В примечании к тексту на стр. 11 мы читаем:
«Редакция считает нужным сделать оговорку, что ни в каких других известных ей воспоминаниях современников и литературных материалах, относящихся к данному периоду, описываемая автором этой книги встреча Есенина с Маяковским не упоминается.
На следующей за 80-ой странице книжки Вержбицкий помещает фотографический снимок Есенина и его друзей на берегу моря. На этом снимке врач Мих. Степ. Тарасенко назван Н. А. Руденко. Целый ряд других ошибок в тексте свидетельствует о весьма небрежном отношении автора к своим мемуарным записям.
Когда-то Федор Сологуб, начиная свою повесть «Навьи Чары», счел необходимым предупредить читателя:
«Беру кусок жизни, серой и грязной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я поэт»…
Вержбицкий не поэт, — тем более он обязан был предупредить читателя, что собирается в своей книге воспоминаний «творить сладостные легенды»…
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.