Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58555438
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
8447
16647
25094
56248947
609260
1020655

Сегодня: Март 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Он любил тебя, родина кроткая…

PostDateIcon 04.10.2019 14:40  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 1991

Он любил тебя, родина кроткая…

03.10.2019

Дарья ЕФРЕМОВА

Бессменный директор Московского государственного музея Сергея Есенина, заслуженный работник культуры РФ, литературовед, кандидат филологических наук, кавалер внушительного ряда официальных наград Светлана ШЕТРАКОВА — в музейном мире человек легендарный. Она стояла у истоков создания мемориального дома в Большом Строченовском переулке. Недавнее её детище, «Есенин-центр» в переулке Чернышевского, совмещённый с Театром поэтов, несмотря на недолгий срок своего существования, стал одним из заметных и атмосферных культурных точек на карте столицы.

Shetrakova Kult 34 01
культура: Творчество и биография Есенина окружены домыслами. Вы занимаетесь им более сорока лет. Готовы сказать, что знаете о нем все или почти все?
Шетракова: Конечно, нет. Есенин остаётся для меня загадкой, хотя и защитила по нему диссертацию много лет назад. Любовью заразилась ещё в школьные годы, когда решила связать свою жизнь с творческим наследием поэта. Экскурсовод в Константиново — первая запись в трудовой книжке, потом работала в системе гослитмузеев, а позже, уже в 1995 году, мне посчастливилось войти в группу энтузиастов, открывавших первую мемориальную экспозицию в Замоскворечье.

Shetrakova Kult 34 02
культура: С чего начинался музей?
Шетракова: Дом в Строченовском переулке был известен как первый столичный адрес Сергея Александровича. Сюда, на место прописки своего отца, Александра Никитича, юноша приехал из рязанской деревни, здесь сложилось его первое впечатление о городе, о котором он впоследствии написал: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва». Но экспозиции там не было. Более того, в середине девяностых постоянно возникал вопрос о сносе здания. Центр, вокруг процветающие коммерческие организации, а тут полуразвалившийся деревянный особняк. Единственное, что напоминало о поэте, — табличка на фасаде, установленная, по всей видимости, поклонниками творчества: «Здесь должен быть музей Есенина». Первый «экспозиционный памятник» мы открыли в канун столетия со дня рождения — 2 октября 1995 года. На неполном первом этаже сделали довольно нестандартную экспозицию, ориентированную не на воссоздание быта, а на осмысление пространства поэзии, её новое прочтение.

Именно поэтому на входе посетителей встречает не один из его фотографических портретов, а фрагмент стихотворения:  «Несказанное, синее, нежное… / Тих мой край после бурь, после гроз,/ И душа моя — поле безбрежное —/ Дышит запахом мёда и роз…»

Shetrakova Kult 34 03
Обратите внимание, не «рос», что вполне созвучно деревенскому детству в Константинове, а роз, которых там отродясь не было. В этом и состоит загадка Есенина: на первый взгляд простая, лёгкая для восприятия поэзия всякий раз открывается удивительными гранями. Это не рифмованная фотография жизни, а неординарный, глубокий символический и философский мир. Гениальность Есенина — особенная, планетарная, опережающая время. Не случайно исследователи в один голос говорят, что сейчас мы только приближаемся к его разгадке, и этой удивительной «работы» хватит с лихвой последующим поколениям. А между тем его лиризм, эмоциональность, ласкающая душу интонация производят огромное впечатление на самых разных читателей. Есенина любят и помнят наизусть люди с разным уровнем гуманитарной подготовки, представители разных конфессий, национальностей, возрастов.

культура: Он один из самых читаемых русских поэтов в мире? 
Шетракова: Да, и это по официальному признанию ЮНЕСКО. Есенинские строки завораживают, кажется, даже, что они понятны без перевода. Мне приходилось в этом убеждаться во время наших многочисленных выездных выставок и семинаров. Недавно подобный случай произошёл в Бельгии — основная часть программы шла на французском, потом я прочитала «Но люблю тебя, родина кроткая…» на русском. Бельгийские слушатели просили читать ещё и ещё — без перевода. Удивлялась, зачем, у нас же отличные переводчики, но читала. Кстати, эту магию стиха Есенина хорошо понимала Айседора Дункан.

культура: Их блистательный и трагический союз порождает массу кривотолков.
Шетракова: Говорят о разнице в возрасте, вспоминают ссоры и обстоятельства разрыва. Но так ли это важно, когда они были нужны друг другу? Айседора, как никто, чувствовала его энергетику, музыку и красоту стиха. Конечно, эпатажного шлейфа их чете хватало. Но это обратная сторона славы: они нигде не оставались незамеченными. В эмигрантской прессе широко обсуждалось скандальное выступление поэта в Берлинском Доме искусств. И записка замнаркома Литвинову, в которой Есенин и Дункан просят об отправке из Германии в Гаагу: «Обещаем держать себя корректно, в публичных местах Интернационал не петь».

культура: Надо понимать, что Есенин, как и многие другие поэты Серебряного века, фигура не чуждая масочности. Опять же не стоит путать автора с лирическим героем?
Шетракова: Тем более, многие мифы о себе поэт сочинял сам. Не случайно в «Есенин-центре» расположился Театр поэтов, кого-то это настораживает, но мы как раз подчёркиваем театрализованную грань его творчества. Сергей Александрович ведь очень разный, я бы даже сказала, профессионально разный: дар Божий — его умение перевоплощаться, порой даже в течение суток. Днём он мог появиться в крестьянской поддёвке в компании Николая Клюева, читавшего стихи с олонецким выговором в салонных кругах Петербурга, а вечером облачался в великолепный костюм, надевал цилиндр и становился настоящим денди. Это видно по всем фотографиям.

Shetrakova Kult 34 04
культура: Ещё одно противоречие — его лениниана, восторженное принятие революции и в то же время золотые купола, Россия — храм.
Шетракова: Он принял революцию сразу, но с «крестьянским уклоном». И время доказало правильность того, о чем он говорил. Духовность, нравственность рождается в народных глубинах, она исходит оттуда, где слышна песнь соловья и «берёзы стоят, как большие свечки». Архиправославный человек, он искренне считал: любовь к ближнему, родине объединяет, испытания закаляют.

У него гениальная «Лениниана»: «Скажи,/ кто такое Ленин?»/ Я тихо ответил:/ «Он — вы». Есенин считал — все перемены к лучшему, а трудности уйдут. Он искал единомышленников среди собратьев по перу. Именно поэтому посвятил знаменитому критику, редактору «Красной нови» Александру Воронскому «Анну Снегину». Прежде Воронский печатал очень проникновенные статьи, но как только у поэта случился спад, не преминул отметить, что да, исписался Сергей Александрович, вряд ли ему стоит говорить о Ленине, о вожде, о Марксе, пусть лучше сочиняет о природе, женщинах.

культура: Спады сильно на него влияли?
Шетракова: К сожалению, да. Такое надо переживать в кругу друзей и близких, чтобы гладили по голове и вовремя оставляли в покое, но у него ничего этого не было. Он хоть и был прописан в Замоскворечье, но своей жилплощадью не располагал. В отличие, скажем, от Демьяна Бедного, которому выделили особняк на Рождественском бульваре. Советская власть Есенина не очень-то жаловала: эпатажный, яркий, неординарный, неудобный. Да и в Америке долго не высаживали с теплохода, говорили, что приехал пропагандировать Советскую Россию.

культура: Кажется, все женщины, которые его окружали, были готовы и приютить.
Шетракова: Да, они необыкновенные, самоотверженные.
И Анна Изряднова, и Айседора, и Галина Бениславская, ставшая, по сути, его личным секретарём, и Софья Толстая. Но ему требовалось побыть наедине с самим собой, он садился за стол, а вдохновение не приходило. Он понимал причины этого состояния и даже задумывался о смене деятельности на какое-то время, хотел издавать собственный журнал, но и этого не случилось. Тогда Есенин отправился в Питер, остановился в гостинице «Англетер». Возлагал надежды на этот город, там вышел его первый сборник «Радуница», там к нему пришла поэтическая слава. Но, к сожалению, и эта атмосфера ему не помогала, что приводило в отчаяние.

культура: Считаете, самоубийство было случайностью?
Шетракова: Возможно, ведь никого не оказалось рядом, и его никто не остановил. Но сейчас не хочется делать на этом акцент, он, как никто, понимал свою миссию и даже в посмертной записке подчеркнул: «Предназначенное расставанье / Обещает встречу впереди». А ведь главное — это его творческое наследие, которое необходимо показывать с разных сторон, масштаб и неординарность его яркой короткой жизни. Ещё в 1919 году он написал: «Душа грустит о небесах,/ Она не здешних нив жилица…» Все гадают — что он такое сочиняет, предсказывает свой ранний уход? Но, вчитайтесь, написано с внутренним оптимизмом, с глубоко христианским пониманием человеческой миссии на земле. Он избранный, и это особая ипостась. Срифмовать могут многие, и некоторые даже рафинированнее, ловчее, но создать строки, разгадывать тайну которых будет ещё не одно поколение, способны только такие гении, как Есенин.

Фото: Софья Сандурская/mskagency.ru

Газета «Культура», № 34, 4-10 октября 2019 г.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика