ЛУЧКИНА С. Дело Сергея Александровича ЕСЕНИНА: тайна на века или «так получилось»?..

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 12952

Светлана Лучкина

Дело Сергея Александровича ЕСЕНИНА: тайна на века или «так получилось»?..


Тайна — ограничения, налагаемые на доступность определенной информации, составляющие один из существенных признаков власти.
Социальная психология. Словарь под редакцией М.Ю. Кондратьева


Ломать легенду или не ломать?..

«Не трожь легенду! Сломаешь легенду — не будет народной любви» — это слова героя Олега Павловича Табакова — генерала ФСБ Симагина — из телевизионного фильма «ЕСЕНИН». С генералом трудно согласиться: народная любовь к Есенину держится не на «легенде» о жестоком убийстве и не на интриге,  десятки лет поддерживаемой государством и его институтами. Ведь тогда в разряд «горячо любимых» попали бы тысячи общественных деятелей, писателей и поэтов, павшие жертвами несправедливости и политического терроризма того времени. Любовь к Есенину живет в его поэзии — гениальной исповедальной лирике и созвучности со взглядами и душой каждого читателя. Хотя, безусловно, то, как оборвалась жизнь поэта, слава которого уже при жизни была фантастической, волнует многих его поклонников и по сей день. Корни этого народного «неспокойствия» произрастают из упорно сохраняемой тайны гибели поэта, из малопонятного стремления властей или определенных персон не допустить утечки достоверной информации о случившемся любыми путями. Загадочных моментов, составляющих тайну гибели Есенина, известно предостаточно. Но нет объективных объяснений ни одного из них.

Загадка Первая — мистическая. Призрак Пятого номера

Тело С. А. Есенина обнаружили в Пятом номере «Англетера», и уже с этого момента начинаются «чудеса и приключения», объяснения которым трудно найти. На сегодняшний день известны две фотографии обстановки номера, выполненные разными фотографами по просьбе разных «заказчиков».
Первая фотография — изображение комнаты, сделанное портретистом Моисеем Наппельбаумом  28 декабря 1925 года по заказу ОГПУ и органов дознания Ленинграда.


Фотограф М. Наппельбаум. 28 декабря 1925 год.
Пятый номер гостиницы «Англетер»


Вторая — изображение комнаты, сделанное фотографом Пресняковым в январе 1926 года по заказу жены Есенина Софьи Андреевны Толстой.


Фотограф Пресняков. Январь 1926 год.
Пятый номер гостиницы «Англетер»


Фотодокумент, много лет хранящейся в архиве Софьи Толстой, рассматривается в подобном ракурсе впервые. При сравнении двух фотографий находим  ключевое отличие: трубы парового отопления на фотографии Преснякова находятся в левом углу комнаты, а не в правом, как нам это демонстрирует снимок М. Наппельбаума. Впрочем, это служит очередным доказательством уже озвучиваемой на страницах «Вне Закона» версии о намеренном подлоге фотографии и ее зеркальной перевернутости.
Если вглядеться в снимок, сделанный в частном порядке для Софьи Андреевны, можно сразу увидеть нечто такое, что не взялись объяснить даже маститые криминалисты. Вы уже поняли, о чем речь?..
Фотограф (а возможно и кто-то другой?) от руки изобразил в оконном проеме оборки (или рюши), изображающие раздвинутые шторы. Оборки прорисованы посредством ручного нанесения многочисленных штрихов крест-накрест. Самодельное происхождение этих «рюшечек» не поддается сомнению. А вот цель, с которой они были сделаны, — совершенно непонятна. Ведь настоящая портьера никуда не девалась, ее фалды явственно видны на фотографии.
Для того чтобы разобраться с целями и мотивами подобной живописи, мы решили вернуть фотографию к исходному виду, то есть стереть элементы постороннего вмешательства. Попытка убрать искусственно нанесенные штрихи  обернулась получением силуэта человеческой фигуры в оконном проеме:


В принципе данную фигуру можно «угадать» не стирая черточек с помощью графической программы. Достаточно абстрагироваться и взглянуть «поверх» штрихов на то, что они маскируют. Что означает силуэт и что он собой представляет — чьё-то стертое изображение или искусственно созданный контур человеческой фигуры?
Снимок, как нам кажется, указывает на что-то, символом чего является фигура, «стоящая» на подоконнике. Специалисты по судебной фотографии, видевшие снимок, не смогли дать каких-либо объяснений. Обращения к парапсихологам и экстрасенсам привели к возникновению мнения, что это настоящий фантом. «Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», — высказывала свою точку зрения экстрасенс Светлана N.
Как бы там ни было, отмахнуться от факта странного изображения не удастся — фотография была сделана специально для жены Сергея Есенина, всю свою жизнь посвятившую сохранению наследия поэта и сбору материалов по увековечиванию памяти о нем. С уверенностью можно сказать одно: засвеченный силуэт в окне, закамуфлированный канвой из рюш, не мог быть банальным «дефектом» печати или ошибкой фотомастера. В этом случае требовательная Толстая заказала бы повторный снимок. Фотография ее не просто устраивала, она бережно хранила ее всю жизнь. Понимала ли Софья Андреевна значение изображенного силуэта?.. Знала ли смысл фигуры в окне?.. Скорее всего — знала. Ведь эта фотография нужна была именно ей — близкому человеку, любящему, ищущему и стремящемуся знать правду.

Загадка Вторая — документальная. Эти странные рваные бумажки

Документальная сторона дела находится  в столь плачевном состоянии, что возникает убеждение: документы сохранились не «благодаря», а «вопреки» создаваемым условиям. Впервые широкой публике документы «Официального дела о самоубийстве С. А. Есенина» были показаны в ходе работы Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта под руководством Ю. Л. Прокушева. Позднее они были опубликованы в итоговой книге — «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии».  Документы рассматривались с точки зрения наличия в них прямых доказательств самоубийства, но почему-то никто не задал простой вопрос: а что это вообще за странные бумажки?.. Почему они все порваны и подрезаны?.. Почему ни один из АКТОВ, на которые так серьезно опираются сторонники официальной версии, не написан на бланке того учреждения, которое отвечает за объективность и достоверность указанных в них данных?..
Например: Акт обнаружения тела в гостинице «Англетер», составленный участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской милиции Николаем Горбовым.
Лист желто-серой бумаги без намеков на реквизиты милиции вообще и 2-го отделения Ленинградской милиции в частности. Имеет повреждение в нижней части. Как раз в том месте, где понятые ставили свои подписи. Вырванные края были кем-то подрезаны ножницами.



Второй пример: Акт вскрытия тела, составленный судебным медицинским экспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 29 декабря 1925 года.

Для этого судебно-медицинского документа также оказались лишними реквизиты учреждения, на базе которого проводилась экспертиза. Ни данных о регистрации, ни номера или какой-либо иной административной информации не обнаружено.
Лишним кому-то показался и весь нижний фрагмент листа, где должны быть указаны понятые, присутствовавшие при вскрытии тела поэта.  Форма повреждения полностью совпадает с формой выдранного фрагмента Акта Н. Горбова. Второй же лист Акта вскрытия тела С. А. Есенина, содержащий главную часть документа — Заключение — потерпел еще большее надругательство — от него попросту отрезали половину листа. С бумагой было так плохо? Или информация, содержащаяся в нем, не предназначалась даже для секретного хранения?

Акт суд-мед.эксперта А. Г. Гиляревского от 29 декабря 1925 г.


Остальные, не менее важные, документы дела — Протоколы опроса Вольфа Эрлиха, Георгия Устинова, Елизаветы Устиновой, Василия Назарова — повреждены идентичным образом: в нижней части листа отсутствует центральный фрагмент, по форме совпадающий с тем, что мы видим на фотографиях. Кто, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах позволил себе обращаться с документами следствия подобным образом — остается загадкой.
А главного «хроникера событий» по обнаружению в номере гостинице «писателя, приехавшего из Москвы» — 40-летнего участкового надзирателя Н. Горбова — эти печальные события подкосили настолько, что он стал менять свои почерки в зависимости от документа. Например, в своем Акте он решил подписаться вот так:


А в Протоколах опроса свидетелей он уже так поднаторел в каллиграфических изысках, что почерк стал стремительным и летящим как у заправского писаря:

Подпись Н. Горбова в Протоколе опроса Василия Назарова, коменданта гостиница «Англетер»

Подпись Н. Горбова под Протоколом опроса Вольфа Эрлиха


Сразу замечу, что графологическую экспертизу на официальном уровне никто не проводил. Видимо, не усмотрели смысла в этом процессе. Возможно, нет ничего криминального в том, что за Николая Горбова расписывались все, кто умел писать. В конце концов, отлучился участковый надзиратель на пять минут по какой-нибудь нужде — чего ж теперь чернилам сохнуть?.. Подошел первый попавшийся и «подмахнул». Это не страшно. Страшно то, что всю страну заставляют ВЕРИТЬ этим рваным писулькам и фальсифицированным клочкам в течение 83-х лет.
Могли и могут ли такие «листики» являться официальными документами, на основании которых выносятся решения исполнительных органов?.. Возможно ли, чтобы на основании этих «листиков» родным поэта отказывали вправе заказывать молебны в православном храме?.. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, исконно верующий человек, свое отношение к смерти сына выразила тем, что ни на минуту не допустила мысли о невозможности или греховности совершения православных обрядов по убиенному Сергию. В церкви села Константиново отслужили молебен по Сергею Есенину, как это полагалось по православной традиции. Более того, есть сведения, что поэта отпевали и в Ленинграде, и в Москве. Есть о чем задуматься.

Загадка Третья — потусторонняя. «Распни его!..»

Миллионы людей со всех концов мира посещают могилу С. А. Есенина на Ваганьковском кладбище. Люди с поклоном идут почтить память поэта. Так повелось с  самых первых дней 1926 года и длится по сей день. Но обладают ли эти действия поклонения праху сокровенным смыслом, если праха поэта в могиле нет?
Светлана Петровна Есенина, племянница поэта, является на сегодняшний день единственным свидетелем похорон матери Сергея Александровича — Татьяны Федоровны Есениной. Ее воспоминания должны и могут послужить важнейшей причиной для начала официального расследования.
— Моя бабушка, Татьяна Федоровна, умерла 03 июля 1955 года,  — рассказывает Светлана Петровна, — Это была настоящий удар для всей нашей семьи. Первая в моей жизни утрата самого близкого человека. Все события, которые последовали за бабушкиной смертью, и сами похороны отложились в памяти в мельчайших деталях.  Татьяну Федоровну хоронили рядом с сыном. Но я совершенно отчетливо помню, что слева, немного выше ее гроба, находился чей-то желто-оранжевый с белыми разводами и белой рюшей гроб. Он был еще совсем в хорошем состоянии.

У чьей могилы стоит мать С. А. Есенина?..
1947 год. Ваганького. Фото из архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые.


Это не единственное свидетельство того, что захоронение Сергея Есенина подвергалось кощунственному вмешательству. Родные поэта хранят видеозапись рассказа Алхимовой Маргариты Васильевны, из которого следует, что останки поэта были потревожены в первую же ночь после захоронения. Она записала в 1983 году рассказ человека, который в 20-гг., работал шофером в ОГПУ и был непосредственным участником этих событий в составе целой бригады. «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок». Рассказать раньше об обстоятельствах той ночи человеку мешал страх. Но унести тайну с собой не позволила совесть.
В том далеком 1926-м году на могиле поэта стоял крест, который мы видим на фотографии. оздатель его неизвестен, но он, безусловно, придал своему творению легко читающуюся смысловую нагрузку.

Могила С. А. Есенина, 1926 год.
Фото из семейного архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые


Фигура распятого Христа уж больно необычна: короткая стрижка, кудрявые волосы, есенинская челка. Довершают образ полевые цветы вместо терновника в венке и под ногами. Полевые цветы как символ России. Перед нами варварски убитый поэт, мученик. Художник словно хотел сказать: здесь покоится прах несправедливо загубленной души, замученного  человека, распятого озверевшими убийцами.
Стоял этот крест довольно недолго. Власти поспешили заменить его на менее значимый, лишенный смыслового подтекста. Всего на могиле Сергея Есенина сменилось четыре креста. И только в 1950 году был установлен бронзовый барельеф от Союза писателей СССР, выполненный скульптором Л. М. Белокуровым. В 1986 году его сменил памятник скульптора А. Бичукова, известного своим трепетным отношением к Сергею Есенину. Однако и здесь не обошлось без странностей… Всю площадку вокруг Есенинского комплекса залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше 1 метра, по объяснению властей, должна была послужить укреплением для совсем небольшого памятника.

Загадка Четвертая — психологическая. Давай бояться вместе!..

«Ну… Есенин — это сложный вопрос…» — говорят одни чиновники.
«А что вы хотели? Есенин − это фигура политическая», — говорят другие.
«Ой, да оставьте вы это! Всё равно ничего не добьетесь!» — машут рукой третьи.
А четвертые, переходя на шепот и округляя глаза, шипят: «Вам что проблем захотелось?»
Складывается впечатление, что бетонной подушкой залит не только комплекс на Ваганьково, а всё, что связано с именем гениального певца России. Табуированная тема гибели Сергея Есенина приводит к ущербному освещению его жизни и творчества не только в масс-медиа, но и в школьных и вузовских программах. В режиме тоталитарного сталинского государства подобные «фигуры умолчания» были вполне объяснимы. Но в наш век обнародования правды о кровавом молохе репрессий несдвигаемая тайна вокруг имени Есенина выглядит по меньшей мере странно. Попытки журналистов, режиссеров, актеров, деятелей искусства, а самое главное — родных и близких Сергея Александровича вынести на телевизионное обсуждение тему жизни и творчества поэта наталкиваются в лучшем случае на цензуру и ущербное освещение.
Подобной судьбы удостоился телевизионный фильм «ЕСЕНИН», снятый по роману Виталия Безрукова продюсерским центром Первого канала в 2005 году. По признанию исполнителя главной роли Сергея Безрукова, они как авторы проекта столкнулись с требованием сократить отснятый материал на несколько часов, оставив для выхода в эфир только детективную часть фильма. Еще более трагическая участь постигла лучший документальный фильм о Есенине «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова,  удостоенный гран-при Губернатора Рязанской области на Фестивале прессы «Хрустальный журавль» и завоевавший звание Лауреата Национальной премии имени Виктора Розова с вручением золотой розы. Этот фильм, содержащий уникальные архивные материалы и оригиналы документов, не принимается федеральными каналами к показу.
Не так давно вышедшая на канале ТНТ программа «Битва экстрасенсов», готовившаяся при непосредственном участии племянницы поэта Светланы Петровны Есениной и обещавшая стать настоящим откровением для поклонников поэта, в своей эфирной версии неожиданно была превращена в 10-минутную нарезку, являющуюся результатом деятельности цензоров, а не творческой группы программы. Являясь участником и свидетелем событий, происходящих на съемочной площадке, Светлана Петровна подтверждает, что к выводу об убийстве поэта пришли семь из девяти экстрасенсов. А зрители ТНТ благодаря изощренному монтажу не услышали внятно версию насильственной гибели ни от одного из экстрасенсов.
Действуют ли некие специальные инструкции «по Есенину» или руководители каналов руководствуются собственным «тонким чувством опасности» — мы не можем этого угадать. Мы видим только результат. А точнее — его отсутствие.

Загадка Пятая — демократическая. Государство правового нигилизма…

Уже много лет Светлана Петровна Есенина и ее сподвижники занимаются темой гибели поэта. За эти годы этой хрупкой на вид женщиной были пройдены сотни инстанций, написаны десятки документов и писем. Надежда то появлялась, то угасала. Менялись власть имущие чиновники, менялись обещания, менялись тактики и рекомендации, но главного так и не произошло.
«Наши первые обращения в Генеральную Прокуратору РФ, − говорит Светлана Петровна, − мы начинали с Э. А. Хлысталовым и историком-архивистом А. С. Прокопенко, который принимал участие в раскрытии «Катынского дела». Позже к нам присоединился режиссер-документалист Владимир Паршиков и артист Сергей Безруков. Цель наших действий заключается не в поиске лиц, совершивших преступление. За давностью лет нет смысла выискивать и называть имена тех, кто давно ушел в мир иной. Мы, родные поэта, хотим только одного: объективного расследования обстоятельств смерти поэта. Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».

 


Родные на свое обращение к Президенту В.В. Путину, составленное в мае 2005 года, ответа не получили.


Светлана Петровна совершенно права, считая, что за Есенина еще есть кому побороться. Кроме родных поэта, остаются люди, неравнодушные к «делу Есенина» и к тому, как «самоповесили» поэта 83 года назад и продолжают «вешать» по сей день.
Действия руководства страны в текущий момент вполне конкретно направлены на создание в России «произвола закона». В надежде на это семья Есенина адресовала свой очередной  запрос к Президенту Дм. Медведеву. Хочется верить, что Закон будет одинаковым для всех, русский национальный поэт Сергей Есенина наконец-то окажется в поле зрения именно Закона, а не тех черных злопыхателей, что преследуют его светлое имя десятки лет.

 

Social Like