Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

33743269
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
10112
12278
44945
31621050
218971
312791

Сегодня: Нояб 21, 2019




КАЛОШИН В. И.

PostDateIcon 07.07.2011 12:19  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 6051

КАЛОШИН Владимир ИвановичКАЛОШИН Владимир Иванович (15.02.1927/13.06.2005) — родился в деревне Исток Спас-Клепиковского района, Рязанской области. В 1945 году окончил среднюю школу. Учась в военное время, с 8-го класса был в Спасских, а затем в Селецких военных лагерях, где молодёжь готовилась к отправке на фронт.
По окончании школы поступил во Владимирское пехотное училище. Тяга к рисованию, желание учиться живописи привела к уходу из училища. Служил рядовым, а через 8 лет снова поступил учиться в пехотное училище и окончил его в звании лейтенанта. Назначение получил в город Острогожск, родину художника Крамского. Жизнь крутилась вокруг картинной галереи Крамского, но через 2 года — Астрахань. В 1966 году заочно закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.
В период послевоенной демобилизации уволился из армии и с семьёй, тремя детьми переехал в Рязань, где начал работу директором Рязанского дома художника. Началась настоящая творческая жизнь. Есенинские места. В это время родились картины, посвященные Есенину, его лирике, русской природе Родины Есенина.
Принял участие в создании и развитии клуба «Колорит», был его председателем.
Во Владимире с 1998 года в помещении бывшего пехотного училища действует постоянная выставка работ Владимир Иванович Калошина.

Спас-Клепики
«Спас-Клепики». 1969 г. Картон, масло; 60х40.

«Памяти Есенина»
«Памяти Есенина». 1975 г. Картон, масло; 50х70.


«Есения» длиною в жизнь

Калошин В. И.Владимирский художник посвятил своё творчество Сергею Есенину.
2005 год неофициально назван годом поэта Сергея Есенина — 110 лет назад поэт родился и 80 лет назад погиб. Во Владимире многие годы жил и писал пейзажи на есенинскую тему художник Владимир Калошин. В своём доме, стоящем в центре города, он создал небольшой музей Сергея Есенина.
Село Спас-Клепики — родина Сергея Есенина. И вышло так, что Владимир Иванович учился у есенинских учителей, был знаком с матерью, сестрами, сыном Есенина, хорошо знал других его родственников. Их рассказы художник запомнил на всю жизнь, увлёкся творчеством поэта. В его душе поселилась любовь к рязанским местам, воспетым Есениным. Однако после школы художнику пришлось покинуть Рязанщину.
В его живописи главными жанрами стали портреты и пейзажи, а темами — родная рязанская природа, есенинские места, сюжеты из поэзии и жизни лирика.
Первые пейзажи Калошина появились в Спас-Клепиках. В честь 65-летия со дня рождения поэта фонд Есенина открыл в этом селе музей. А в 1990-х годах во владимирском Доме офицеров Владимир Иванович организовал большую персональную выставку и представил на ней 75 картин, посвященных Есенину.
Во Владимире Калошин работал ответсеком отделения союза художников, преподавателем в политехническом институте и учителем в школе. Вместе с другими художниками Калошин создал клуб художников «Колорит». Владимир Иванович был членом всесоюзного есенинского общества «Радуница». На его счету около 50 выставок, большая часть из которых посвящена Сергею Есенину. В своём доме Владимир Иванович создал небольшой музей поэта. В его мастерской — сборники поэта, книги о нём, выписки и цитаты, полотна, с которых смотрит сам Есенин, его мать и герои стихотворений.
Друзья-художники из клуба «Колорит» раз в неделю заходили в гости в избушку Калошина. Последний раз они там были за несколько дней до смерти художника.
— Мы знали Владимира Ивановича как увлечённого человека и талантливого художника. Но в тот день он был каким-то отрешённым. Мы долго разговаривали о Рязанщине, он вспоминал те места, где вырос сам и поэт Есенин. Особенно много Владимир Иванович говорил о рязанских деревушках. А через 3 дня после нашей встречи его не стало. Видимо, тогда душой он уже был там, на Рязанской стороне, — вспоминает художник Эдуард Солодилов.

Анна Тумановская.
г. Владимир

Газета «Призыв» 4 августа 2005 г.


Калошин Владимир Иванович

Прошло пять лет с того дня, как ушел из жизни известный владимирский искусствовед и художник Владимир Калошин. Его памяти посвящена выставка, представленная в стенах Центральных офицерских курсов. Также здесь представлены работы членов Владимирского городского клуба художников «Колорит». Именно Владимир Калошин стоял у истоков создания этого творческого объединения, несколько лет был его председателем. На выставке, посвященной 65-летию Великой Победы, проходившей в стенах социального комплекса ВПОО «Милосердие и порядок», посетители могли видеть его работы. Весомую часть творческого наследия Владимира Калошина составляют картины о войне.
Шестнадцать лет жизни Владимир Калошин отдал армии, из них семь будущий художник провел во Владимирском военно-пехотном училище. Сейчас здесь расположены Центральные офицерские курсы (ЦОК). Здание ЦОКа Владимир Иванович даже назвал родным домом. И неслучайно, что именно здесь в настоящее время выставляются работы Колошина, по которым можно проследить жизненный путь их автора.
Родился Владимир Иванович на Рязанщине, в есенинских местах, в деревне Исток Спас-Клепиковского района. Володя ходил в Екшурскую среднюю школу и общался с педагогами, которые преподавали в классе, где учился Серёжа Есенин. Любовь к творчеству своего знаменитого земляка Калошин пронесет через всю жизнь.
В двадцать лет Володя поступит в студию изобразительного искусства, в которой тогда с учениками работал Николай Петрович Сычев. У него обучались ставшие затем очень известными художниками Кокурин, Пластинин, Бритов. Рассматривая рисунки Володи Калошина, профессор Сычев не уставал повторять: «Владимир Иванович, у вас элегантная кисть».
В 1960-ом Колошин демобилизуется из армии и исполнит свою давнишнюю мечту — поступит в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Дипломированный искусствовед будет работать в Рязани, затем уедет во Владивосток, и только после того, как отметит пятидесятилетний юбилей, переберется с семьей во Владимир. Многие, кто лично знал Владимира Калошина, отмечают, что он был яркой творческой индивидуальностью, отдавший всю свою жизнь просветительской деятельности.
Тамара Князева и Владимир Калошин прожили в браке сказочный срок — тридцать лет и три года. Когда расписывались, то Тамара Александровна решила оставить свою фамилию. На месте Владимира Ивановича любой другой мужчина мог бы возмутиться, но он этого не сделал. Потому что Владимир Калошин всегда уважал решения любимой жены.
— Когда мы поженились, мне было 27, а ему 44, — вспоминает Тамара Алесандровна. Только после его кончины я заметила, что эти цифры совпадают с годами нашего рождения, я же с. 1944-го, а он с. 1927-го. Мне кажется, в этом есть что-то мистическое. Есть и другие совпадения. В творчестве мужа на протяжении всей жизни главными темами были война и Есенин. В год смерти Володи, в 2005 году, в стране отмечались два юбилея — 60-летие Победы и 110 лет со Дня рождения Есенина. До одного праздника он дожил, а вот до второго уже нет.
Они встретились во Владивостоке. Там, на другом краю земли, он работал на стройке художником, а она — старшим инженером по технике безопасности. К тому времени оба уже были в разводе. Калошин был очень энергичным человеком, да и Тамара отличалась активностью. Так что интересы совпали сразу: вместе ходили в различные походы, а потом решили соединить свои судьбы. Многие из окружения Владимира Ивановича высказывались негативно по поводу этого брака: смущала разница в возрасте. Но молодые не обращали внимания на пересуды, поженились и прожили в браке счастливую жизнь, наполненную любовью и гармонией. Их судьбы слились, как полноводные реки, навсегда…
Приехав во Владимир, Колошины обосновались в небольшой комнате в доме № 8-б на улице Советской (ныне Спасская улица), жильё Владимир Иванович получил от обувной фабрики, где трудился год после переезда. Дом был старый, возведенный еще до революции.
Вскоре Колошину поступило предложение занять должность ответственного секретаря Владимирского отделения Союза художников.
В Союзе художников Владимир Иванович оказался в своей стихии, как говорится, окунулся в работу с головой. Успевал читать лекции от обществ книголюбов и «Знание», писать картины.
До конца своих дней художник будет жить здесь, в этой небольшой комнате в доме с печным отоплением, в историческом центре города близ Золотых ворот. Здесь не было удобств, сюда как будто не доходили достижения цивилизации: печку топили сами, воду носили из колонки.
Через какое-то время соседняя комната освободилась, и Владимиру Ивановичу разрешили приспособить ее под мастерскую. А потом к дому пристроили еще и веранду. Вскоре улице Советской вернут ее прежнее название, и она вновь будет именоваться Спасской. В конце 90-х начнет действовать Спасо-Преображенский храм.
— Когда в церкви была открыта дверь, то с нашего крыльца был хорошо виден алтарь, — вспоминает Тамара Александровна. — Иной раз свои эскизы Владимир Иванович делал, не сходя с крыльца.
Дом Калошиных всегда славился гостеприимством, здесь часто бывали художники, актеры владимирского театра, музыкальные деятели, об этих вечерах до сих пор вспоминают с большой любовью и теплотой… Хозяин был очень интересным человеком: мог общаться на разные темы, оказывал внимание всем, кто к нему заходил поговорить.
— По глубине знаний с ним никто не мог сравниться, — признается Эдуард Солодилов. Я в своей жизни больше не встречал человека, который бы был так предан искусству. Он постоянно выступал с лекциями об изобразительном искусстве, о писателях, поэтах и художниках. Его рассказы несли слушателям бездну информации. Все сопровождалось демонстрацией книг, репродукций и слайдов из личной коллекции. Он мог увлечь всех, был настолько артистичен и органичен, что скучное слово «лекция» к его ярким выступлениям даже совсем не подходит.
В 90-е годы в дверь их дома часто стучали: просили подаяния. И хотя Тамара Александровна не работала, а Владимир Иванович был на пенсии, Калошины никогда не отказывали просящим в куске хлеба, таков был закон этого гостеприимного дома. Какие бы ни были трудные времена, Тамара Александровна, всегда имела в запасе чай, сахар и сушки.
— Готовить он умел, но занимался этим очень редко, — вспоминает она. Хозяйство вела я. В еде был непритязателен, гости приходили, угощались тем, что есть. Щи и каша из печки, картошка в чугунке и к ней соленые огурчики. Все было просто, потому, что не это было главное. Люди приходили ради общения.
Когда сердце Владимира Ивановича стало откровенно пошаливать, друзья — художники из «Колорита» приходили каждые три-четыре дня не только пообщаться, но и оказать посильную помощь — наколоть дров, принести воды, сбросить снег с крыши.
Владимир Калошин очень любил свой дом, всегда туда стремился. Художника можно было часто видеть с этюдником на Козловом валу. За много лет один и тот же пейзаж за окнами ему совсем не надоел…
Внимание к творчеству знаменитого земляка с годами переросло в главное жизненное увлечение Владимира Калошина. Еще во Владивостоке, в 1975 году прошла первая персональная выставка художника, которая называлась «По родным есенинским местам». Во Владимире же было более шестидесяти выставок Владимира Ивановича, большая часть из которых была посвящена любимому поэту. Ещё были экспозиции и в Рязани, и в Москве, и во Владивостоке, и в Санкт-Петербурге, и в Орле, и в Туле и в других российских городах.
Многие владимирцы помнят, как 90-х годах в гарнизонном Доме офицеров Владимир Иванович организовал большую персональную выставку и представил на ней 75 картин, также посвященных Есенину.
— Так плотно во Владимире Есениным, наверное, никто не занимался, — говорит вдова художника. — В нашем доме муж создал даже небольшой музей, занятия которым доставляли ему настоящую радость. Владимир Иванович искренне любил Есенина, его поэзию, свои картины называл строками его стихотворений. Всегда с ним был томик стихов карманного формата.
Экспозицию музея художник назвал «Все о Есенине в доме Калошина». В ней были представлены картины, изображающие эпизоды из жизни и мотивы из творчества поэта. Владимир Калошин всегда чувствовал глубокое душевное родство с Есениным, мироощущение двух этих людей было очень похожим. И, действительно, между ними было много общего: оба родились на Рязанщине, безумно любили свой край и воспевали его красоту, только Есенин — в стихах, а Калошин — в живописи. Владимир Иванович не только учился у есенинских учителей, но и был знаком с матерью, сестрами, сыном Есенина, хорошо знал других его родственников. Об этом художник часто рассказывал школьникам, для которых проводил экскурсии по своему небольшому музею.
— Мы в последний раз с ним виделись за четыре дня до его кончины, — вспоминает Эдуард Солодилов. Он уже был слаб, но как оживились его глаза, когда мы заговорили о Есенине, о Спас-Клепиках, о речке Пре, по которой я не раз прошел на байдарке, о заповедном местечке Брыкины Горы.
Еще при жизни несколько своих работ Владимир Калошин передал в музей в Спас-Клепики. Через год после смерти мужа Тамара Александровна подарила в московский музей Есенина более сорока картин и архив мужа. Некоторые из этих работ выставлялись в Манеже. Полотна кисти живописца Калошина есть на малой Родине поэта — в селе Константиново, музеях, библиотеках и школах Рязани. Несколько картин Владимира Ивановича находятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Последние семнадцать лет жизни Владимир Иванович вел дневник. В нем он каждый день ставил перед собой одну и ту же задачу: обязательно познать что-то новое. Что-то прочитать, о чем-то узнать — неважно, главное — совершенствовать себя изо дня в день. Колошин был человеком творческим, человеком свободной мысли, ему постоянно нужны были новые впечатления:
— Он спал очень мало — по 4–5 часов, — вспоминает Тамара Александровна. — Я заметила, что больше пяти лет Владимир Иванович не мог трудиться на одном месте. Ему становилось скучно, потому, что такому человеку был необходим простор и новые мысли. Это была потребность его души.
Раз в месяц, а то и по 2 раза Калошин наведывался на свою малую Родину, в деревню в Рязанской области, навещал мать. Художник предпочитал такой отдых всем курортам и санаториям, говорил: «Я лучше сено покошу, похожу по лесу».
— Мама у него всегда была на первом месте, а потом все остальное, — рассказывает Тамара Александровна. — Он постоянно ездил на Есенинские праздники, различные мероприятия, там душой отдыхал…
А по выходным после завтрака обычно семья отправлялась на прогулку, за город. Владимир Иванович в последние годы жизни очень любил рисовать воду. Сидел, долго делал наброски.
— Главной любовью в его жизни была живопись, её он отдавался всецело, —улыбается Тамара Князева. — Хотя он умел ценить женскую красоту, был прекрасным портретистом. Когда его спрашивали про романы с другими женщинами, он только отшучивался: «Для этого нужно: первое — время, второе — деньги. У меня нет в избытке ни того, ни другого, но особенно первого».
Со своими картинами Владимир Калошин не любил расставаться. Даже если дарил, то с большой неохотой. В конце 80-х — начале 90-х наступили голодные времена, многие художники подрабатывали, рисуя портреты на улицах, но только не Калошин. Он продолжал идти своей дорогой. Прикреплял свои картины к картону, чтобы весили меньше. С этой лёгкой стопкой он отправлялся читать свои лекции и в Москву, и в Санкт-Петербург. Во Владимире художник Калошин долгое время преподавал в политехническом институте. Когда вуз будет отмечать пятидесятилетие, в его стенах откроется выставка, на которой будет представлено более ста портретов студентов и преподавателей, сделанных в разные годы.
13 июня 2005 года сердце художника остановилось… Тамара Александровна осталась одна, всё в том же доме на Спасской, с которым была связана вся жизнь…
— Когда я осталась дома, было откровенно страшновато, — признается вдова художника, — Этот дом всегда был полон людей, а тут тишина…
Со временем всё вокруг стало приходить в негодность: крыша начала протекать, справляться с хозяйством женщине становилось все труднее. После смерти мужа она почти 2 года разбирала его архивы, картины, библиотеку, которая насчитывала 2 с половиной тысячи книг. Её вдова подарила художественно-графическому факультету ВГГУ. Картины и архив были переданы музеям.
Три года назад Тамара Александровна продала жилище на Спасской и переехала в небольшую квартиру, которую сегодня украшают пятьдесят картин художника Владимира Калошина. А она по-прежнему не перестает его любить.

Ольга ВОЗНЕСЕНСКАЯ
«Призыв» от 18.08.2010 г.


Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика