Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58870709
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
14289
49490
193676
56530344
924531
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Гетманский Э. «Я учусь, я учусь моим сердцем»

PostDateIcon 30.01.2016 18:34  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3318

«Я учусь, я учусь моим сердцем»
(из коллекции книжных знаков Э.Д. Гетманского)

    «Это сердечный лирик и великолепный живописец. Роль Есенина в развитии русской поэзии своеобразна. Он далеко двинул вперёд поэтическое ощущение природы. До Есенина в поэзии почти не было берёзы, после Есенина она стала символом русской поэзии. Но этим не исчерпывается значение этого поэта. В своём творчестве Есенин с предельной откровенностью обнажил основные противоречия души человека переходного периода — от капитализма к социализму. А откровенность в поэзии один из основных показателей талантливости натуры» — писал о Сергее Есенине поэт Илья Сельвинский. Экслибрисная Есениниана активно разрабатывается российскими художниками. К 120-летнему юбилею со дня рождения Сергея Есенина создано около 1500 графических миниатюр по есенинской теме. И это притом, что первый экслибрис на эту тему был создан в 1947 году. За почти 70 лет, прошедших с того времени, этот результат впечатляет. Быстрее в советское время разрабатывалась, пожалуй, только ленинская тема.
    Продолжает активно работать над экслибрисной Есенинианой тульский художник В.Н. Чекарьков. Книжный Chekarkov TolstajaN 03знак «EL памяти Нины Толстой» он выполнил в 2014 году. Эта графическая миниатюра мемориальная, она нарисована в память о заслуженном учителе РСФСР тульском учителе истории Нине Владимировне Толстой. На этой графической миниатюре изображён Сергей Есенин с гармошкой в руках и начертана строка из его стихотворения «Письмо деду», написанного в декабре 1924 года в городе Батум, оно обращено к деду поэта Ф.А. Титову: «Время даже камень крошит». Есенин покорял современников своей необузданностью — он был весел, играл на гармошке, плясал. Поэт считал гармошку своего рода символом русской души. Без гармошки на Руси не было ни застолья, ни свадьбы. Гармонь, будучи неотъемлемой частью русского деревенского быта, была неизменной «спутницей жизни» поэта. Знакомая Сергею Есенину с раннего детства, она стала для него самым любимым народным музыкальным инструментом. Когда Есенин учился в университете Шанявского в Москве, то планировал издать книгу стихов под названием «Гармоника». Сохранились фотографии поэта, на которых он снят с гармошкой (С. Есенин с С. Городецким, 1915 год и С. Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре в Москве, 1925 год). В стихах Есенина до сей поры звучит напев русской гармошки. Кроме гармошки, Есенин прекрасно владел балалайкой и гитарой. В своих стихах Сергей Есенин прославил русскую гармонь. Он её упоминает в ряде своих стихотворений:

Цветы на подоконнике,
Цветы, цветы.
Играют на гармонике,
Ведь слышишь ты?
Играют на гармонике,
Ну что же в том?
Мне нравятся две родинки
На лбу крутом.
Ведь ты такая нежная,
А я так груб.
Целую так небрежно
Калину губ.
Куда ты рвешься, шалая?
Побудь, побудь…
Постой, душа усталая,
Забудь, забудь.
Она такая дурочка,
Как те и та…
Вот потому Снегурочка
Всегда мечта.
(«Своё», 1924 год)

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
(«Мелколесье. Степь и дали…». 21/22 октября 1925 года)

У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий, синий край?
………………………………………….
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
(«Никогда я не был на Босфоре…»
, 21 декабря 1924 года)

Kofanov Stor    Санкт-Петербургский график Н.И. Кофанов выполнил всего два есенинских книжных знака, на одном из них «Из книг Н.П.Стора», датированного 1980 годом, дан портрет Сергея Есенина на фоне трёх всадников. Надпись на этом книжном знаке, выполненного в технике линогравюры, гласит «С.Есенин в Тифлисе. 1924». Огромным событием в жизни Сергея Есенина были его поездки на Кавказ, который в судьбе поэта сыграл роль не меньшую, чем в судьбе Александра Пушкина или Михаила Лермонтова. Закавказские странствия манили Сергея Есенина. За последние два года жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду. Поэт был в зените славы, он был очарован Грузией, где несколько месяцев — с сентября 1924 года до конца февраля 1925 года прожил в Тбилиси и Батуми. Эти месяцы ознаменовались мощным всплеском творческой активности Есенина. Тогда родились поэмы «Анна Снегина» и «Цветы», стихотворения «Капитан земли», «Стансы», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Памяти Брюсова», поэтические послания «К матери», «К сестре», «К деду», их воображаемые ответы и многое другое. Приезд в Грузию был для поэта был неслучайным, он хотел вырваться из круговорота пагубной богемной жизни. В стихотворении «На Кавказе», Есенин писал:

Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.

    Он писал из Грузии: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До весны могу и не приехать!» (17 декабря 1924 года). Или «Так много и легко пишется в жизни очень редко» (20 декабря 1924 года). Он писал своим друзьям — грузинским поэтам, считая, что он с ними единой крови:

Поэты Грузии!
Я ныне вспомнил вас.
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час!
Товарищи по чувствам,
По перу,
Словесных рек кипение
И шорох,
Я вас люблю,
Как шумную Куру,
Люблю в пирах и разговорах.
Я — северный ваш друг
И брат!

    На Кавказе Есенину было действительно хорошо. В Тифлисе он нашел то, чего не хватало ему всю жизнь — настоящих искренних друзей, а не прихлебателей, которые постоянно вились вокруг поэта. Есенин не хотел уезжать из Грузии, он понимал, что остаётся позади его творческий взлёт, он хотел вернуться в Грузию. В письме к Тициану Табидзе от 20 марта 1925 года Есенин писал: «Милый друг Тициан! Вот я и в Москве. Обрадован страшно, что вижу своих друзей, и вспоминаю и рассказываю им о Тифлисе. … Грузия меня очаровала. Как только выпью накопившийся для меня воздух в Москве и Питере — тут же качу обратно к Вам, увидеть и обнять Вас. Передай привет всем моим добрым друзьям — Паоло, Робакидзе, Леонидзе и Гаприндашвили». Новая встреча на земле прекрасной Грузии не состоялась.
Konstantinov Sineoky    Оригинальный книжный знак «Есениниана И.А.Синеокого» выгравировал в технике гравюры на дереве народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ф.Д. Константинов. На этой ксилографии, датированной 1979 годом, художник изобразил на правой части гравюры путника, идущего по дороге, вдали видна ветряная мельница. На левой части экслибриса изображён лесной пейзаж в лунную ночь. Эта графическая библиотека предназначалась для книжного собрания омского юриста И. Синеокого. Об авторе книжного знака можно сказать, что он иллюстрировал книги И. Крылова, И. Тургенева, А. Фета, С. Есенина, М. Пришвина. В оформлении Константинова выходили «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» и «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера, книги Горация, Шекспира, Марка Твена, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера. Американский художник и искусствовед Линд Уорд писал, что гравюры Константинова «обнаруживают в нём чрезвычайно способного и тонкого художника, чьё умение владеть материалами ставит его в группу художников мирового значения, причём редких даже в мировом масштабе, — он относится к той группе художников, у которых талант и точка зрения совпадают и дают подлинно творческую личность».
Protoklitov Mischtal    Художник из Саратова Б.А. Протоклитов в 1976 году подарил экслибрис Санкт-Петербургскому искусствоведу В.К. Мишталь. На этом рисованном экслибрисе художник дал силуэтный портрет Сергея Есенина на фоне растительного декора. Б.А. Протоклитов — старейший саратовский график, автор многих иллюстраций к книгам, в том числе и к сувенирному изданию «Стихотворения и поэмы Н.А. Некрасова» (1972).
Leonov Hudoley    Владимирский график В.Г. Леонов работал в технике гравюры на дереве (ксилографии). В год празднования 90-летия со дня рождения Сергея Есенина он выполнил экслибрис для домашней библиотеки директора Центра независимой экологической экспертизы Санкт-Петербургского научного центра РАН, доктора медицинских наук, академика РАЕН, Международной академии информатизации и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы редактора журнала «Экспериментальная онкология» В.В. Худолея. На этом книжном знаке Сергей Есенин изображён на фоне деревьев.
Pavuk Fedoseenko    Художник из тернопольского села Шибалин (Украина) В.Г. Павук для юриста из Макеевки Н.И. Федосеенко в 1997 году выполнил экслибрис в офсетной технике. На этой миниатюре изображена абстрактная композиция, где на ветвях дерева виден дом и птичье гнездо.
TihanovichV Polikarpov    Белорусский график из Минска В.Н. Тиханович в 1967 году выгравировал на меди книжный знак для преподавателя музыки из города Барановичи В.К. Поликарпова. На нём художник изобразил женщину с кувшином, кокетливо выглядывающую из-за чадры.
Molokanov Markov 01    Московский художник Ю.А. Молоканов в 1970 году нарисовал книжный знак для домашней библиотеки коллеги по художественному цеху А.Ф. Маркова. На этом экслибрисе изображена девушка, несущая на коромысле вёдра. Художник-график А.Ф. Марков — известный библиофил, собиратель прижизненных сборников русских поэтов, в том числе и с дарственными надписями (инскриптами). Он автор книги «Магия старой книги: Записки библиофила», в ней он писал: «…дарственные строки, оставленные авторами много лет тому назад, подобны свету далёких звёзд… Хочется подолгу пристально всматриваться в заветные, тёплые слова, порой заметно выцветших автографов — здесь всё вызывает интерес: кем и кому, где и когда, а порой и в связи с каким обстоятельством подарена книга».
Pribylovskaja Markov    Другой экслибрис для А.Ф. Маркова выполнила в 1971 году московский график Т.А. Прибыловская. В гравюре на дереве она выгравировала экслибрис, где на столе изобразила трость, и цилиндр на фоне разбитого зеркала. За окном виден деревенский дом. Сюжет этого книжного знака взят из есенинской поэмы «Чёрный человек», впервые опубликованной после смерти поэта в журнале «Новый мир» за январь 1926 года. Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки 1922-1923 годов по Европе и Америки. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской «маленькой трагедии» Моцарт и Сальери. Впервые «Чёрного человека» Сергей Есенин читал осенью 1923 года, в ноябре 1925 года поэт поэму переработал. «Чёрный человек» — одно из самых загадочных произведений Есенина, она стала последним крупным его поэтическим произведением. Первое впечатление от прочтения поэмы — попытка воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред, ужас перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности понять тайну бытия. «Чёрный человек» — это двойник поэта, он вобрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема — тема болезненной души, Трагизм самоощущения героя поэмы заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое — в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

     «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу. Далее — короткая и драматичная развязка, поражающая читателя неожиданностью:

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало…

    Налицо две детали — цилиндр, который был надет на «чёрном человеке» и разбитое зеркало, которое указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью сорвать с нее всё тёмное и наносное Он верит, что это может привести к очищению души. Поэма — откровенное признание Есенина, благодаря неё он сам становится более близким и понятным. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — это, без всякого сомнения, реквием поэта самому себе.
    В экслибрисной Есениниане самое видное место занимают портретные (иконографические) книжные знаки. Lysokobylko NechaevyИх много, каждый из них раскрывает неповторимый образ гениального поэта всея Руси. Так в 1973 году ялтинский художник К.Т. Лысокобылко нарисовал книжный знак «Ex libris В. и Н. Нечаевых». На нём нарисован портрет Сергея Есенина на фоне кроны берёзы. Вдали видна яхта в море, и пальма на берегу. Экслибрис предназначался для семейной библиотеки супругов ялтинского строителя Владимира Нечаева и его супруги — педагога Нины Нечаевой.
Spiridonov Enin    На книжном знаке рязанского журналиста, ныне руководителя издательства «Узорочье» Н.П. Енина его земляк художник В.П. Спиридонов в 1971 году нарисовал портрет Сергея Есенина на фоне коней, пасущихся на лугу.
Jakobi Merkulov    Алтайский художник из города Горняк В.Я. Якоби в 1989 году подарил книжный знак подмосковному библиографу и коллекционеру В.В. Меркулову, на котором нарисован портрет Сергея Есенина.
Merinov Eseninu 01    К столетнему юбилею со дня рождения Сергея Есенина художник из далёкого города Анадырь Магаданской области М.А. Меринов выполнил универсальный экслибрис (без указания фамилии знаковладельца). На этой линогравюре художник изобразил Сергея Есенина на фоне девушки с книгой, стоящей под берёзой и колосьев пшеницы.

Эдуард Гетманский

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика