Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58548068
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
1077
16647
17724
56248947
601890
1020655

Сегодня: Март 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ДОНАТО Владимир

PostDateIcon 11.04.2019 18:38  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2210

Владимир ДОНАТО

ВСТРЕЧИ С ПРЕКРАСНЫМ

Мемуарная литература, кроме понятного интереса к жизни и деятельности ее автосон, на мой взгляд, приносит еще и познавательную пользу читателям, особенно молодежи. Деятели искусства, как впрочем и все другие деятели, обычно пишут о своем пройденном трудовом пути от самого его начала. Творческий путь многих артистов и музыкантов старшего поколения связан с борьбой, с преодолением трудностей, которые возникали перед ними в юные годы.

Наша современная молодежь находится совсем в иных условиях: перед ней открыты в жизни все пути-дороги. Она должна только проявлять талант и любовь к труду.

Имя Натана Борисовича Шульмана (Владимира Донато), пианиста-аккомпаниатора и композитора, знакомо не одному поколению любителей музыки. Вот он-то и является одним из тех музыкантов, кому в юности было очень трудно. Но огромная любовь к музыке, к своей будущей профессии помогла ему преодолеть все трудности и лишения и заставить судьбу быть благосклонной…

Известно, что у каждого крупного певца всегда как-то своя, одному ему свойственная исполнительская манера, свое понимание музыки, чем-то непохожее на других. И задача аккомпаниатора — не только всегда быть вместе, в ансамбле с певцом внешне, но и почувствовать внутренне все тончайшие художественные устремления и нюансы певца.

Это драгоценное качество пианиста встречается не так уж часто. Поэтому мы, вокалисты, встретив однажды такого партнера, стараемся как можно дольше не расставаться с ним.

Натан Борисович Шульман много знает, много видел, много пережил и перечувствовал. Обо всем этом он интересно и правдиво рассказывает в своих мемуарах.

А о том, как появился на свет псевдоним Владимир Донато он расскажет сам.

Сергей ЛЕМЕШЕВ,
народный артист Советского Союза.



<> В то время мне предложили работу в одном из московских кафе под названием «Стойло Пегаса», которое помещалось на Тверской, против магазина Елисеева. В этом кафе, ютившемся в полуподвальном помещении, собиралась интересная и необычная публика. Там можно было встретить писателей, поэтов, журналистов, актеров, художников, театральных критиков — словом, многих представителей литературы и искусства. Частыми гостями уютного кафе были В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Джек Алтаузен, Иосиф Уткин, Александр Безыменский, Семен Кирсанов и многие другие. Бывали и В. И. Качалов, и Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.

Помню, как Сергей Есенин в кругу своих друзей и почитателей впервые прочел новое произведение — «Собаке Качалова». Оно вызвало у окружающих восторг. К поэту подходили многочисленные друзья по перу, благодарили за стихи и исполнение. Читал Сергей Александрович очень выразительно. Голос у него был чистый, громкий, тенорового тембра. Однако дело не в голосе, а в большом внутреннем темпераменте, в выражении лица, в блеске глаз и во всей его красивой коренастой фигуре. Скажу откровенно, мне не приходилось слушать кого-либо из профессиональных чтецов, кто бы с такой силой и вдохновением читал стихи С. Есенина, как это делал сам автор. Замечу без всякого преувеличения, что такого красивого человека я никогда не встречал. Его простое крестьянское, но в то же время высоко одухотворенное лицо украшали чудесные голубые глаза и роскошная золотистая копна вьющихся волос.
Владимир Маяковский бывал в «Стойле Пегаса» несколько реже других, но зато всегда с огромной компанией. Новых своих стихов Владимир Маяковский здесь никогда не читал, несмотря на многочисленные просьбы и уговоры присутствующих.

«Стойло Пегаса» чем-то напоминало портовую таверну. В этом знаменитом кафе, просуществовавшем около года, играл небольшой салонный оркестр из семи человек. Исполняли мы хорошую музыку: фрагменты из опер, оперетт и пьесы, специально написанные для нашего состава. Перед входом в «Стойло Пегаса» стоял прикрепленный к стендам плакат, на котором перечислялись имена участников нашего оркестра. Феликс Михайлович Блуменфельд, мой профессор, проходя случайно по Тверской, мог увидеть на этом плакате и мою фамилию. Я очень боялся, что он исключит меня из своего класса. Размышляя об этом, я решил во что бы то ни стало избрать себе какой-нибудь псевдоним.

Друзья по оркестру наперебой называли много различных фамилий, большая часть которых была почему-то итальянского происхождения.

Во время этой шумной и своеобразной дискуссии за ближним столиком просматривал газету «Правда» Сергей Есенин. Вдруг он поднялся и подошел ко мне:

— А зачем тебе понадобилось менять свою фамилию?

Я рассказал. Поэт крайне удивился и посоветовал:

— Скажи, паренек, своему уважаемому профессору, что ничего зазорного нет в том, что ты здесь играешь! Играть для посетителей этого кафе — большая честь! Так и скажи ему! Понял? Ведь не он же тебя кормит, черт побери, а ты сам, своим трудом зарабатываешь на жизнь! Не так ли? А? Работай смело и ничего не бойся! — Затем, допив кофе, добивал: — А впрочем, если ты уж так настаиваешь на псевдониме, возьми себе вот этот! — он показал последнюю страницу «Правды», где была напечатана реклама циркового аттракциона: «Рекордный полет под куполом цирка — три Донато!» — Я слыхал, как твои друзья подсказывали тебе различные псевдонимы. Это все не то. Возьми — Донато! Звучная фамилия. А имя — Владимир!

Так, с легкой руки Сергея Александровича Есенина, я стал называться Владимиром Донато…

Литературная запись А. БРОДСКОГО.


Журнал «Радуга», 1972 г., № 10. С. 155–156.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика