Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

32173036
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
5590
7712
52469
30064289
139413
294862

Сегодня: Май 19, 2019




Тщеславный паяц или златокудрый агнец

PostDateIcon 07.04.2019 19:07  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 142

Тщеславный паяц или златокудрый агнец

Парад мнений о судьбе и творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин — канат, который тянут в разные стороны идеологически заточенные литераторы. И продолжается эта игра многие десятилетия. Собственно, она началась ещё при жизни поэта, и конца ей не видно. «Златокудрый голубоглазый агнец, закланный иудами»; «прагматичный хам, тщеславный нарцисс, карьерист со стальной хваткой»; «гений, обладающий божественным даром»; «ряженый паяц»; «чудо русской поэзии». Какие только определения и ярлыки не навешаны на всенародно любимого российского лирика начала прошлого столетия. Причём, как неоднократно замечали респонденты проекта Дмитрия Силкана, споры, вспыхивающие на пожароопасной есенинской «территории», нередко заканчивались рукоприкладством. Один из собеседников даже охотно вспомнил о своём личном участии в кулачном бою, устроенном непримиримыми есениноведами. Ни Александр Блок, ни Владимир Маяковский, ни Борис Пастернак, ни Анна Ахматова — никто из великих русских поэтов XX века, кроме Есенина, не стал мегараздражителем, вскипателем крови. Лишь он превратился в настоящий детонатор жутких скандалов. Одна тема его гибели разодрала общественность на два враждующих лагеря. Первые утверждают: «Покончил с собой». Другие возражают: «Убили!» А дальше начинается дробление этих генеральных убеждений на подпункты: «Повесился, не выдержав алкогольной депрессии»; «Был неумышленно убит в пьяной драке, которую сам и спровоцировал»; «Покончил с собой, подкошенный жестоким творческим кризисом»; «Решил разыграть фатальную сцену, но произошла осечка, и… повесился по-настоящему»; «Убит сотрудниками ОГПУ»; «Ритуально принесён в жертву»… Десятки версий, и ни одна из них не является убедительной.

Дмитрий Силкан провёл беседы с 49 специалистами, имеющими совершенно разные взгляды на творчество и судьбу Сергея Есенина. Профессии спикеров тоже отличаются пестротой. Среди экспертов проекта: филолог, писатель Евгений Водолазкин, поэт Всеволод Емелин, руководитель Есенинской группы ИМЛИ имени А.М. Горького Наталья Шубникова-Гусева, литературный критик   Владимир Бондаренко, писатель и публицист Дмитрий Глуховский и даже астролог Павел Глоба. И насколько разнообразна группа комментаторов, настолько же разбросана манера их высказываний. Между прочим, многие из собеседников Силкана находятся от Сергея Есенина на расстоянии всего «двух рукопожатий». И это наводит на мысль, что Есенин, давно записанный в хрестоматийные классики, на самом деле стоит с нами фактически на одной ступени лестницы времён. Так, в книге представлены свидетельства тех, кто был знаком и беседовал, например, с сёстрами поэта и с его близкими друзьями. К счастью, в книге нет сенсационных заявлений и открытий. Как нет и дотошного ворошения чужого белья. Все респонденты высказывали свои мнения в рамках, присущих порядочным лицам. Однако обнаружить равнодушные или пустые комментарии в книге тоже не удастся.

SilkanГлавное достоинство жанра интервью заключается в том, что отвечающий на вопросы человек может продемонстрировать свои эмоции, выйти за пределы академических рамок или вообще перепрыгнуть границы им самим же установленных убеждений. И эта особенность, конечно, выделяет книгу Дмитрия Силкана в уходящем за горизонт ряде книг есениноведческой библиографии: оказывается, серьёзные специалисты — тоже люди, способные и слезу обронить, и кулаком по столу шарахнуть. Взятые интервью разбиты не по персонам, а на главы-темы: «Любовь к поэту или к личности?», «Поклонницы, любовницы, жены…», «Пьянки, скандалы, мордобой — «для того, чтобы ярче гореть?», «Революция и политика: принять нельзя отринуть» и т.д. В начале чтения мозаичная структура книги немного рассеивает внимание. Но чем пристальнее вслушиваешься в многоголосицу экспертов, тем любопытнее становится обсуждаемая тема. При этом сам интервьюер исполняет обязанности хладнокровного координатора — когда надо, раздувает огонёк полемики, цитируя довольно резкие суждения, а когда требуется, локализует вспыхнувший скандал. Словом, «ничего личного» — только парад мнений. Кстати, некоторые из приглашённых респондентов отказались от участия в проекте, боясь быть морально или физически наказанными за свои взгляды. И они, наверное, приняли верное решение…

Возможно, кто-то из читателей посчитает, что автор проекта поступил хитро, дав возможность группе «компетентных товарищей» сделать за себя всю основную работу. В каком-то смысле это верно. Но, с другой стороны, как ещё можно «сшить дело Есенина» более или менее объективно, исключив какие-либо политические или идеологические мотивы, беспристрастно рассматривая самые разные литературоведческие, культурологические, исторические позиции в изучении судьбы и творчества поэта? Да и расшифровка многочасовых разговоров, а потом оформление их авторскими комментариями (Дмитрий Силкан пишет напористо, с огоньком) — работа каторжная. И довольно опасная, учитывая пристальное внимание к есенинской теме литераторов самых разных специальностей и рангов. Сам же инициатор и организатор проекта обозначил свою позицию более чем разумно, вооружившись идеальным «страховым полисом»: «Магистральный подход к изложению полученного материала будет следующим: существует некий черный ящик с аббревиатурой «С.А.Е.» на боках (наподобие тех, что находят на дне океана после трагических авиакатастроф). Ящик повреждён, долго пролежал на илистом дне… но существуют сонмы специалистов по аэронавтике, баллистике, записывающим устройствам, криптографии, моделированию полётных ситуаций, что смогут попытаться дешифровать отловленные данные. Конечно, степень удачности предприятия заранее неизвестна, и реконструкция событий может произойти лишь в некоем приближении. Ведь исчерпывающую информацию мог бы дать лишь сам командир величественного трансконтинентального лайнера «С.А.Е.».

Владимир Гуга
Об авторе: Владимир Александрович Гуга — прозаик.

«Независимая газета – НГ-Exlibris» 4.04.2019 г.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика