Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

31615283
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
8549
11162
88041
29455823
186906
272089

Сегодня: Март 18, 2019




ТОК (Крылов) А. На литературных вечерах поэта (из воспоминаний)

PostDateIcon 22.02.2016 18:42  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 1763

НА ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕЧЕРАХ ПОЭТА
(из воспоминаний)

    В молодые годы, когда я жил в Москве, мне посчастливилось присутствовать на двух литературных вечерах поэта Сергея Александровича Есенина и слушать его стихи в авторском исполнении.
    С тех пор прошло сорок лет, но в памяти до сих пор живы те дни молодости.
    Осенью 1925 года я приехал учиться в Московский государственный институт журналистики (ГИЖ). В этом институте учились в те годы русские поэты Иосиф Уткин и Иван Молчанов, а из чуваш — Никифор Васянка, известный поэт-песенник, пользующийся большой популярностью среди чувашских читателей.
    По возрасту меня в ГИЖ не приняли — мне не было восемнадцати лет. Я в Москве остался работать в Центральном издательстве народов СССР (Центриздате). Здесь тогда издавался журнал «У илыш» («Новая жизнь») на марийском языке.
    Работая в Центриздате и живя в общежитии 3-го Дома Советов (там сейчас помещаются Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР), я познакомился со многими молодыми русскими поэтами, писателями и журналистами. В этом доме тогда жили Борис Горбатов, написавший свою первую повесть о комсомоле «Ячейка», Михаил Розенфельд — очеркист газеты «Комсомольская правда», Петр Сажин — прозаик, потом выпустивший ряд интересных повестей, Ян Ларри — журналист, ставший детским писателем, и другие. Все они приехали из провинции и сотрудничали в центральной печати.
    Однажды Ян Ларри, с которым я дружил, спросил меня: знаю ли я стихи Сергея Есенина. Я сказал, что произведения С. Есенина меня очень волнуют, и я читал много его стихов и поэм.
    — Пойдешь на его литературный вечер? — спросил Ларри, — я тебе достану билет.
    И, действительно, Ян Ларри достал мне билет, и мы пошли на вечер поэтов-имажинистов. Там должен был выступать Сергей Есенин.
    Вечер состоялся в доме Наркомпроса. Он помещался в переулке Лялина. Там часто устраивались литературные встречи.
    Мы пришли задолго до начала вечера, но зал уже был переполнен до отказа. Много людей стояло на улице.
    Вечер открыл поэт Сергей Городецкий. Начались выступления. Читали свои стихи Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф и другие. Но публика, в особенности ее женская часть, слушала их выступления не особенно хорошо. Из зала все время раздавались возгласы:
    — Сергея Александровича! Есенина! Сережу!
    И вот, наконец, поэт вышел на сцену. Поднялась буря аплодисментов.
    На сцене стоял красивый русоволосый мужчина, одетый в светло-серый костюм. Когда в зале восстановилась тишина, С. Есенин начал читать стихи захватывающим напевным голосом. Это было не простое чтение, а нечто среднее между чтением и пением. Так во всяком случае мне тогда показалось. Его обаятельная внешность и мастерское чтение настолько взволновали присутствующих, что многие женщины, сидящие впереди, доставали свои носовые платки и утирали ими слезы.
    Сергей Есенин прочел тогда несколько своих стихов. Из них запомнил: «Я иду долиной», На затылке кепи…», «Собаке Качалова», «Вижу сон», Дорога черная…», «Письмо к матери», «Русь уходящая», «Русь советская» и, наконец, «Письмо к женщине».
    Прочитав последнее стихотворение, поэт, наклонив голову в знак благодарности, удалился со сцены.
    Начались неистовые выкрики. Публика снова и снова вызывала Есенина на сцену. В зале стоял невероятный шум.
    На сцену вышел поэт С. Городецкий. Он сказал, что Сергей Александрович очень устал и больше читать не будет. Вечер объявили закрытым.
    Когда мы вышли с Яном Ларри на улицу, увидели там громадную толпу людей. Они ждали выхода поэта из зала.
    Этот вечер остался в моей памяти на всю жизнь.
    Во второй раз я присутствовал на встрече с С. Есениным в Доме печати, расположенном на Никитском бульваре. Вечер был закрытый. Пропускали туда по клубным членским билетам.
    На этом вечере С.А. Есенин читал свои дореволюционные стихи и стихи, написанные в советский период. Программа вечера была составлена из двух частей. Вечер длился долго. Был объявлен перерыв. После небольшого отдыха поэт снова начал читать стихи с изумительным мастерством.
    Все волновало: и его приятная внешность, и само превосходное чтение, и содержание лирических стихов.
    После этого я слышал выступления многих русских популярных поэтов, в том числе и любимого мною В. Маяковского, но замечательное чтение Сергея Есенина до сих пор не забыто, оно и сейчас звучит в ушах.
    После смерти Сергея Александровича, его гроб из Ленинграда привезли в Москву и поставили для прощания в зале того самого Дома печати (сейчас Центральный Дом журналистов), где он выступал в год смерти.
    Перед Домом печати через весь бульвар висело большое полотнище, на нем черными буквами было написано: «Здесь находится тело национального поэта Сергея Есенина».
Зимним декабрьским вечером 1925 года я со своими друзьями-журналистами и писателями прошел мимо гроба любимого поэта. У гроба стояли мать поэта, обвязанная теплым платком, две его сестры, известный режиссер Всеволод Мейерхольд, актриса Зинаида Райх и другие.
    Печальные мы вышли из зала. Больше мы никогда не увидим этого поэта. Похоронили Есенина на Ваганьковском кладбище.
    В том году я учился в литературном кружке, которым руководил писатель-коммунист Д.А. Фурманов, бывший комиссар В.И. Чапаева. На одном из занятий литкружка он подробно рассказал нам о творчестве С. Есенина, глубоко проанализировал его произведения. Нас, молодых людей, Д. Фурманов предупредил тогда: учитесь у него писать, но не увлекайтесь его «Москвой кабацкой». Это отразится на вас отрицательно. Берите все то, что у него хорошее.
    Советы доброго и умного Дмитрия Андреевича Фурманова нам принесли большую пользу: к творчеству Сергея Есенина мы относились всегда критически, воспринимали все то, что действительно нам по душе, и отбрасывали все то, что нам, комсомольцам, не подходило по духу.
    Поэзию С. Есенина любят, ее будут любить вечно, но подрастающее поколение к его поэзии всегда должно относиться с умом, воспринимая самое лучшее из того, что им создано.

Александр ТОК, марийский писатель
«Марийская правда» (г. Йошкар-Ола»), 3 октября 1965 г.


TokAКрылов Александр Иванович (Александр Ток) (1907-1969) — марийский писатель, переводчик, член Союза писателей Марийской АССР, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Литературной деятельностью начал заниматься с 20-х годов ХХ века. Писал рассказы, очерки, рецензии на произведения марийских литераторов, занимался переводом на марийский язык произведений русских и советских писателей. Большинство его рассказов и очерков вошли в сборник «Новое», изданный в 1933 году. В 1970 году издана книга воспоминаний «Незабываемые годы молодости».

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика