ЯКУШЕВСКИЙ С. Ф.

PostDateIcon 12.09.2012 18:37  |  Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Просмотров: 17628

С. Ф. ЯКУШЕВСКИЙ

С. Ф. ЯКУШЕВСКИЙЯКУШЕВСКИЙ Станислав Фаустинович — художник разных жанров. Он — автор ряда тематических картин на историко-революционные, бытовые темы; значительное место в его творчестве занимает портрет. Особое пристрастие художник питает к пейзажу средней нечерноземной полосы России, в основном Рязанского края, овеянного поэзией С. Есенина.
Обращение к есенинской теме для художника не случайно. Это длительный и серьезный, большой и целенаправленный труд.
В 1960 году С. Ф. Якушевский одним из первых создает картину о поэте. Этому предшествовала длительная подготовительная работа, сложный путь выявления образа. Живописцу удалось показать пробуждение в душе юноши поэтического начала, показать природу и поэта как единое неразрывное целое. Картина «Сергей Есенин» и определила дальнейшую направленность творчества художника, именно она стала первой в собрании музея. Вскоре началась работа над большой серией пейзажей «На родине С. Есенина». Работая в разное время года, непосредственно с натуры, живописец все же не ставил целью передачу документальной точности памятных мест. Он искал непреходящие, постоянные духовные связи есенинской поэзии с нашими днями, нашей жизнью, нашей современностью.
К восьмидесятилетию со дня рождения Сергея Есенина в 1975 году С. Ф. Якушевский подготовил и показал выставку работ, названную есенинской строкой: «Сердцу милый край». Серия пейзажных живописных произведений конкретно не связана с родиной поэта, это и не иллюстрация поэтических образов, но она созвучна есенинской лирике, причастность к которой воспринимается через самого художника, его отношение к природе, его мир чувств. Для этих работ, а они составляют большую часть комплекта, характерны цветовая сдержанность, строгость, лаконичность композиционного построения, внимание к отдельным деталям, как к смысловому акценту («Вечером лунным», «Одуванчики», «Моя родина кроткая»). Живописец стремится найти художественный, лирический образ природы через знакомое, неяркое, неброское, удивить не внешним эффектом, а открытием в простом значительного, близкого, понятного и дорогого.
Большая часть этих работ находится в экспозиции музея Сергея Есенина на его родине, в селе Константинове, в самостоятельном разделе «Сергей Есенин в произведениях изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура)».
Обращение С. Ф. Якушевского к светлому образу поэта, к его родине, его лирике помогает расширить, углубить и наши представления о творчестве Сергея Есенина, его поэзии, русской природе, нашей Родине.

С. Степашкин

Из истории создания «есенинских» картин:

<…> Продолжая рассказ о том, как зарождается замысел картины, повторю, что если замысел первой картины, «На балконе», был чисто умозрительный, замысел второй, «Домой», я почти целиком увидел в жизни, то замысел картины о С. Есенине родился из поэзии поэта. Дело в том, что я очень люблю пейзаж, и Есенина я считаю, в основном, пейзажистом. Я нашел душевный отклик в поэзии Есенина, сборник его стихов я выучил наизусть. Картину задумал писать с образом юного, зарождающегося поэта. Я любил сумерки, в это время поэтическое состояние чувствуется особенно остро. Да еще под луной. Вот я и начал первые эскизы с фигурой под луной. Подпитывал себя гулянием в сумерках, у воды с плещущей в ней луной. Очевидцы меня самого прозвали Есениным. Вспоминаются строки:

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра…

Это из ранних стихов, а я задумал Есенина в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. Подальше — больше, я стал чувствовать, что эскизы мои иллюстративны, банальны. А станковая картина не должна быть иллюстрацией к произведению. Она должна стать самостоятельным произведением, выражающим свой образ. В результате я написал семь вариантов картины, и ни в одном нет луны. Сумерки, да еще с туманом создают лирическое настроение. Экспонировались они на разных выставках. Издавались в альбомах, журналах «Рязань», «Изобразительное мастерство» (Киев), «Художник», в книге «Есенин и русская поэзия», в альманахах, в подборках открыток «По есенинским местам», «Сердцу милый край». Впрочем, где находятся оригиналы этих картин точно не знаю. Что-то есть в Рязанском художественном музее, что-то -в Есенинском мемориале в селе Константинове. А последний вариант находится в частном собрании Ильи Михайловича Майзельса.
В процессе работы над картинами посчастливилось мне общаться с есениноведами: ленинградцем Ломаном, москвичом Прокушевым (бывал у них в гостях), Кошечкиным и, конечно, с сестрами Сергея, Екатериной и Александрой. Правда, дополнительных сведений о Сергее от них я не получил, кроме опубликованных текстов и фотографий. А сестры даже не прочь были покритиковать художников, как например: «Сергей не носил косоворотку, не носил рубаху навыпуск, подпоясанную ремнем». Рассказывали они о брате в быту. А художник, создавая образ поэта на основании его поэзии, волен бытовые черты отбрасывать и брать за основуто, о чем он писал, то, что он — поэт деревни. Во-вторых, как они, сестры могли знать своего брата в быту, когда он жил в Москве да путешествовал по заграницам, а они жили в своем селе и были, вдобавок, моложе его?
Затевая картину с Есениным на природе, я принципиально долго не смотрел его фотографии, не ездил в Константиново, боясь «давления» конкретного материала. Старался создавать образ картины на основании характера поэзии. В Константиново поехал уже тогда, когда картина была почти готова, и понял, что поступил правильно. Для лица «позировали» мне некоторые фотографии и живые юноши, похожие на Есенина. Позировал, например, заместитель директора есенинского мемориала Константин Петрович Воронцов, еще безбородый. Говоря о картине, я имею в виду самый первый вариант, который был приобретен областным управлением культуры, долго висел в фойе концертного зала, но в конце концов погиб в его подвалах.
В процессе работы над образом лирического поэта было написано много «чистых» пейзажей природы и параллельно — городских, с архитектурой. Оказалось, эти мотивы тоже очень интересны: построить строгость архитектуры и сохранить трепет живописи. <…>

Якушевский С. «О том, что помню. Записки народного художника». Рязань, Изд-во «Поверенный», 1999 г. С. 71-73.

На родине Сергея Есенина

Сергей Есенин
Сергей Есенин.
1965 X., м.
Село Константиново
Село Константиново.
1965 X., м.
Вербочки майские
Вербочки майские.
1969 X., м.
Дали неоглядные
Дали неоглядные.
1969 X., м.
В селе Константиново
В селе Константиново.
1970 X., м.
Окно с голубыми ставнями
Окно с голубыми ставнями
1970 X., м.
Рязань. Разлив у Кремля
Рязань. Разлив у Кремля.
1971 X., м.
JakВечером лунным
Вечером лунным.
1973 X., м.
Притихло
Притихло.
1973 X., м.
Дыхание весны
Дыхание весны.
1974 X., м.
Моя родина кроткая
Моя родина кроткая.
1975 X., м.
Рябинка над водою
Рябинка над водою.
1975 X., м. 
Одуванчики
Одуванчики.
1975 X., м.
 Мой край задумчивый и нежный
Мой край задумчивый и нежный.
1975 X., м.
Зеленокосая в юбчонке белой
Зеленокосая в юбчонке белой.
1975 X., м. Фрагмент
 Там, где капустные грядки. 1975 X., м.
Там, где капустные грядки.
1975 X., м.
************ ***************** **************** **************
Голубое утро. Родина С. Есенина.
Голубое утро.
Родина С. Есенина.
1969 X., м.
Мать поэта (Татьяна Федоровна Есенина)
Мать поэта
(Татьяна Федоровна Есенина).
1972 X., м.
Я посетил родимые края (С. Есенин)
Я посетил родимые края
(С. Есенин).
1995 X., м.
С. Есенин
С. Есенин
Рязанский кремль. 1969
Рязанский кремль.
1969 X., м.
Мемориальная усадьба Есениных
Мемориальная усадьба
Есениных
 «Я снова здесь в семье родной…»
«Я снова здесь
в семье родной…»
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Нивы сжаты, рощи голы…» 
 Вечер над Окой. Константиново
Вечер над Окой.
Константиново
 Рязань. Улица С. Есенина
Рязань.
Улица С. Есенина
 Кузьминская ГЭС (на родине Есенина)
Кузьминская ГЭС
(на родине Есенина)
Теплоход «Сергей Есенин»
Теплоход «Сергей Есенин» 

 


Станислав УРМАНОВ,
кандидат искусствоведения

«СЕРДЦУ МИЛЫЙ КРАЙ»

Первым из рязанских живописцев обратился к теме Есенина народный художник СССР С. Ф. Якушевский. Первым определил смысл и понимание этой темы, которые объединили творческие усилия всех рязанских художников, прикоснувшихся к ней после него — Есенин и «малая Родина» — Рязанский край. Первым придал ей то лиро-эпическое звучание, которое оказалось наиболее близким его последователям: художникам и зрителям, поэтам и исследователям-рязанцам.

Было это давно, в конце 50-х годов, когда на фоне хрущевской «оттепели» народная любовь к Есенину, не замиравшая никогда, потребовала конкретных дел по увековечению памяти великого поэта. В те годы постепенно оживлялся процесс изучения его творчества, выходят новые сборники его стихов и поэм, произведения Есенина входят в школьную программу, идет процесс переосмысления его значения в русской поэзии и духовной жизни народа и в результате возникает и начинает реализовываться замысел создания музея, посвященного жизни и творчеству Есенина на родине поэта в селе Константинове. Именно тогда в 1959 году появился ранний вариант картины Якушевского «С. Есенин».

Когда Станислав Фаустинович принимался за эту картину, за плечами его были уже немалый жизненный опыт, хорошая профессиональная школа и заметные творческие достижения.

По месту рождения Якушевский не был рязанцем, он родился в 1922 году на Украине в с. Марьяновка Житомирской области. Семья была крестьянской, трудолюбивой, а потому и постигло ее то, что в биографических справках художника обычно отмечалось строчкой: 1930 г. — переезжает в Новосибирскую область. Что реально скрывается За этой фразой известно каждому школьнику, а многим пожилым людям памятно. Массовые репрессии, обрушенные на крестьянство в ходе «раскулачивания» круто повернули судьбу будущего художника. Разом кончилось деревенское детство, вместо этого — неустроенная жизнь в таежном поселке, холод, голод и необходимость самому без поддержки семьи пробивать свою дорогу в жизнь. Пятнадцатилетним подростком-детдомовцем, окончив школу-семилетку, Якушевский поступил в Омское художественнее училище. Сейчас он рассказывает об этом как о счастливом случае. Но можно на эту «случайность» посмотреть и по-иному. Скорее всего, это случай, когда талант, данный природой, как зеленый росток, начал с натугой и терпением пробивать асфальт жизненных невзгод. Их потом было немало. Поэтому Якушевского можно причислить к разряду людей, которые сами себя сделали и много достигли не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

В 1950 г. он закончил Всероссийскую Академию художеств (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), приехал в Рязань, где начал преподавать в художественном училище и где через год был принят в члены Союза художников СССР С этой поры жизнь и творчество художника навсегда связались с Рязанью.

Несмотря на то, что в Рязани начала 50-х годов не было развитой художественно-творческой среды, творческая судьба С. Якушевского складывалась благополучно, помогла атмосфера творческого содружества с молодыми выпускниками художественных вузов, собравшимися в те годы в Рязанском отделении Союза художников. Целеустремленность, трудолюбие, творческая одержимость вскоре выдвинули его в число лидеров. Вскоре он становится членом Правления Рязанской организации Союза, активно участвует во всех областных художественных выставках, творческих поездках, других мероприятиях, а в 1953 г. впервые принял участие в республиканской выставке в Москве с картиной «На балконе». Следующая картина 1955 года «Домой» приносит ему известность, выходящую за пределы областного масштаба. Уже в первых серьезных работах художника обнаружились важные, определяющие черты его творческого лица: опора на традиции русского реалистического искусства, внимание к внутреннему миру человека, подчинение всех выразительных средств искусства (композиция, рисунок, колорит, сюжет) задачам создания полнокровного, емкого художественного образа.

Работа над образом Есенина и над есенинской темой в целом не только выявила, но и развила в нем новые черты, знаменовала новый этап творчества. Его живопись становится более лиричной, эмоционально-насыщенной и свободной.

Как рассказывает художник, в Константинове он попал уже после того, как первый вариант картины «С. Есенин» 1959 года был закончен. Так что первый импульс, творческий замысел, возник не в результате знакомства с родиной поэта, а в результате любовного, вдумчивого, многократного чтения его стихов. Еще и сейчас Станислав Фаустинович, почти не глядя, снимает с полки тот объемистый том избранного из произведений Есенина издания 1958 года, который тогда был его настольной книгой, с которой он не расставался в поездках, творческих командировках даже самых кратковременных. Очевидно, поэзия Есенина дорога художнику тем, что помогла ему понять что-то важное в самом себе, в своем отношении к миру, людям, природе, она стала для него средством самопознания, расширила его духовный горизонт, внушила уважение к своим корневым истокам, позволила увидеть что-то важное вокруг себя, то, что и раньше видел, но что не могло достучаться, войти в душу, занятую заботами о повседневном, как казалось, более важном, срочном и необходимом.

Природа: земля, небо, вода, деревья и травы, облака и туманы, солнечный свет, закаты и рассветы, — все это вдруг перестало быть объектом обязательных этюдных упражнений, а заговорило своим живым языком, но языком одухотворенным гением великого переводчика — поэта Есенина.

Есенинская тема - на протяжении всей жизни...В картине «С. Есенин» пейзаж впервые у Якушевского перестал быть фоном, стал мощным фактором формирования образа поэта, выражением важнейшей составной его поэзии, его духовного строя. Как всегда, художник сделал много предварительных эскизов композиции, но пейзаж во всех вариантах был активен. Мотив его сравнительно несложен. На заднем плане на фоне предзакатного неба темнеет пологий склон холма, поросший тонкими березками, стволы которых неясно светятся в сумерках. На переднем — росистый луг, слегка затянутый поднимающимся туманом. Слева у ограды из березовых жердей вихрастая фигура молодого поэта, в белой косоворотке, расстегнутой на груди, темном пиджаке, накинутом на плечи. Волосы его золотятся в последних отблесках зари, взгляд направлен в сторону от зрителя. От образа веет слегка грустной задумчивостью, таинственной связью с этим знакомым, но до отчаяния непостижимым в своей сущности миром родной природы. Образ поэта слит с ней, растворен и в то же время как бы рожден ею, чтобы через него сказать людям невысказанное. Любопытно, что пейзажный мотив в картине почти точно воспроизводит константиновские бугры, хотя, повторяю, Якушевский побывал на родине поэта уже после окончания первого варианта картины.

Живописный строй этого холста включил все, известные тогда Якушевскому технические приемы: заливки, пастозные прокладки. местами подробную, местами обобщенную проработку деталей. Уже одно это свидетельствовало о том, насколько дорога была эта картина художнику. И все-таки этот первый вариант не вполне его удовлетворил.

И дело здесь не только в неисчерпаемой глубине есенинского образа или бездонной бесконечности природы. Дело в самой картине. Судя по логике развития композиции, художника не устраивала в ней излишняя повествовательность, иллюстративность.

В новом варианте картины, показанном на выставке «Советская Россия» 1960 года, Якушевский попытался усилить поэтический элемент за счет более тесной, интимной связи фигуры с пейзажем. Составные остаются те же: деревенская изгородь, только теперь поэт изображен облокотившимся на нее: кусты и травы, сумеречные дали; клинышек вечереющего неба. Но некоторые акценты сдвинулись. Усилен передний план, легче стали дали, масштабно увеличена фигура. Взгляд зрителя не перебегает с фигуры на пейзаж и обратно, а сразу фокусируется цветовым аккордом фигуры, а затем направляемый взглядом поэта и ломкой, но не определенной колеей городьбы, скользит вдаль к горизонту. Внутренняя цельность композиции, поэтическая легкость живописи, артистически, как бы единым дыханием исполненный пейзаж — все это гораздо более убедительно выразило мысль художника о духовной слитности поэта и родины.

Работа над картиной «С. Есенин» естественно вызвала потребность посетить Константиново.

Красота его окрестностей надолго приковала внимание художника. Результатом многолетней работы стала серия пейзажей «По есенинским местам». Основу этой серии составили большие, нередко панорамные картины, как «Кузьминская ГЭС» 1965 г.», «Село Константиново» 1965 г., созданные на базе огромного этюдного материала, причем многие этюды в силу их непосредственности и поэтического настроя вполне могут рассматриваться как произведения, имеющие самостоятельную эстетическую ценность («Домик Есениных, 1965 г.). 

Есенинская тема, начиная с 60-х годов, становится сквозной в творчестве Якушевского. Несмотря на тематическое разнообразие, широту интересов, а Якушевский писал картины и на историко-революционную тему, и тему Великой Отечественной войны, и бытовые картины; он постоянно возвращается к образу Есенина в картинах («Я снова здесь, в стране родной» 1970 г., «Сердцу милый край» 1983 г.), а его пейзажное творчество отныне оказывается внутренне связанным с есенинской поэзией.

Чем дальше, тем больше в его пейзажах нарастает лирический, поэтический элемент. Это сказывается во все возрастающей остроте композиционных построений, особенно заметной в таких вещах как «Вечер над Окой. Родина С. Есенина» 1970 г., «Окно с голубыми ставнями» 1970 г. и других, которые сменяют ранние константиновские пейзажи часто информативно-повествовательные по характеру. Это сказывается и в усилении роли цвета в пейзаже, эффектных световых контрастах, создающих взволнованный, возвышенный настрой изображения. Художник как бы вживается в природу Константинова, начинает ощущать все более интимную связь с ней, входит вглубь своих прежних панорам и часто строит пейзаж на какой-то детали, значение которой переосмысливает в духе внутренней темы, как например, березовые бревна, сваленные в траву деревенской улицы, напоминают ему своим возрастом, что они ровесники Есенина («Есенинские березки» 1970 г.). В пейзаже «Мемориальная усадьба Есениных» 1970 г. таким стержневым мотивом становится тропинка, как бы ведущая зрителя вглубь усадьбы мимо плетней, надворных построек, в сад, к амбару, в котором часто работал и отдыхал поэт.

Постепенно настроенность на «есенинскую волну» стала ощущаться но всем пейзажном творчестве Якушевского. посвященном среднерусской природе. Где бы он теперь не работал, в Константинове, или в Мещере, или в окрестностях Дома творчества «Академическая дача» Тверской ныне области, на его пейзажи в любом случае накладываются строчки есенинских стихов, и которых звучит то восхищение неоглядной далью русских равнин, открывающейся с сельской околицы («Голубое утро. Константиново» 1970 г.), то пантеистическое любование каждой отдельной березкой, рябиной, липой. Смотришь, например, картину «Утро в Мещере» (1972 г.) и невольно приходят на память строки: «Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан…». И коровы в этой картине тоже напоминают коров из есенинских стихов.

Именно эта погруженность в стихию есенинской поэзии позволила Якушевскому создать убедительный, лишенный бытового прозаизма портрет матери поэта («Портрет Татьяны Федоровны Есениной, матери Есенина» 1976 г.).

В картинах Якушевского отразился не весь Есенин и не вся есенинская поэзия. Остались за пределами его восприятия внутренний драматизм есенинского восприятия родины, трагический разлад поэта со временем, трагедия его личной судьбы. Ближе ему оказался есенинский лиризм, любовь к России, к родному краю, но это дорого в Есенине многим, если не большинству почитателей его поэзии.

Художника, как и всякого человека, не стоит судить за то, что он не сделал, важнее то, что он сделал. Якушевский был не только зачинателем есенинской темы, вместе с другими рязанскими живописцами, графиками, скульпторами он фактически основал отдел музея-заповедника «С. Есенин в произведениях изобразительного искусства», создав живописный памятник поэту. Впрочем, на мольберте в мастерской Якушевского сейчас новая картина, посвященная С. Есенину. Работа продолжается. Точку ставить рано.

Social Like