Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58827357
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
20427
39415
150324
56530344
881179
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ЕФРЕМОВЦЕВ Н. Русь космическая

PostDateIcon 19.11.2015 19:12  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 5684

Ефремовцев Никита Николаевич
Ефремовцева Ольга Петровна
Материалы доклада на международном научном симпозиуме «Сергей Есенин: Личность, Творчество, Эпоха» (23-26 сентября 2015 г. Москва, Рязань, Константиново) «Русь Космическая в творчестве новорусских поэтов» и презентации картин.

РУСЬ КОСМИЧЕСКАЯ
Творчество в синтезе поэзии, философии и изобразительного искусства.
Система символов септ-арт-центризм.

Творчество любого поэта, писателя, художника — это повесть о его пути, как сказал один критик. У каждого творца свое видение мира, своя сугубо индивидуальная точка зрения, подразумевающая место в ментальном пространстве бытия из которой он наблюдает этот мир. Очевидно, что и путь познания добра и зла у каждого свой, как и путь по ступеням познания любви в широком смысле этого слова. И с древа познания каждый срывает свое. Кто яблоко, кто гранату, кто плоды истины. Так запрограммирован человек. У него есть выбор!?
Об этом одна из последних моих картин «У древа познания. х/м 2015 г.»

image001 image002 

Читатель или зритель, знакомясь с художественным произведением, невольно погружается в созданную автором духовную, этическую, нравственную среду, в ту же часть космоса ментальной сферы бытия, в которой находится создатель любого художественного произведения, поэмы, повести или картины. Так яркий свет поэзии любви Сергея Есенина свет вечного бытия в любви меня буквально ослепляет, когда я выбираюсь из котлована или серо-зеленого тумана безнадежного «сучьествования» в произведениях Платонова.

Многообразная поэзия Сергея Есенина поражает избытком и противоречивостью чувств, драматизмом, сопереживанием и милосердием любовью и благоговением ко всему живому и даже не живому. Так, природа в стихах Есенина живет неповторимой поэтической жизнью, как человек, она радуется и грустит, поет и шепчет, она все время в вечном движении, изменении, развитии.

image003
Палитра чувств поэта, как и палитра тем его творчества, по истине бездонны и космически многомерны. Есенин в совершенстве владел редким даром передачи тончайших оттенков самых глубоких интимных настроений человеческой души и ума.

image004
Однако я восхищаюсь не только Есениным лирикой, мы видим в нем и историка русской жизни и значительного эпического поэта и философа, и теоретика искусства.
Глубоко национальная поэзия Есенина помогает мне ощутить не только уникальную, многоцветную красоту Русской природы, но и особую идиллическую привлекательность и силу патриархального русского бытия.

image005 image006
image007 image008

Несмотря на грусть и стон души поэта по уходящей деревенской России восприятие Русского мира оптимистично и благоговейно и состоит в принятии жизни во всей ее полноте и противоречивости, такой, как она есть. Есенинская диалектика жизни, выраженная в стихах, «лечащих душу», позволяет любые состояния жизненного пути человека благодарно воспринимать как часть общего пути, как часть вечного круговорота жизни, в которой никто и ничто не проходит бесследно и навсегда, а лишь переходит в другие формы.

image009
Особенности оптимистического восприятия мира и этики действия в духе миро и жизнеутверждения достаточно глубоко раскрыты в трудах Альберта Швейцера, где принцип «благоговения перед жизнью» выступает как основа обновления, эволюции человека, человечества, формирования и понимания универсальной космической этики.

В концепции одного из направлений современной философии (СЕПТ-АРТ-ЦЕНТРИЗМА) спасение в принятии этики и эстетики абсолюта любви над всем.

Говорить о Руси космической нельзя без упоминания о трудах Константина Циолковского, его «монизме», в котором он раскрыл основные положения своей космической философии.

Циолковский считает, что даже атом, как элементарный кирпичик материального мира, имеет чувственную жизнь. Циолковский уверен, что Космос наполнен счастьем. Нет ничего в космосе могущественнее высшего (добавим от себя любящего) разума. Жизнь в нем совершенна и разумна. Живя жизнью вселенной, мы будем счастливы. Разумность и силу материи, веществу придает высший разум. Правда, земная жизнь, по его мнению, исключение, поскольку земля и человек находятся в младенческом состоянии. Жизнь на ней появилась путем перенесения с других планет необъятного и бесконечного космоса.

Философские представления Циолковского пронизаны оптимизмом, оптимистической этикой. Как и Циолковский, Валерий Брюсов в стихотворении «В неконченом здании» устремляет мысли читателя в космос, призывает к строительству космического рукотворного здания, освоению человеком космоса. Валерий Брюсов в своей поэзии смотрит на землю из далекого космоса и восхищается ее красотой и величием:

«А где-то там далеко Земля, зеленая планета, ничтожный шар в семье планет. Твое величие — имя это меж слов твоих прекрасней нет».

Как ДОСТОЙНО БЫТЬ каждому конкретному человеку и в целом человечеству?
Как сохранить и преумножить величие имени ЧЕЛОВЕК, ЗЕМЛЯ!!!

Формируя образ Космической Руси, нельзя хотя бы кратко не упомянуть о трудах Вернадского. В философских трудах Владимира Вернадского космическое мировоззрение, системно строится вокруг понятия ноосфера и предполагает рассмотрение явлений природы и истории в космических временных рамках.

Вернадский рассматривает процессы эволюции космического вещества планеты, коэволюции с участием человека, доказывает неизбежность перехода к ноосферному этапу эволюции. Большое внимание уделяет проблемам современной науки и философии, построению модели физического космического пространства и строению пространства космического времени.

Ученый изучая труды греческих философов не отрицает научно-мистический способ творческого постижения мира. Поэты, художники в поэтической и художественной форме пытаются познать мистически, чувственно земную жизнь и мироздание.

Космическое поэтическое восприятие окружающего Сергеем Есениным переполнено человеческими чувствами,

«буйством глаз» и «половодьем чувств»,

рождает неповторимые и бесценные для живописца, ценителя художественного слова образы:

«О, Русь — малиновое поле», «Розовый конь»

скачет по нему или по небу… У меня как живописца рождается образ: «По малиновому полю русской земли скачет розовый конь,

а кругом разлито «СИНЕЕ СЧАСТЬЕ».

В реку упала звезда. Луна «золотой лягушкой» распласталась на тихой воде». Душа поэта просто переполнена любовью, и она как водолей в космосе обильно и безудержно дарит живительную влагу любви окружающему миру, поэзия пронизана любовью к природе, братьям меньшим: лошадям, дворовой собаке. Эти чувства не возможны без подлинного благоговения перед жизнью.

В грустных, вечных стихах Сергея Есенина космическое чувство бесконечного времени, ощущения его вечного потока и в то же время быстротечности жизни:

«Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увядание золотом охваченный, я не буду больше молодым».

image010 image011

И я вижу картину: Бежит девочка — почти летит среди весны в кружении белых цветов. Москва река. Золотые купола и фиолетовые облака отражаются в весенних водах. Два лебедя — руки поэта и его любви.

 На моем эскизе к портрету и картине о Николае Клюеве: над вечным простором Николай Клюев на возвышенности у озера, под березой, роняющей золото в лучах рдяного обильно напоенного цветом заходящего солнца. Руки поэта — два лебедя. Белый — устремлен ввысь, черный — к сырой земле. Лежит на осенних золотых листьях подле поэта Голубиная книга, вылупившееся из яйца космической ментальной сферы Русского вечного бытия… Падает на землю уже ненужное золото — осенние листья.

image012 image013

Есенинские стихи (Пантократор. 1918 г.) рождают в моем сознании живописные образы мира космических пейзажей, космического бытия Руси вечной, пути к источнику вечных знаний и истин, которых повторяются земное Русское. Хочу гулять по аллеям среди небесных тополей.

Там, за млечными холмами,
Среди небесных тополей,
Опрокинул ковш над нами
Серебристый водолей.
Он медведицей в лазури —
Как из бочки черпаком.
В небе вспыхнувшая буря
Села месяцу верхом…
 image014

Для меня важно почувствовать, что в этих стихах отчетливо звучит оптимизм и надежда на новую жизнь, и призыв к действию в борьбе за это. Красный «бык-конь» несет на себе по небу кудрявого, золотовласого мальчика, почему-то очень похожего на Сергея Есенина на моей картине «21 век. 2006 г.».

ОНИ ВОЗВРАЩАЮТ РОССИЯНАМ ВЕЛИКИЙ ДУХ ПОБЕДЫ.
«Сойди, явись к нам красный конь, впрягись в Земли оглобли… «Мы радугу тебе — дугой, полярный круг на сбрую. О, вывези наш шар земной на колею иную.»

image015
Шлея на том коне космическом — «синь» космоса, а бубенцы — звезды. Красные кони — символы силы и действия на моей картине «Кристалл победы».

В «Преображении» (1918 г.) Есенин обращается:

«Эх, россияне! Ловцы вселенной,
неводом зари зачерпывающие небо.
Трубите в трубы».

Строки рождают живописный образ. Плывут среди океана звезд по водам вечности времени два рыбака. Отец и сын и ловят неводом планеты со всеми, кто там находится. А потом, как и положено, хорошее отделяют от плохого…

Высший космический Разум

«из лона голубого, широко взмахнув веслом, как яйцо нам сбросит слово с проклевавшимся птенцом…»

На моей картине «Русь космическая» Кит плывет по бесконечному космосу бытия, несет на себе исконную вечную Русь: белые храмы и деревню, избу (центр вселенной и из него вылупилось нечто новое: истина, слово новое, несущие правду и справедливость, слово о пути познания любви, слово, преобразующее человека и человечество.

image016 image017

«Иорданская кобылица» Есенина немного грустный, яркий поэтический образ чувственного, духовного видения Руси на изломе времен. Космическая Русь летит. В осеннее свинцово-синем небе колокол, в который бьет месяц. Пытается нас о чем-то предупредить. Этот тревожный осенний пейзаж я написал осенью перед Чернобылем…

image018
Поля Руси Космической синие, как часть флага… Поэт повествует о будущем, о пасхе, о преображении, возрождении Руси.

«В колокол синий неба я месяцем бью. Все мы, когда-нибудь будем в этих благих селениях, куда протоптан Млечный Путь…

Призывает поэт:

«Не жалейте ушедших, там на ландышах расцветших (звездах) лучше, чем в полях у нас».

image019 image020

Хочу еще раз обратить внимание читателя, что Космос Сергея Есенина, как и космос Циолковского наполнены благом.

В своей «Инонии», созданной под влиянием имажинистов, Есенин жаждет новой веры. «Кто-то вывел гуся// Из яйца звезды—// Светлого Иисуса проклевать следы.// Кто-то с новой верой,// Без креста и мук,// Натянул на небе// Радугу, как лук…// Новый в небосклоне// Вызрел Назарет.// Новый на кобыле// Едет к миру Спас.// Наша вера — в силе,// Наша правда — в нас!» Революционные стихи.

И «СПАС» сталинизма вышел.
 Или в правде сила?

Переставляя местами слова получаем совсем иной смысл…

В «Небесном барабанщике» поэт обращается к людям-рабам, прилипшим к земле брюхом. Призывает поднять взор свой в Космос, где «листья льются звездами…». Есенин приветствует обновление на земле и небесах, чувствует, как «новый мир рвется конницей к новому берегу под удары небесного барабанщика…

Его слова рождают новые картины…

«Мы идем и наш небесный барабанщик лупит в солнца барабан»

image021
Сергей Есенин хочет и призывает к обновлению:

«довольно гнить и ноять, и славить взлетом гнусь — уж смыла, стерла деготь воспрянувшая Русь…
С иными именами встает иная степь»

Не может прожить Русский человек без глубоких чувств, воспетых русскими поэтами. О своем творчестве Сергей Есенин говорит:

«Беспокойная детская сила на поэмы мои пролилась, золотая словесная груда, и над каждой строкой без конца отражается прежняя удаль забияки и сорванца…», «Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя…»

Поэт жалеет о переезде в город о том, что над ним уже не будут

«листвою крылатой звенеть тополя».

Поэт жалеет о наступлении цивилизации металла, бетона и машин, которая заботится о рождении бетонных и металлических форм, автомобилей больше, чем о рождении людей и жизни их в гармонии с природой и космосом.

Поэт говорит нам о золотом тельце, в которое превращается сердце

«когда из него до дна исчерпывают любовь…»

image022 image023

Вечно будут показывать нам путь к вечным истинам и знаниям небесные Космические тополя и роняют листву золотую среди звезд, среди бескрайного космоса ментального бытия, показывают путь к дому к иному измерению бытия, к «беловодию» и вечной книге истин, книге рукописей, которые не горят, открывая нам дверь в иной вечный мир справедливости, блага вечного и счастья… Книга о пути преображения человека и человечества, на земле Космической Руси. Об этом моя последняя картина «Космические тополя», написанная специально к докладу на конференции в 2015 г.

Мадонна лунная, Троеродица, рассыпают звезды в сердце поэта-художника, нянчат в аметистовых яслях младенцев обновленного человечества. «Нежно ступая по сердцу поэта» рассыпают они звезды и цветы. Плывет в бесконечном космосе, наполненном счастьем, Космическая Русь, и где-то сгорают кометы Максимилиана Волошина, изменившие своим планетам, как люди, изменившие своей любви, своей Родине.

Летит к звездам Сергей Есенин над холмами у села Константиново. В одной руке у него скрипка, а в другой раскрытая книга. За ним юная девушка спасается, устремившись в полете за поэтом, держится всеми силами за его книгу… Картина, которую я начал писать в 2013 г.

Любой, живущий на земле: поэт, ученый, философ, уходит. Жизнь по космическим меркам — одно мгновение в веках. Но «их дел объем превысил жизнь» и откровения их, крупицы истины, Космическая Русь понесет мирам, в вечность. А мне, как художнику, дают образы мысли для создания картин, обогащающих русскую культуру.

Ефремовцев Н.Н. 22.09 2015 г.

Все картины и графика  Ефремовцева Н.Н. выполнены в   философской концепции искусства СЕПТ-АРТ-ЦЕНТРИЗМА.


EfremovtsevНикита Николаевич ЕФРЕМОВЦЕВ родом с Урала. Живет в Москве.
Несмотря на то, что высшее образование получил в Московском горном институте в 1972 году, «живописью занимался всегда». А его многочисленные командировки, экспедиции способствовали написанию серии пейзажей на пленере. Постигал секреты мастерства графики и живописи у художников Сиротова Константина Павловича, Валерия Павловича Полотнова, Александра Зверева. Его кумиры — Нестеров, Врубель, Васильев, Левитан, Малевич. Участник многочисленных выставок МОСХ на Беговой и выставок Академии художеств.

Никита Ефремовцев — художник-лирик пейзажа, философ. Его картины, написанные на пленере и портреты — безмолвное признание в любви. Его живописные философские работы — масштабны, «художник из бесконечности и пишет о вечном …».

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика