Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

34406951
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
3684
9489
44134
32284307
238915
319118

Сегодня: Янв 24, 2020




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Московский музыкальный театр АМАДЕЙ

PostDateIcon 10.04.2014 17:27  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8145

«АННА СНЕГИНА»

 

 

Фантазия-воспоминание по поэме С. Есенина и произведениям С. Рахманинова и А. Вертинского.

 

 

 

 

Премьера спектакля состоялась 18 августа 2002 г. на фестивале Музыкальное лето в Константинове.

Режиссер – постановщик – Олег Митрофанов
Оригинальная музыка – Елена Астафьева
Художник по костюмам – Ирина Дронова

 

 

 

 

 

 

В ролях: актриса МХАТ имени Горького Екатерина Лисовая, актер Московского театра имени Гоголя Сергей Карякин.
Солисты Московского музыкального театра АМАДЕЙ - Ольга Борзова, Ульяна Беляева, Константин Иванов, Сергей Степин.
Ансамбль солистов камерного оркестра театра АМАДЕЙ.

           

Сцена из спектакля.
У. Беляева, К. Иванов

Елена Астафьева - автор оригинальной музыки к спектаклю.


Елена Коренева

 

 

 Я снова здесь, в семье родной...

 

 

Премьера спектакля "Анна Снегина" в Константинове состоялась 18 августа, накануне Яблочного Спаса. Всех зрителей угощали наливными константиновскими яблоками — полные их корзины стояли в фойе научно-культурного центра Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. А рядом, в небольшом зале, яблоку негде было упасть. Те, кто не успел вовремя купить билет, занимали приставные стулья, стояли вдоль стен. Музыкально-поэтический спектакль был поставлен специально для фестиваля "Музыкальное лето в Константинове", и возможности посмотреть его в другом месте не будет.

 

"Я чувствую себя просветленным... Так много и легко пишется в жизни очень редко", — писал с Кавказа в конце 1924 года Сергей Есенин. За короткое время, проведенное на юге, поэт создал несколько шедевров, в том числе и "Анну Снегину" — этот кавказский период можно сравнить разве что с "болдинской осенью" Пушкина. Замысел одного из лучших произведений Есенина родился после поездок в Константиново весной и летом 1924 года — действие "Анны Снегиной" происходит на родине поэта. В образе героини угадываются черты помещицы Лидии Ивановны Кашиной, скончавшейся 65 лет назад, 15 августа 1937 года, и нашедшей последнее пристанище, как и Есенин, на Ваганьковском кладбище Москвы. В ее константиновском доме сейчас находится музей поэмы "Анна Снегина".

 

Поэма неоднократно инсценировалась (в 1979-1982 годах) в Рязани, Риге и Италии. Одноименная опера А. Н. Холминова ставилась в разных городах, а в 70-м году был снят фильм по опере Г. Агафонникова. Новый спектакль, премьера которого состоялась в воскресенье в Константинове, музыкально-поэтический: драматические актеры работают рядом с музыкантами, есть вокальные партии. Автор идеи и режиссер-постановщик Олег Валерьевич Митрофанов, художественный руководитель московского музыкального театра "Амадей" и художественный руководитель фестиваля искусств "Музыкальное лето в Константинове".

 

Рождение замысла происходило, как и положено, на кухне. Историческая встреча "за двумя рюмками" Олега Митрофанова и молодой выпускницы "Гнесинки" композитора Елены Астафьевой состоялась в середине июня этого года. Партитуру решено было писать на основе двух тем — эмигрантского романса А. Вертинского и вокализа С. Рахманинова. Месяц ушел у Елены на "мысленную" работу, и еще неделя — на "подгонку" музыки с артистами. Да и спектакль репетировали всего лишь месяц — для музыкально-драматического проекта рекордно короткий срок. Конечно, композиция и количество действующих лиц были просчитаны заранее. Но чтобы действие, в котором заняты как драматические актеры академических театров, так и музыканты, певцы - солисты театра "Амадей", было цельным, необходим был высочайший профессионализм и полная творческая отдача.

 

Ставя задачу актерам, режиссер подводил их к мысли, что "Анна Снегина" — это "Евгений Онегин" через сто лет; созвучие названий "Евгений Онегин" — "Анна Снегина" не случайно... Действительно, история совсем другая, но и в исследованиях творчества Есенина существуют указания на пересечение тем, мотивов (письмо Анны — письмо Татьяны)... Жанр фантазии-воспоминания, найденный постановщиком, созвучен духу лиро-эпической поэмы, он позволяет создать спектакль-перекличку двух голосов — мужского и женского. Они вспоминают историю первой любви, которая часто длится недолго, но остается в сердце на всю жизнь... Другие сюжетные мотивы тоже не пропущены: поэма исполняется без сокращений.

 

С первых минут спектакля возникает ощущение, что партнеры на сцене хорошо чувствуют друг друга. Да иначе и невозможно было бы в такие сжатые сроки поставить инсценировку с актерами, приглашенными из разных театров.

 

Сергей Карякин — актер Московского академического театра имени Н. В. Гоголя, выпускник школы-студии МХАТ 97-го года. Он не пытается изображать Есенина: образ Сергея лишь отчасти автобиографичен. Карякин взволнованно рассказывает со сцены историю от лица нескольких героев (Сергея, Мельника, Прона, Лабути, Возницы, Мужика). Ему веришь, его слушаешь, ему сопереживаешь. И убеждаешься, что немногие могут так исполнять Есенина, как выпускники МХАТовской школы.

 

Его партнерша, Екатерина Лисовая (помещица Снегина, ее дочь Анна, жена Мельника), три года назад окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. В своем театре — а служит Екатерина в "доронинском" МХАТе имени А. М. Горького — эта характерная актриса занята в пьесах В. Розова, М. Метерлинка. В спектакле "На дне" она играет роль Квашни. Именно Екатерина предложила романс Вертинского как одну из музыкальных тем.

 

Декорационное решение спектакля очень лаконично. Жаль, что он пока не костюмирован, но тем не менее на сцене нет ничего случайного. Драматургия цвета основана на сочетании синего и рыжего (если и не "снегинские", то точно — есенинские цвета), а также черного и белого. На столе стоит не просто пишущая машинка тех лет, а личный рабочий инструмент Алексея Николаевича Толстого из музея-квартиры писателя в Москве. Четко выстроен и пластический мотив. Актеры работают на ограниченном пространстве, почти не пересекаясь. Их тянет друг к другу, но какая-то центробежная сила постоянно разводит героев...

 

В финале к ним на сцене присоединяются двое в белых одеждах — солисты музыкального театра "Амадей" Ульяна Беляева (сопрано) и Константин Иванов (баритон). Звучат изумительные по красоте вокальные партии. И становится ясно без слов: да, жизнь разлучила героев, но первая любовь их была взаимной. Этот светлый, лиричный финал как нельзя более точно соответствует последним строкам поэмы:

 

 

 

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

 

 

Прозвучавшие затем бурные аплодисменты в полной мере можно отнести не только к артистам, солистам, режиссеру и композитору, но и к музыкантам театра "Амадей", игравшим на сцене рядом с актерами. Да, они были на виду, но были незаметны. Музыка лилась как бы сама собой, неведомо откуда, вплетаясь в стихи... Ее нельзя было отделить от происходящего, как будто она была рождена вместе с поэмой. Ни разу музыканты не "взяли на себя внимание" ни лишней паузой, ни громко взятой или фальшивой нотой...

 

Профессионализм коллектива Олега Митрофанова позволяет ему осуществлять самые сложные музыкальные спектакли, например, постановку оперы "Война и мир" в Ясной Поляне. Олег Валерьевич ставит перед собой цель исполнять больше русской классики именно на пленэре, в исторических местах.

 

Интерес к нынешнему спектаклю "Анна Снегина" в столице, по словам режиссера, большой, но широкую рекламу давать не имело смысла: зал научно-культурного центра не может вместить много народа. Впрочем, приехали и москвичи, и импресарио из Токио — японцев, ценящих все национальное, интересует русская классика. Это у нас не принято ее пропагандировать. Кроме областных телекомпаний, в Константиново прибыла лишь съемочная группа канала "Культура" на древней, насквозь проржавевшей "Волге". Остальные "телевизионные деятели искусств", быстро реагирующие на любой искусственно раздутый "чих" в пределах Садового кольца, не приехали на родину национального поэта: они давно кормят нас другой, чуждой русским людям, пищей.

 

Телеверсию премьерного спектакля вы сможете увидеть в эфире телерадиокомпании "Ока" — ее осуществила талантливый рязанский режиссер Галина Максимовна Калядина. В планах и съемки костюмированного телефильма в интерьере кашинского дома и в окрестностях Константинова. А следующий спектакль состоится в зале научно-культурного центра музея-заповедника 5 октября.

 

 

«Рязанские новости». 23 августа 2002 г.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
ФК "Локомотив": Руслан Нигматуллин: "Игра получилась достаточно скучной".